Тема урока: Чуму учил китайский мудрец Конфуций.
Цель: сформировать представление о жизни китайского общества, философском учении Конфуция, используя активные формы обучения и информационные технологии.
Задачи:
- Познавательные задачи:
- освоение системы теоретических знаний: основных событий, исторических личностей и практическое знание карт;
- формирование исторического подхода к событиям;
- создание условий для адекватной оценки результатов обучения и самооценки у учащихся 5 классов
- Развивающие задачи:
- развитие творческого мышления учащихся;
- развитие самостоятельности;
- развитие способностей к анализу, систематизации и обобщению исторических фактов и событий;
- развитие умения использования информационных технологий в процессе обучения.
- Воспитательная задача:
- воспитание уважения людей друг к другу.
Основные результаты обучения:
- Учащиеся, знакомясь с основами конфуцианства, приобретаю опыт, формируют представления о древних цивилизациях и формах и правилах взаимодействия людей.
- Отработка навыка работы с картой (акцент на обозначение на карте исторических объектов);
- Освоение технологии проблемного изучения учебного материала. Анализируя, систематизируя и обобщая исторические факты и события доказали проблему, поставленную в начале урока «Китай – удивительный, мудрый, уникальный»;
- Формирование навыка работы с различными источниками информации (учебник, справочная литература Интернет-ресурсы) Учащиеся готовят самостоятельно сообщения по новой теме (опережающее обучение);
- Экспресс-опрос, в виде тестового задания использованного в конце урока оптимизирует проверку усвоения учебного материала новой темы и мотивирует учащихся на работу с электронными учебными пособиями
Структура: урок изучение нового материала.
Методы управления учебной деятельностью и восприятия информации:
а) по источнику передачи и восприятия
информации – словесные, наглядные, практические;
б) по логике передачи и восприятия информации –
индуктивные и дедуктивные;
в) по степени самостоятельности учащихся –
репродуктивные и проблемно-поисковые;
г) по степени управления учебной деятельностью –
учебная деятельность, организованная и
управляемая учителем, самостоятельная
деятельность уч-ся, работа с учебником.
Система контроля, оценивания:
а) фронтальная работа, опрос;
б) экспресс-опрос;
в) самоконтроль
Оборудование:
- Мультимедиапроектор, доска-экран;
- Карта «Китай в древности»
- Учебник истории для 5 класса (авторы Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. год издания – 2000)
Оформление доски:
Великая Китайская равнина, река Хуанхэ, река Янцзы , мудрец Конфуций, манеры, циновка, прическа, заискивать, бамбуковая книга, иероглиф.
!!! За неделю до проведения урока ребята получают задания: подготовить сообщения (на 1 минуту) по темам: «Великая Китайская равнина», «Река Хуанхэ», «Река Янцзы», мудрец Конфуций», «Бамбуковая книга Древнего Китая»
ХОД УРОКА
I этап. Организационный момент
II этап. Актуализация опорных знаний по теме: «Природа и люди Древней Индии»
16 учащихся работают с перфокартами (регламент 5 минут)
От материка Индию отделяют самые высокие _________________________ горы.
Берега Индии с запада, востока и юга омывают воды ______________________ океана.
Самые многоводные реки Индии это ______________________ и ______________________ .
В ______________________ до нашей эры почти все индийские царства объединились под властью царя ______________________ .
Индийский мудрец ______________________ учил, что главное – личные достоинства человека, а не его происхождение.
По верованиям древних индийцев, бог ______________________ создал людей из разных частей своего тела.
В Индии выращивали ______________________ , ______________________ , ______________________ .
______________________ – группа людей с определенными правами и обязанностями.
Древнеиндийское общество в Индии делилось на ______________________ , ______________________ , ______________________ , ______________________ , ______________________ .
Параллельно 10 ребят читают текст учебника ( авторы Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.) стр.102 (со слов «Китай находится в …» до «Жил Конфуций за пять веков до н.э.»)
Презентация: слайд №1
«Чему учил китайский мудрец Конфуций»
III этап. Изучение новой темы
1 .Формулирование проблемы слайд №2«Китай – уникальный, мудрый, удивительный»
– Мы должны доказать, что «Китай –
уникальный, мудрый, удивительный».Сегодня мы
поговорим о жизни китайского общества, о
философском учении Конфуция, познакомимся с
географическим положением Китая и особенностями
климатических условий. Рассматривая новый
материал, мы будем постоянно возвращаться к
поставленной проблеме, и стараться её
доказывать.
– В начале урока некоторые ребята в классе
читали статью учебника на странице 102. Я думаю,
всем будет интересно, о чем в статье шла речь.
2. Работа с картой
Карта «Китай в древности» висит на доске + слайд №3 карта // звучат сообщения (регламент каждого сообщения не больше 2 минут) ребят о
- Великой Китайской равнине слайд №4
- Река Хуанхэ слайды №5-6
- Река Янцзы слайды №7-8
- Мудрец Конфуций слайды №9-10 // работа со словом «мудрец»
Возврат к проблеме: «Китай – уникальный, мудрый, удивительный» слайд №2
3. Изложение нового материала
– Конфуций учил: «Воспитанного человека легко
узнать по его манерам» слайд №11 // работа
со словом «манеры».
– Объясните, как вы понимаете слово «манеры». (Манера
– обычный для данного лица, вошедший в привычку
образ действия; та или иная особенность
поведения).
– Учтивый китаец перед входом дом снимал туфли и
шел босиком слайды №12-13 (дома)
– Идти в туфлях по циновкам, расстеленным на
полу, считалось просто неприлично.
– Объясните, как вы понимаете слово «циновка». (Циновка
– ковер, сплетенный из тростника) слайд №14
// работа со словом «циновки»
– Сидели китайцы либо на циновке, либо на низком
сидении, но непременно подогнув под себя пятки.
Сидеть, свесив ноги, а тем более вытянув их
вперед, могли только совершенно невоспитанные
люди.
слайд №15
– Большое внимание уделялось внешнему виду
человека. Древние китайские мужчины носили
прически из длинных волос, которые укладывались
в тугие пучки на темени. Надо лбом, на висках и на
затылке волосы тщательно приглаживались. Узел
закреплялся шпилькой (напоминает «шишку»).
Женские прически были очень сложные, но
производили впечатление легкости, украшались
цветами, а на праздники причёски украшались
драгоценными камнями.
слайд №16
– Обычно китайцы носили халат. У простых людей
они были из дешевой материи, а знатные и богатые
китайцы одевались в шелковых халаты, украшенные
дорогой и красивой вышивкой. На одежде
императора вышивался дракон – символ
божественности.
Император считался «Сыном Неба».
Возврат к проблеме: «Китай – уникальный, мудрый, удивительный» слайд №2
– Жизненный уклад китайского народа подчинен
дисциплине, порядку, уважению и почитанию
старших и младших. слайды № 17-18 //работа
со словом «заискивать»
– Чему учит эта мудрость?
4. Осознанное самостоятельное чтение учащимися текста учебника слайд №19
– Как вы понимаете мудрость Конфуция?
Чтение текста учебника (автор Вигасин А.А., Годер
Г.И., Свенцицкая И.С.) стр.102-103
1 абзац «Высшая добродетель – уважение к
старшим»
– Как относились к старшим в семье?
– Сейчас мне можете не отвечать, но ответьте сами
себе – как вы относитесь к своим родителям?
– Есть такое выражение: «всё идет из семьи».
Объясните почему?
слайд № 20
– Вспомните, царь, какого государства во
время захватнических войн, кроме
драгоценностей, забирал книги?
слайд №21
– О чем говорит китайская мудрость: «Мудрость –
в знании старинных книг»?
– Что изображено на слайде?
Сообщение «Бамбуковая книга Древнего Китая»
– Как называлась письменность, изображенная
на бамбуковых книгах?
– Что такое иероглиф? слайд
№22
слайд
№23
– Письменные принадлежности, несмотря на кажущуюся простоту, были очень дорогими. Писали кистями, обмакивая их в чернила изготовленные из золы.
Возврат к проблеме: «Китай – уникальный,
мудрый, удивительный» слайд №2
слайд №24
слайд
№25
– Как и другие народы, китайцы верили в
сверхъестественные силы – богов, духов,
драконов, обитающих в реках или горах. Но самым
высшим существом для древних китайцев было –
Небо. По их представлениям Небо – это
предок правителя, поэтому императора в Китае
называли – «Сын Неба», а подчиненные ему земли –
Поднебесной.
Возврат к проблеме: «Китай – уникальный, мудрый, удивительный» слайд №2
– Для того, чтобы проверить как вы поняли сегодняшний материал, я предлагаю выполнить тест слайд №26
IV этап. Итог урока
Китай – это страна, в которой всё уникально, мудро, удивительно! В этой стране всё величественно и потрясает воображение : Великая Китайская равнина, реки Хуанхэ и Янцзы. Китайская нация имеет многовековую историю и блестящую культуру. У китайского народа выработаны и воспитаны такие прекрасные традиционные черты характера, как трудолюбие, мужество, простота и доброта.
V этап. Рефлексия
– На уголках ваших парт приклеены стикеры розового цвета, на них необходимо записать три слова, которые запомнились вам и характеризовали бы ваше отношение к Китаю, к его древним мудростям.