Программное содержание: Продолжать знакомить детей с обычаями, традициями и культурой народов Севера. Знакомить с произведениями национальных поэтов.
Обогащение словаря: коренные жители, малица, ягушка, нарты, каюр, юрта, чум.
Предварительная работа: знакомство с праздниками народов Севера: "Медвежий праздник", "Вороний день", "Праздник оленевода". Знакомство с национальной п/и "Хейро". Рассматривание иллюстраций с национальной одеждой. Разучивание сценки: "Охота на медведя".
Материал: орнаменты хантыйский костюмов, ружье, палка, маска медведя и солнце.
Оборудование: бумажные силуэты одежды, фломастеры.
Участники: группа детей.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, в какой стране мы живем?
Дети: Мы живем в России.
Воспитатель: В каком городе?
Дети: В городе Ноябрьске.
Воспитатель: Где находиться наш город?
Дети: На Севере.
Воспитатель: Кто коренные жители Севера?
Дети: Ханты, ненцы, манси.
Воспитатель: У каждого народа своя культура, свои традиции и обычаи, которые складываются годами и передаются из поколения к поколению. Сегодня мы с вами вспомним праздники народов Севера. Какое животное у северных жителей считается священным?
Дети: Медведь.
Воспитатель: Как называется праздник, посвященный этому животному?
Дети: "Медвежий праздник".
Воспитатель: В какое время года его празднуют?
Дети: Осенью.
Воспитатель: После какого события ханты устраивают праздник?
Дети: После охоты на медведя.
Воспитатель: Где устраивают праздник?
Дети: В юрте, того охотника, который убил медведя.
Воспитатель: Что охотники делают со шкурой и головой медведя?
Дети: Шкуру вместе с головой укладывают на почетном месте в юрте. И украшают разноцветными лентами, бисером, сережками, а глаза монетами.
Воспитатель: Какое угощение ставят перед медведем?
Дети: Рыбу, мясо, конфеты, печенье.
В-ль: Что делают гости прежде, чем занять свое место?
Дети: Подходят к медведю и кланяются ему.
В-ль: Затем начинается целое представление, сперва кукольное, а затем и театрализованное. Охотники надевают маски из бересты и разыгрывают истории, а вот и одна из них.
Сценка: "Охота на медведя".
Ведущий: В одном чуме медведь растащил все запасы. Хозяин и говорит жене.
Хозяин: Пойдем, баба, убьем медведя, я и раньше их убивал и ружье у меня есть.
Ведущий: На самом деле, он не только не убивал медведя, но даже никогда их не видел.
Хозяин в сторону: Как бы мне не встретиться с этим медведем, а то он меня задерет.
Жена: Муж, может, не пойдем охотиться?
Хозяин: Пойдем, даже не спорь.
Ведущий: Только они отошли от чума, как навстречу им медведь. Хозяин испугался и убежал, а жена схватила ружье, выстрелила и убила медведя. Вернувшись с добычей, жена говорит: А я ведь тебе говорила, что ты испугаешься и убежишь.
Хозяин: Если бы я был один, ни за что не убежал, так. А раз теперь и убежал, так я же знал, что ты и сама легко убьешь этого медведя.
Воспитатель: Вот так весело проходит этот праздник, его празднуют несколько дней, а в последний день съедают мясо. Весна на Севере наступает бурно. Все ждут прилета птиц. С ними приходит тепло и солнце. Вот как об этом написал известный северный поэт.
Красное солнце наше,
Нет тебя в мире краше!
Даруй нам свет и тепло,
Красное солнце наше
Весна, весна - Ворнэ
Приди весна с радостью,
С доброй радостью, с великой милостью.
Воспитатель: По мнению северных народов, какая птица пробуждает природу после долгой зимы?
Дети: Ворона.
Воспитатель: Да, северные люди считают, что эта птица своим криком пробуждает природу и приносит саму жизнь. Ее считают покровительницей женщин и детей. Кто знает, как называется этот праздник?
Дети: "Вороний день".
Воспитатель: В этот день женщины на священном месте в стойбище - арашкан ( место костра), готовили пищу на костре и молились духам. Около какого дерева собирались дети и женщины?
Дети: У сосны.
Воспитатель: Для чего они там собирались?
Дети: они приносили цветные тряпочки, ленточки и привязывали на сосну.
Воспитатель: Зачем они это делали?
Дети: Женщины кланялись дереву и просили о благополучии семьи и здоровье детей.
Воспитатель: Чем еще занимались женщины и дети на этом празднике?
Дети: Пели и плясали.
Воспитатель: Мы сейчас с вами послушаем музыку северных народов.
Вот такая оригинальная музыка у этого народа. Кроме пения и плясок жители Севера очень любят играть. И мы с вами сейчас поиграем в игру, которая называется "Хейро", значит солнышко.
П/и "Хейро".
Воспитатель: Какой еще праздник народов Севера вы знаете?
Дети: "День оленевода".
Воспитатель: Правильно, этот праздник отмечают недавно - это профессиональный трудовой праздник. Оленеводы со всей округи съезжаются на него. Как вы думаете для чего?
Дети: Узнать кто из них самый ловкий, смелый, выносливый.
Воспитатель: А как они это определяют?
Дети: Они устраивают соревнования.
Воспитатель: Какие?
Дети: Самое главное соревнование - это гонки на оленьих упряжках.
Воспитатель: Как называется человек, который управляет оленями.
Дети: Каюр.
Воспитатель: Какой приз получает победитель?
Дети: Буран.
Воспитатель: Какие еще соревнования проводятся на этом празднике?
Дети: Прыжки через нарты.
Воспитатель: Нарты ставят боком друг к другу в ряд, надо перепрыгнуть через большее число нарт. Еще одно забавное состязание - это перетягивание палки, давайте, и мы с вами устроим такие состязания, посмотрим кто у нас самый ловкий.
"Перетягивание палки" - садятся на пол, уперевшись друг в друга ступнями ног и перетягивают палку.
А сейчас устоим еще одно соревнование - это "Хват без перехвата".
Двое становятся спиной друг к другу и сцепляются согнутыми в локтях руками. Выигрывает тот, кто заставит другого оторвать ноги от земли.
Воспитатель: Вот так весело и задорно отмечают праздники, коренные жители Севера.
Северные жители, как и все люди на праздник одевают свои лучшие одежды. Во что одеваются мужчины народов Севера?
Дети: Малица.
: Как называется женская одежда коренных народов?
Дети:Ягушка.
Воспитатель: Чем отличается малица от ягушки?
Дети: Малица без застежек, но с капюшоном; а ягушка с завязками впереди и с воротником.
Воспитатель: Чем украшали ягушку?
Дети: Орнаментом.
Воспитатель: Орнаменты не только радуют нас своей красотой. Они рассказывают о жизни тайги. Каждый орнамент имеет свое название. Кто может их назвать?
Дети называют орнаменты по образцам.
Хантыйские орнаменты красивы,
В них все предметы Родины моей,
Ты больше не найдешь во всей России
Таких цветов и сказочных зверей.
Так писал хантыйский поэт М. Шульгин.
Воспитатель: Я вам предлагаю выбрать орнамент назвать и разукрасить его.
Детям предлагают орнаменты и фломастеры. Ребята по желанию разукрашивают орнаменты.
Воспитатель: Что вам сегодня понравилось больше всего на занятии?