Цели:
- закрепить вычислительные навыки сложения и вычитания чисел в пределах 100;
- развивать логическое мышление, внимание;
- прививать интерес к математике и информатике;
- воспитывать чувство взаимопомощи.
Оборудование:
- компьютер, имеющий выход на телевизор, компакт-диски "Незнайкина грамота", "Башня знаний" ("Фаргус"), "Веселая математика" ("Russobit"), "Алик";
- наглядное пособие с цифрой 1, карточки для индивидуальной работы, геометрические фигуры, наглядные пособия: числовая гора, водопад чудовищ;
- рабочие тетради.
Ход урока
Организационный момент.
Введение в тему урока.
Тема нашего урока: закрепление вычислительных навыков сложения и вычитания в пределах 100.
Учитель включает сюжет с компакт-диска "Незнайкина грамота" (без звука).
Учитель зачитывает текст:
- Сегодня утром мне принесли письмо от нашего старого друга Незнайки.
Он пишет:
"Здравствуйте, ребята!
На солнечный город напали марсиане. Они прилетели и поселились рядом с нашим городом. Мы так радовались новым соседям, угощали их фруктами, цветочным нектаром. А они захватили всех жителей в плен, чтобы поселиться в наших домах.
Уцелел только я! Так как в это время гостил у друзей в Цветочном городе. Ночью я пробрался к своему дому и случайно подслушал разговор двух марсиан, что ключ от темницы спрятан в надежном месте и чтобы туда попасть нужно преодолеть разные трудности и испытания. Теперь мне нужна ваша помощь, ребята. Иначе мои любимые друзья - коротышки погибнут в плену".
- Поможем Незнайке? (Да)
На нашем уроке мы будем отрабатывать вычислительные навыки в пределах 100, чтобы хорошо научиться считать.
Чистописание:
- Первое задание нам приготовила "Числовая гора".
На доске числа 1, 40, 3.
- Что общего у этих чисел? (Они натуральные, целые).
- На какие 2 группы их можно разбить? (Двузначное 40 и однозначные 1 и 3).
- Что еще можете сказать об однозначных числах? (Нечетные).
- В минутке чистописания мы будем писать цифру, которая обозначает сегодняшнее число. Что это за цифра? (1 - Убираю ее с горы).
Цифра пишется из середины клетки. Веду прямую линию в правый угол, из правого угла веду линию до середины нижней линии.
- Какие числа можно образовать, используя только цифру 1?
1 11 111 1111 - Из каких разрядов состоит трехзначное число?
Устный счёт.
- Число 40 и 3 не хотят уходить с горы, они требуют, чтобы мы построили ряд чисел, в котором каждое следующее число на 3 меньше предыдущего.
Начинаем с 40 (37, 34, 31, 28, 25, 22,:).
На экране телевизора появляется лев (компакт-диск "Незнайкина грамота").
- Посмотрите, лев улыбается. Ему понравились наши ответы.
- Ребята, как удобнее путешествовать, пешком или на самолете?
Лев дарит нам самолёт.
- Чтобы самолет полетел, надо назвать из каких геометрических фигур он состоит?
Равносторонний треугольник - Почему он так называется?
Из прямоугольных треугольников - Почему он так называется?
- Покажите прямой угол.
- Чему равен Р равностороннего ?, если длина его стороны равна 15 см.
(Р - прав.) Р = 45 см.
- Садимся на самолёт и летим к водопаду чудовищ.
Физкультминутка - самолёт.
- За 1 водопадом спрятался дракон. Чтобы его победить, нам нужно решить выражения. (Работа по карточкам).
- 2 водопад приготовил логические задачи:
1) Тройка лошадей пробежала 3 км. Сколько км пробежала каждая лошадь?
2) Два землекопа за 2 ч выкопали 2 м канавы. Какой длины канаву выкопают 4 землекопа за 4 ч?
3) Два стражника шли по лесу. Нашли несколько орехов и стали думать, как их разделить. Если они возьмут себе по 3 ореха, то 1 останется, а если по 4 ореха, то одного не хватит. Сколько орехов они нашли?
4) Два друга договорились сесть в 4 вагон электрички. Один сел в 4 вагон с начала поезда, а другой в 4 вагон с конца поезда. Но оказались они в одном вагоне. Сколько вагонов в электричке?
5) Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько курица будет весить, если встанет на 2 ноги?
Закрепление пройденного.
- За 3 водопадом спрятались выражения:
1) Чтобы значения выражений были верными, надо расставить скобки
70 - 32 + 8 = 30; 72 + 64 - 60 = 76.
(Сумму чисел 32 и 8 надо взять в скобки. Разность чисел 64 и 60 надо взять в скобки.)
- Запишите эти выражения в тетрадь с комментированием.
2) Решение уравнений:
- Водопады расступились, и мы оказались на "поляне уравнений"
Х + 43 = 57; Х - 25 = 65.
2 ученика с объяснением решают у доски, остальные - в тетради. В это время несколько учеников работают по карточкам (№1-4 из М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. Математика 2 класс, №5 - взаимопроверка).
3) Решение арифметической задачи:
- Ребята, мы так долго летим, что уже пора заправить наш самолёт. Незнайка не может сообразить, сколько литров керосина надо залить в бак, если: в бак автомобиля помещается 35 л, в бак вертолёта на 30 л больше, а в бак самолёта столько литров, сколько в автомобиль и вертолёт вместе.
На доске плакат:
Бак автомобиля - 35 л Бак самолёта - ? л
Бак вертолёта - ? (л), на 30 л больше, чем
Один ученик по краткой записи повторяет задачу.
- Можно ли сразу ответить на вопрос задачи. (Нет.)
- Почему? (Мы не знаем, сколько литров керосина помещается в бак вертолёта.)
- А можем это узнать? (Да, 35 + 30 = 65 л)
- Теперь можем узнать, сколько литров керосина помещается в бак самолёта?
(65 + 35 = 100 (л),
(35 + 30) + 35 = 100).
Физкультминутка для пальцев.
У меня есть 10 пальцев, не хотите посмотреть?
Я могу их растопырить. Я могу их крепко сжать.
Я могу сложить их вместе. Или высоко поднять
Я могу их опустить и вот так могу сложить.
4) Самостоятельная работа.
- И так нам остался последний этап:
Ключ от темницы спрятан в болоте. Чтобы до него дойти, нам нужно правильно решить примеры и раскрасить картинку.
Цвета на картинке зашифрованы.
- Поможем Незнайке добыть ключ от темницы?
Задание выполняется каждым ребёнком на листочках и параллельно по очереди у компьютера с использованием разночтения примеров.
Физкультминутка для глаз.
Итог урока.
Молодцы, ребята. Благодаря вашей помощи Незнайка получил ключ и теперь обязательно освободит своих любимых друзей.
"Жизнь дана на добрые дела" - гласит русская пословица.
- Какие вычислительные навыки отрабатывали?
- С какой целью мы выполняли эти задания?
Оценка работы учащихся.
Домашнее задание: с. 60 №5 (М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. Математика 2 класс).
Список используемой литературы.
- Учебник математики для 2-го класса (1-4); часть 1. (М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.)- "Просвещение" - М., 2002 г.
- Методические пособия к учебнику по математике для 2-го класса,М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.- "Просвещение" - М., 2002 г