Цель: развитие кругозора учащихся, повышение уровня математической культуры, воспитание внимания, развитие сообразительности, находчивости, тренировка памяти.
Здравствуйте, дорогие друзья. Я рада вас приветствовать на нашей интеллектуальной игре.
На ваших столах лежат листочки, на которых написано: команда (название своей команды надо будет написать на каждом листочке по ходу игры, чтобы жюри могли проверить), раунд и номер вопроса. Игра состоит из шести раундов. Каждый раунд - из трех вопросов. На каждый вопрос дается одна минута. По истечении этого времени каждая группа должна отдать записанный именно на этом листочке ответ помощникам (помощнику) ведущего, которые отдают их в жюри. За каждый правильный ответ вы можете получить 5 баллов. В конце каждого раунда подводятся итоги.
(Представление жюри)
Первый раунд. Литературный
1 вопрос.
Живут братья. Первый брат получил имя благодаря своим размерам, второй – из-за способности давать дополнительную информацию, третий – благодаря своему месторасположению, четвертый – из-за умения выступать инкогнито. Как именуется пятый брат? (Мизинец)
2 вопрос.
Как начинается пословица, заканчивающаяся словами: “…да ключ от нее потерян”? (“Ума палата, да ключ от нее потерян”)
3 вопрос.
Когда у ослика Иа был хвост, то длина ослика вместе с хвостом равнялась 2 м. Когда Вини нашел хвост у Совы длина хвоста была 5 дм. Какова длина Ослика без хвоста? (2 м, т.к. хвост Иа всегда висит и к длине отношения не имеет)
Второй раунд. Математический
1 вопрос.
Человек говорит: Я прожил 44 года, 44 месяца, 44 недели и 44 дня. Сколько ему полных лет? (48, т.к. 44 месяца – это 3 года и 8 месяцев,44 недели – это почти 9 месяцев, 44 дня – это 1,5 месяца, значит: 44 года +3 года 8 месяцев+9 месяцев +1,5 месяца получаем 48 лет и 6,5 месяца)
2 вопрос.
Счетчик автомобиля показывал 12921 км. Через два часа на счетчике опять появилось число, которое читалось одинаково в обоих направлениях. С какой скоростью ехал автомобиль? (13031-12921=110км, 110:2=55 км/ч)
3 вопрос.
В представлении должны были участвовать 3 клоуна: Джон, Ганс, Иван. Им дали три колпака - красный, желтый, зеленый, три рубашки - красную, желтую, зеленую и штаны - желтые, красные, зеленые. Клоуны оделись так, что у каждого колпаки, рубашки и штаны были разных цветов. Ганс взял зеленую рубашку, Джон - красные штаны. Как был одет Иван? (Иван был одет в желтый колпак, красную рубашку, зеленые штаны)
Третий раунд. Филологический
1 вопрос.
Из слова “геометрия” составьте как можно больше слов. (Метр, мир, ром, тигр, три, метро, тир, грим, море, гром, тог, мотор, мор, грот, горе, ор, герой, гиря, рот, ретро)
2 вопрос.
Просклоняйте составное числительное 652 по падежам.
И. (что?) Шестьсот пятьдесят два
Р. (чего?) Шестисот пятидесяти двух
Д. (чему?) Шестистам пятидесяти двум
В. (что?) Шестьсот пятьдесят два
Т. (чем?) Шестьюстами пятьюдесятью двумя
П. (о чем?) О шестистах пятидесяти двух
3 вопрос.
В предложенном тексте исправьте ошибки:
3х=120 “три икс равен сто двадцать”
0,8у=-2,4 “ноль целых восемь десятых игрек равны минус две целых четыре десятых”.
0,01х=3 “ноль целых одна десятая икс равны три”.
(В русском языке названия латинских букв X, Y, Z – мужского рода, а остальные латинские буквы - среднего (например: х равен, а равно). При чтении выражений названия букв по падежам не изменяются (например: три икс, а не три икса, пять игрек, а не пять игреков). Если модуль коэффициента отличен от 1; 0,1; 0,01 и т.д. то выражение читают во множественном числе (например: 5х равны, 0,1 у равен). Поэтому: “три икс равны ста двадцати”, “ноль целых восемь десятых игрек равны минус двум целым четырем десятым”, “ноль целых одна сотая икс равен трем”. Названия всех греческих букв в математике принято читать в среднем роде, и они, как и названия латинских букв, не изменяются по падежам.
Четвертый раунд. Исторический
1 вопрос.
О каком великом математике древности идет речь?
Он был величайшим математиком и физиком древности. Родился в Сиракузах (287-211 гг. до н.э.). Так увлекался математикой, что приходилось его силой отрывать от места к столу или насильно уводить в баню, где он продолжал размышлять над геометрическими фигурами, которые чертил пальцем на мыльном теле. (Архимед)
2 вопрос.
Буквенные обозначения впервые были введены французским математиком Франсуа Виетом (1540-1603 гг.). До этого пользовались громоздкими словесными формулировками. Попытайтесь записать в современной символике такой пример: “Квадрат и число 21 равны 10 корням. Найди корни.” (х2+21 = 10х. Корни равны 7 и 3)
3 вопрос.
Черный ящик. Вы должны отгадать, что находится в черном ящике. Я буду давать подсказки. Как только вы догадались, о чем идет речь, поднимаете руку, записываете ответ на листочке, который помощник отдает в жюри. Если вы правильно ответили после первой подсказки - получаете 10 баллов, после второй полсказки – 9 и т.д.
1. (10 очков.) Существует легенда о греческом изобретателе Дедале (мастер, сделавший крылья Икару) и его племяннике, очень талантливом юноше, который придумал гончарный круг, первую в мире пилу и то, что лежит в этом ящике. За это он поплатился своей жизнью, так как завистливый дядя столкнул его с высокого городского вала.
2. (9 очков.) Самый древний этот предмет пролежал в земле 2000 лет.
3. (8 очков.) Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это впервые было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде.
4. (7 очков.) За многие сотни лет конструкция этого предмета практически не изменилась, настолько была совершенна.
5. (6 очка.) В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а умение решать задачи с его помощью – признаком высокого положения в обществе и большого ума.
6. (5 очка.) Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве.
7. (4 очка.) Известный писатель Ю. Олеша, автор “Трех толстяков”, писал: “В бархатном ложе лежит, плотно сжав ноги, холодный и сверкающий. У него тяжелая голова. Я намереваюсь поднять его, он неожиданно раскрывается и производит укол в руку”.
8. (3 очко.) Необходим для перенесения размеров с одного чертежа на другой, для построения равных углов.
9. (2 очков.) Об этом предмете придумана загадка:
“Сговорились две ноги
Делать дуги и круги”. (Циркуль)
Пятый раунд. Сказочный
1 вопрос.
Какой рост был у девочки, спавшей в ореховой скорлупе? (1 дюйм= 2,5 см)
2 вопрос.
Рост этого героя мама определила в 5,5 см, а шестилетняя Лидочка – в 3 см. И что интересно, они обе правы. (Мальчик с пальчик)
3 вопрос.
А.С. Пушкин говорит, что у царя Салтана родился сын “в аршин”. Найдите рост будущего князя Гвидона в сантиметрах. (7 см 11 мм)
6 раунд. Решающий
1 вопрос.
Сколько лет бабушке?
Петя пришел к своему приятелю Коле.
- Что же ты не был у нас вчера? – спросил Коля. – Ведь вчера моя бабушка праздновала день своего рождения.
-Я не знал, - сказал Петя. – А, кстати, сколько лет твоей бабушке?
Коля ответил замысловато:
- Моя бабушка говорит, что в ее жизни не было такого случая, чтобы не справлялся день ее рождения. Вчера она справляла этот день пятнадцатый раз. Вот и сообрази сколько лет моей бабушке.
Попробуйте и вы ответить на этот вопрос, да скажите, кстати, какого числа и в каком месяце происходил разговор между приятелями.
(Бабушка Коли родилась 29 февраля, в високосный год. Таким образом, день рождения она отмечала один раз в четыре года. Следовательно ей 60 лет. А разговор происходил на следующий день, после дня рождения – 1 марта)
2 вопрос.
Дан квадрат. Разбить его на 4 равные части. Найти наибольшее число решений.
Ответ:
3 вопрос.
Бабуля продавала на рынке щенка. Мимо шли три парня, сложились по 100 рублей и купили щенка за 300 рублей. Когда парни ушли, бабуля подумала, что отдала щенка очень дорого. Она попросила мальчика догнать парней и отдать им 50 рублей. Мальчик подумал: “А как же парням разделить между собой эти деньги? Отдам я им 30 рублей, а себе возьму 20”. Так и сделал. Получилось, что каждый парень заплатил по 90 рублей. Т.е. все вместе они отдали 270 рублей, 20 рублей осталось у мальчика, т.е. всего 290 рублей. А где еще 10 рублей? (Доходы складывать с расходами нельзя доходы равны расходам. Парни отдали 270 рублей: 250 у бабули и 20 рублей у мальчика.)
Подведение итогов. Слово жюри. Первым трем командам присваивается звание “Наимудрейшие из мудрейших”, оставшимся “Умнейшие из умнейших”.