Пояснительная записка.
Данный курс построен на содержательном материале отечественной истории, так как казаки представляли одно из состояний России обладавшее определенными правами и привилегиями. Изучение данного курса позволит учащимся глубже погрузится в изучение истории родного края, изучить материал лишь вскользь упоминаемый в содержании курса исторического краеведенья. На конкретных примерах отследить роль отдельного сословия и конкретных личностей в истории России и родного края.
Изучение курса рассчитано на 17 часов - 2 учебных часа в неделю.
Цели курса:
1. Создание условий для формирования и развития у обучающихся:
- интеллектуальных умений в области исторического исследования, позволяющих исследовать малоизученные, спорные и дискуссионные вопросы отечественной истории ;
- интереса к изучению истории и проведению исторических исследований;
- умения самостоятельно приобретать и применять знания;
- творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
2. В процессе обучения учащиеся приобретут следующие конкретные умения:
- критически анализировать материал источников, проводить сравнительный анализ полученных данных;
- описывать результаты проведенных исследований;
- выдвигать гипотезы;
- отбирать необходимые источники и сопутствующие (справочные и иные) материалы;
- представлять результаты исследования в виде таблиц и графиков;
- интерпретировать результаты исследования;
- делать выводы;
- обсуждать результаты исследования, участвовать в дискуссии, обстоятельно и аргументировано доказывать свою точку зрения.
Учебные и вспомогательные материалы для обеспечения курса:
- Новый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона 1911-1916 годов в 86 томах.
- Школьная энциклопедия "Руссика" в 8 томах.
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия на 10 CD.
- СD-диск "Амурское казачество в XIХ - XX веках".
Виды деятельности учащихся (учащиеся могут выбрать 3 из ниже перечисленных видов деятельности):
- составление хронологических таблиц "Этапы развития Амурского казачьего войска", "Войсковые атаманы Амурского казачьего войска", составление синхронистических таблиц "Современники";
- устные сообщения учащихся с последующей дискуссией;
- написание эссе;
- составление мини-энциклопедий "Войсковые атаманы Амурского казачьего войска". и др.;
- подготовка сценариев для слайд-фильма;
- составление карт ("Расселение Амурского казачества", "Походы казаков Амура" и т.д.)
Учащиеся могут выбрать:
- объект изучения (кого из исторических деятелей они будут изучать);
- вид отчетных работ из предложенного перечня;
- литературу, по которой они будут готовить собственные работы.
Критерии успешности изучения курса:
- Ученик получает зачет (оценка не ниже "4") при условии: выполнения не менее 3 обязательных работ, представленных в установленный срок, в предложенной учителем форме с соблюдением стандартных требований к их оформлению.
Дополнительные баллы выставляются (за любое из названных дополнительных условий:
- инициативно качественно выполненное задание помимо обязательных;
- использование медиа-технологий и материалов сети Интернет.
- инициативную публичную презентацию своей работы в школе или за ее пределами (конкурс, смотр, публикация и т. п.).
Фиксация динамики интереса к изучению курса:
Анкетирование на первом и последнем занятии, собеседование в процессе работы после выполнения каждого вида обязательных работ (т. е. не мене 3 раз за цикл обучения).
Форма итоговой отчетности:
Итоговая конференция с сопутствующей выставкой работ учащихся.
Тематический план курса
№ п./п. | Тема занятий | Количество часов |
1 | Образование Амурского казачьего войска | 2 |
2 | О внутреннем быте амурских казаков | 2 |
3 | Отчет о проделанной работе № 1 | 1 |
4 | Амурское казачье войско в русско-китайской войне 1900-1901 гг. | 1 |
5 | Амурское казачье войско в русско-японской войне 1904-1905 гг. | 1 |
6 | Амурское казачье войско в I мировой войне | 2 |
7 | Отчет о проделанной работе № 2 | 2 |
8 | Казаки Дальнего Востока в Февральской революции | 1 |
9 | Казаки Дальнего Востока в гражданской войне | |
10 | Отчет о проделанной работе № 3 | 1 |
11 | Итоговая конференция с сопутствующей выставкой работ учащихся. | 3 |
Примерные темы для исследований.
- Этапы становления Амурского казачьего войска.
- Форма и вооружение амурских казаков.
- Войсковые атаманы Амурского казачьего войска.
- География походов амурских казаков.
- "Казачий поэт" Волков Леонид Петрович
- Атаман Духовский С.М
- Атаман Корф А.Н.
- Атаман Гродеков Н.И
- Атаман Линевич Н.П.
- Атаман Хрещатицкий Р.А
- Атаман Унтербергер П.Ф.
- Атаман Гондатти Н.Л.
- Атаман Гамов И.М.
- Атаман Семенов Г.М.
- Ликвидация "Маньчжурского клина"
- "Гамовский мятеж"