В настоящее время Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического, психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников № 47" продолжает работать над реализацией цели экспериментальной деятельности по разработке педагогической концепции моделирования среды ДОУ как средства управления развитием креативности детей старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности.
Важной задачей в экспериментальной деятельности ДОУ стало осмысление особенностей развивающей среды, которая должна через свое содержание и свойства обеспечить:
- творческую деятельность каждого ребенка;
- воспитание духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, способствующей проявлению и развитию художественных способностей ребенка, позволяющей проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя в дальнейшем при обучении в школе.
Психические особенности личности дошкольника, ее духовный облик и нравственные качества формируются под определяющим воздействием социальной среды. В ракурсе нашего исследования предметно-пространственная среда дошкольного учреждения - это целесообразно организованная совокупность материальных объектов, предметов, находящихся в определенных пространственных взаимоотношениях и непосредственно включенных в контекст развития ребенка. В предметно-пространственной среде овеществляются силы и способности ребенка, освоение которых означает развитие и обогащение его самого.
В процессе проектирования развивающей среды как средства подготовки детей дошкольного возраста к школе педагоги нашего образовательного учреждения старались учитывать:
- психологические закономерности развития детей старшего дошкольного возраста ;
- развитие и формирование личности ребенка осуществляется в деятельности, которая в своем развитии постоянно меняет психологическое содержание;
- влияние ведущего вида деятельности на другие;
- соответствие среды возможностям ребенка на грани перехода к последующему этапу его развития - школьному обучению, т.е. создание через среду зоны ближайшего психического развития;
- структуру когнитивной сферы ребенка;
- информативность среды, удовлетворяющая потребность ребенка в новизне, преобразовании и самоутверждении;
- личностно-ориентированный тип взаимодействия ребенка и взрослого;
- общую активность ребенка, удовлетворение его желания действовать.
А также мы опирались на положение Л.С. Выготского о роли зоны ближайшего развития ребёнка и теорию амплификации дошкольного детства (А.В. Запорожец), основные принципы построения развивающей среды ДОУ (С.Л. Новоселова, В.А. Петровский), старались учитывать педагогические условия, стимулирующие творческую активность детей в процессе художественно-продуктивной деятельности.
Исходя из поставленных нами задач формирования художественно-творческих способностей детей, мы руководствовались следующими требованиями по организации развивающей среды - как средстве развития личности ребёнка старшего дошкольного возраста. Эти требования по организации ПРС взаимозависимы, неразрывны, взаимодополняемы и созвучны с восемью принципами построения ПРС.
1. Педагогическая адекватность среды, т.е. соответствие содержания развивающей среды статусу ДОУ, а также имеющемуся в образовательном процессе программно-методическому комплексу.
2. Сочетание центров среды в группах.
Предметно-развивающая среда групп старших групп организуется таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежёсткого центрирования позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам, полоролевому принципу, уровню развития детей.
Для удовлетворения потребностей ребенку необходимы объекты деятельности, в которых для него есть какая - то интересная цель. Эта цель направляет действия ребенка. Соответственно информация, заложенная в ПРС, должна побуждать ребенка к поиску достижения цели, применения уже имеющихся знаний, стимулируя его активность. Задача педагога - ориентироваться не только на возраст ребенка, но и на фактическое освоение материала в деятельности. Педагог должен создавать в среде проблемные ситуации, чтобы каждый ребенок мог проявить себя, а педагог - выявить его личностные особенности. Высота планки требований, которые педагог предъявляет к воспитанникам, всегда должна быть выше их сегодняшних возможностей и способностей.
3. Информированность среды.
Этот показатель включает в себя разнообразную тематику, комплексность, многообразие материалов и игрушек. Ориентиры по подбору материала представлены по основным направлениям развития дошкольников, видам деятельности, областям знаний. Мы стремились к такому разумному оптимуму в насыщении среды, которая была бы информативна, сбалансирована, каждый элемент обладал педагогической ценностью. Многое в среде ДОУ создано руками педагогов, родителей и являются уникальными пособиями, несущими огромную образовательную и развивающую ценность. От мастерства педагога, его профессиональных умений, ответственности и желания зависит многое: специфика и уровень организации среды, успешность освоения содержания образовательной программы.
Например, для самостоятельных игр детей старшего возраста оборудована игротека, в которой сосредоточены игры на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, на узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схемам, моделям, на осуществление контрольно-проверочных действий ("Так бывает?", "Найди ошибки", игры-головоломки, танграмы, развивающие и логико-математические игры, шашки, шахматы и др. Данный миницентр занимает небольшую площадь в спокойном тихом уголке группы.
А вот месту для игр с правилами отведено значительное место в среде группы. На шестом году жизни ребёнка совершенствуются нервные процессы - возбуждение и торможение. Это благоприятно сказывается на возможностях саморегуляции: дети начинают чаще поступать "как надо" и воздерживаться от нежелательных действий; возрастает произвольность поведения. Это важная характеристика, свидетельствующая о готовности к школе. Но в целом способность к произвольной регуляции своей активности выражена всё ещё недостаточно, наблюдается импульсивность поведения, реакций. Именно игры с правилами способствуют развитию произвольности психических процессов и поведения старших дошкольников. Замечено, что старшие дошкольники, умеющие играть в разные игры с правилами, успешно осваивают учебную программу в школе. Если же ребёнок не умеет ориентироваться на игровые правила (путает их, забывает, упускает, нарушает) - это может быть сигналом его неподготовленности к учебной деятельности, Игр с правилами для старших дошкольников огромное множество. Главный принцип отбора: игры должны быть интересными для детей, должны носить соревновательный характер, вызывать желание играть даже без участия взрослого.
В старшем возрасте возрастает роль книги как источника новых знаний.В уголках книги наших групп литература по разнообразным темам расставлена или в алфавитном порядке на открытых полках, как в библиотеке или по темам в пластмассовых папках-уголках (сказки - символ - колобок, природоведческая литература - ёлочка, познавательная - глобус или знак вопроса, книги, принесённые из дома - домик и т.д.) Воспитатели учат детей выбирать книгу, правильно пользоваться ею. Целесообразнее размещать уголок книги в хорошо освещённом месте группы, установив там столик, стульчики или диванчик.
Замечательно, если в детском саду будет собрана минибиблиотека, которая будет расположена в дополнительно организованном помещении и с более богатым книжным содержанием и выступать как один из Центров культуры ДОУ. Набор Центров культуры может быть разнообразным и зависит от приоритетных направлений деятельности ДОУ.
4. Обогащенность, наукоемкость, наличие природных и социокультурных средств, обеспечивающих разнообразие деятельности ребенка и его творчества. Обогащение материала и его разнообразие происходит в соответствии с возрастом, особенностями и интересами детей данной группы, периода обучения и требованиями реализуемых программ. Наукоемкость среды ориентирована на научнообоснованную теорию, соблюдение принципов построения ПРС, а также введение новых элементов ПРС на основе изученной методической и научной литературы. При подготовке материалов по научно - экспериментальной деятельности творческой и инициативной группой был разработан практический материал по художественному ручному труду на основе принципов развивающего обучения. И появились в центрах групп нашего ДОУ разнообразные схемы, пиктограммы, пооперационные карты, алгоритмы и таблицы, модели, способствующие формированию самостоятельности, навыков планирования, развитию мышления детей. Для каждой возрастной группы имеется свой набор схематического материала. Подбор материалов, особенности его размещения должен носить научно-обоснованный характер, учитывать психологические особенности развития детей каждого возраста, а также возрастные закономерности изменения видов деятельности. При отборе материала большое значение имеет его познавательная ценность. При действии с предметами у ребенка должна возникать проблемность, побуждающая к активному действию ради ее решения. Для этого педагог должен включать материал не только разной степени сложности, но и позволяющей выявить индивидуальную изобретательность ребенка к его содержанию, виду и форме, разным способам проработки, стимулирующей детей к творчеству (самовыражению) без боязни в чем-то ошибиться, сделать что-то не так "неправильно".
5. Вариативность материала. Статичные игрушки, учитывающие только репродуктивную активность ребенка, образуют содержание пространства, не стимулирущее творческое поведение.
Среда не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, обновлять с учетом специфики детского восприятия, стимулировать физическую, творческую, интеллектуальную активность детей, побуждать к дополнению ее необходимыми для развертывания деятельности компонентами.
Именно моделирование игры по выбору ребенка, его сценарию способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств. Что помогает этому? Мы убедились, что в старшем возрасте разнообразные предметы - заместители обладают наибольшим развивающим эффектом, позволяют ребенку активно и по своему усмотрению действовать, обогащая сюжет игры. Бросовый материал приходит на помощь по ходу игры ввиду недостающего атрибута. Многофункциональные макеты на различную тематику с соответствующим прикладным материалом, алгоритмы, схемы - образцы, фотографии по сюжетно - ролевым играм, ширмы, различные атрибуты для развития сюжетов игр, которые хранятся в картонных коробках, прозрачных закрытых контейнерах с метками ярлычками.
На 6-7 году жизни у дошкольников начинается интенсивное развитие режиссёрской игры, которая превращается в развёрнутую форму коллективной деятельности. В отличие от сюжетно-ролевой игры, в которой дети воспроизводят преимущественно профессиональную жизнь людей и их отношения, такие игры опираются на более широкий социальный опыт - впечатления, полученные из сказок, мультипликационных и телевизионных фильмов. Становление режиссёрской игры вносит неоценимый вклад в развитие личности ребёнка, способствуя переходу на новый уровень воображения. Многие из исследователей игры считают развитие творческой - одним из основных показателей готовности к школе. Для разыгрывания сюжетов данного вида игры можно использовать невысокую большую картонную коробку (это сцена для развёртывания сюжета), набор игрушек из любимого лакомства детей "Киндер-сюрприза", бросовый материал, схемы-образцы, фотографии декораций и кукол.
Развивающая среда, обеспечивающая личностно-ориентированное взаимодействие детей и взрослых - это не только предоставление возможности работать с дидактическим материалом разного уровня сложности, атмосферы доброжелательности и благополучия, не только ориентация в общении на более подготовленных детей.
Это - возможность педагога более гибко и динамично включить ребенка в активную целенаправленную и разнообразную деятельность; знать и умело использовать его индивидуально-личностные особенности; анализировать содержание субъектного опыта детей, активизируя его в процессе самостоятельной деятельности, поощрять инициативу, творчество, независимо от их способностей.
Таким образом, важной особенностью образовательной развивающей среды в группах старшего дошкольного возраста является использование разных методов и средств активизации деятельности детей, обеспечивающей развитие творческих способностей и наиболее полной самореализации.
6. Сочетание новых и традиционных компонентов среды предполагает внесение или создание нового, неизвестного для стимулирования активности, творчества детей.
К вариантам новых компонентов среды можно отнести:
- тематические выставки (подлинных экспонатов, иллюстраций, книг);
- минимузеи (картин, игрушек, открыток);
- оформление по сезону;
- выставки детского творчества.
Оригинально они представлены в среде нашего ДОУ:
- на свисающих нитях от потолка, заполняя работами воздушное пространство;
- в файлах на шкафчиках;
- в специально отдельном месте, легких полках, стенах творчества;
- поделки по художественному ручному труду размещены практически во всех миницентрах - музыкальном, игровом, конструкторском, уголке художественного творчества.
В создание среды надо активно включать детей, это способствует формированию осознанного отношения ребенка к среде, понимания взаимозависимости всех ее компонентов, необходимой комфортности для всех детей и взрослых группы учреждения, стремления и умения согласовывать свои желания и интересы с другими. Активизируя детей, привлекая их к созданию среды, необходимо учитывать их индивидуальные особенности, предпочтения и склонности.
Дети старшего возраста с большим интересом готовят совместные работы с родителями по заданным темам рисунки, семейные газеты, фотовыставки. Такой материал вывешивается в группе, дети с удовольствием его рассматривают, делятся впечатлениями. Сравнивают свои представления, увлечения, предпочтения с другими. Такая совместная работа приносит взрослым и детям огромное удовлетворение и радость, воспитывает у детей такие качества личности, как самостоятельность и творческое решение поставленной задачи, развивает инициативу, ответственность за общий успех дела, коммуникативность; создает микроклимат, в основе которого уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослым и ребенком, т.е. создает условия для амплификации развития личности ребенка дошкольника.
Предоставление ребенку свободы, большого "поля" для самостоятельных действий в реализации своих интересов, общение на равных в процессе сотрудничества посредством предметно - развивающей среды, помогает педагогам в полной мере реализовать задачи лично - ориентированного взаимодействия.
7. Обеспечение составных элементов среды, соотносимости с макро и микропространством деятельности детей.
Р.Б. Стеркина отмечала, что развивающая среда в ДОУ с точки зрения психолого-педагогических требований должна строиться с учетом возможностей ребенка общаться не только с детьми единого возраста, но и в разнообразных сообществах, не только с педагогом, который его ведет, но и с другими взрослыми. Обогащающим фактором детского развития в нашем ДОУ является специально созданное макропространство.
Среда образовательного учреждения должна быть взаимосвязана со всеми ее частями и окружающей средой, целостна, что позволит ребенку свободно заниматься разными видами деятельности, взаимодействовать друг с другом.
Личность развивается полноценно только тогда, когда есть весь спектр общения с людьми разного возраста, представителями разных профессий, семьи.
В современных нормативно-правовых документах и научно-методических материалах отмечается важный принцип взаимодействия детского сада и семьи, в процессе которого необходимо установить диалог воспитателей, детей и родителей, привлекая родителей к активному участию в работе ДОУ. При этом наиболее значимой рассматривается создание развивающей среды, обеспечивающей соответствующее возрасту развитие и эмоциональному благополучию детей, а также необходимую помощь и поддержку семье. Таким образом, процесс познания социальной действительности будет полным только в том случае, когда ребенок имеет возможность реализовать свои знания в разнообразной деятельности. Но, в свою очередь информация, заложенная в развивающей среде, должна побуждать ребенка к поиску достижения цели, применения уже имеющихся знаний, стимулируя его активность.
Таким образом, дошкольные образовательные учреждения, опираясь на новые нормативно-правовые документы и научно-методические материалы, должны обеспечить взаимодействие детей и взрослых через создание развивающей среды с целью совместной творческой деятельности, совершенствования отношений в коллективе независимо от цели образования ДОУ, его приоритетной функции, от структуры и типа организации.
8. Здоровьесберегающие ориентации среды: обеспечение комфортности, функциональной надежности и безопасности, динамичности, многофункциональности. В первую очередь это удобство размещения зон для организации коллективной и индивидуальной деятельности. Этому в полной мере соответствуют изделия из пластмассы: открытые легкие стеллажи, этажерки, полочки, комоды, контейнеры, ширмы. Не нарушая гармонию, очень хорошо вписываются в интерьер любого помещения и расставляют особые акценты: легкость, разнообразная светлая цветовая гамма, экономия пространства (от 3 - 5 до 7 секций расположены вертикально или "ступенообразно"); нет загромождения; создают уют; легко трансформируются, безопасны при перемещении самим ребенком; подлежат обработке. Это оборудование мы используем по разному функциональному назначению, как:
- разделители пространства.
- емкости для хранения атрибутов.
- маркеры игрового пространства.
- мебель для различных центров.
- площадки демонстрации детского творчества.
Ширмы, выкатные этажерки, контейнеры, цветные шнуры, складные заборчики помогают и дают возможность детям легко, по их усмотрению и замыслу трансформировать, создавать пространственную организацию среды, обозначать свою игровую территорию.
Предметно-пространственная среда должна быть организована так, чтобы материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, были либо в поле зрения ребенка, либо были доступны, чтобы ребенок мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому. Вместе с тем очень важно приучать детей все материалы убирать на место: во-первых, потому, что порядок во всем обеспечивает уют и красоту, радует глаз, создает хорошее настроение, а во-вторых, потому, что они могут понадобиться для занятий другим детям и этому же ребенку.
9. Обеспечение эстетической направленности.
Несомненно, у каждого педагога есть свое собственное представление об уютной группе, в которой все гармонично, функционально, насыщено. Но как реализовать эту мечту, ведь вместить необходимое с учётом всех требований кажется нереальным? Было трудно перестроиться, понять требования, сложно начать, ждали готовых рецептов. Но благодаря творческому подходу, увлечённости, ответственности, компетентности, высокому художественному вкусу, инновационным педагогическим приёмам управления, умению находить в различных ситуациях нестандартные решения педагоги ДОУ смогли реализовать основные принципы построения ПРС: здоровьесберегающей, развивающей, эстетической направленности.
При организации предметно-пространственной среды отмечается сложная, многоплановая и высоко творческая роль педагога. Создание предметно-пространственной среды и формирование творческой личности ребенка должно идти в единой системе сотворчества, организуемого в соавторстве ребенка и педагога.
Осваивая и изучая достаточно сложный, но интересный подход к ребенку со стороны среды (Ю.С. Мануйлов), в основе которого лежит система управленческих действий со средой, мы стремимся превратить наше дошкольное учреждение в "ту живую лабораторию, которая, с одной стороны, изучает дошкольника и его силы и потребности, с другой - организует среду, наиболее соответствующую потребностям возраста и задачам современного воспитания (Е.А. Флерина).