Программное содержание:
- Развивать интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного. Закреплять знания детей о характерных особенностях разных видов росписи, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении знакомых элементов. Воспитывать интерес к быту обычаям России.
- Словарная работа: закрепить значение слов: ярмарка и коробейник.
Оборудование: мольберт, краски, кисти, изделия народно-прикладного искусства, Петрушка, коробок.
Предварительная работа:
- Рассматривание изделий и картин с изображением народно-прикладного искусства.
- Расписывание изделий элементами росписи под хохлому, гжель и дымку.
Ход занятия
- Ребята, слышите, кто-то стучится в дверь. Я пойду, посмотрю. Ребята, да это же Петрушка!
- Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, чтобы пригласить на ярмарку.- А вы знаете, что такое ярмарка? (это шумный большой базар, на котором продают свои изделия).
- Молодцы! Вы знаете, что такое ярмарка! Закрывайте глаза и не подглядывайте. Раз, два, три (звучит музыка).
Петрушка:
Солнце яркое встает.
Спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары:
Продаются самовары
И отменные игрушки!
- Пойдемте, ребята, погуляем по ярмарке, на людей посмотрим, да себя покажем.
Ой, дети, посмотрите, что это такое стоит? Петрушка, ты не знаешь, чье это? (достает лоток коробейника).
Петрушка: Это, наверное, коробок коробейника.
Дети: А кто он такой?
Петрушка: Это человек, который ходит с лотком и предлагает всем товар, который есть у него в лотке.
Воспитатель: Ребята, коробейник, наверно потерял свой товар. Посмотрите только, чего здесь нет в коробке? (вынимаю хохломскую посуду, гжельскую, дымковские игрушки, свистульки).
- Давайте пойдем, погуляем по ярмарке. Может быть, найдем хозяина этого товара. Как ты думаешь, Петрушка? Будь проводником - веди нас.
Петрушка: Пойдемте, ребята. Вот только знаете, я сомневаюсь, хорошо ли вы знаете, названия разных промыслов, которые есть в России?
Воспитатель: Они знают!
Петрушка: А мы сейчас проверим (подходит к столу, на котором расставлены дымковские игрушки).
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом.
Точно в дымке все кругом
Голубые дали
И село большое "Дымково" назвали.
Воспитатель: Мы подошли к лотку, где продают игрушки. Чьи они?
- Дымковские!
Воспитатель: А как вы узнали? (рассматриваем, из чего они сделаны, кого изображают, как расписаны).
Вечера зимой длинные.
Лепит мастер здесь из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные
Кружочки, клеточки, полоски.
Простой казалось бы узор,
А отвести не в силах взор.
Петрушка: А как, по-вашему, веселые эти игрушки или наоборот грустные?
Что, глядя на них, делать хочется? (танцевать).
Воспитатель: Веди нас, Петрушка, дальше. Куда же мы попали?
- А это, какие это изделия?
- Правильно, это изделия гжельских мастеров. Давайте посмотрим на гжельскую посуду. Мастера любят расписывать свои изделия диковинными птицами, цветами. Все они разные, но в одном одинаковые. В цвете бело-голубом. Почти на каждой гжельской вещи мы видим цветок. Как он называется? (гжельская роза).
- Красива и нежна гжель, как ясное синее небо, как белая лебедушка.
- А как люди еще называют гжель? (бело-голубое чудо).
Бело-синее чудо,
Соловьиная трель.
Всем ты в душу запала,
Наша русская Гжель!
Петрушка: Молодцы, ребята, как вы хорошо разбираетесь в русских промыслах! Идемте дальше. Ой, что это такое, смотрите разбитая посуда. Наверно свалилась с телеги. Давайте ее соберем, сложим.
Игра "Собери игрушку"
Воспитатель: Какие вы умницы, ребята, из осколков собрали игрушки, а какие они? (гжельские, дымковские, хохломские).
- Да вы просто волшебники! У вас так ловко все получается!
Петрушка: Я тоже хочу сделать какое-нибудь чудо. Вот у меня маски - я хочу рассказать сказку.
(Драматизация отрывка из сказки "Жихарка")
Это ложка - Котова, это ложка - Петина, а ложка точенная, ручка золоченная - Жихаркина.
Петрушка: Идемте к другому лотку. Посмотрите, и здесь продают посуду, а какую угадайте? (хохломскую).
Хохлома, хохлома,
Наше чудо дивное,
Мы рисуем хохлому,
Красоту невиданную.
Воспитатель: Много лет тому назад возник хохломской промысел. Расписывали золотой краской деревянные доски, покрывали их льняным маслом, прогревали в печи, и масляная пленка превращалась в золотистый лак. Потом и посуду стали делать так же, а продавать возили в село Хохлому. Вот оттуда и пошло название хохломских изделий.
- Какое? (золотая хохлома).
- Ребята, а о чем напоминает вам хохлома? (о прошедшем солнечном лете).
Воспитатель: Петрушка, а почему ты такой печальный, тебе не понравились ответы детей?
Петрушка: Нет, дети отвечали хорошо. Но вот посмотрите, я на доске повесил образцы изделий - все было аккуратно развешано - гжель с гжелью:
Но кто-то, пока я водил вас по ярмарке, все перепутал.
Воспитатель: Не переживай, Петрушка, ребята тебе помогут. Правда, дети?
Игра "Каждой вещи свое место"
Петрушка: А у меня еще сюрприз - это мастерская. Давайте побудем немного художниками и распишем вот эти образцы. Выбирайте, какие вам нравятся, подумайте, каким узором вы их украсите, какие краски возьмёте, чтобы они сочетались (под музыку расписывают образцы).
Петрушка:
Мы гуляли целый день.
Целый день гулять не лень.
Много нового узнали.
Мастерами просто стали.
Воспитатель: Петрушка, а что это за мешок, что в нем?
Петрушка: Это подарки для детей, за их хорошие знания. А, теперь мне пора домой. До свидания!
Воспитатель:
Ой вы, гости дорогие!
У нас игрушки расписные.
Писали их старались.
Подарить вам собирались.