Урок изучения нового материала "Внук Петра и императрицы Фике: кому царствовать на Руси?"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  1. Сравнить факты из жизни двух великих личностей, определить прогрессивную  и опасную личность.
  2. Выработать личностный подход учащихся к изучаемым личностям
  3. Содействовать патриотическому воспитанию учащихся.

Урок изучения нового материала.

Оборудование урока: учебник история России 7 класс под редакцией А.И.Данилова, карта Россия в 18 веке, детская энциклопедия по истории России, издательство «Аванта Плюс», Очерки истории России 18 век.

Оформление доски: Династический ряд. Внук Петра??? императрица Фике???…,…., Федор, Иван, Софья, Петр 1,Екатерина 1, Петр 2, Анна Ивановна, Елизавета Петровна, Петр 3, Екатерина 2.

Ход урока

Вступительное слово учителя: Известно, личностью правителя определяются его дела. Вопрос классу: Какие титулы носили внук Петра и императрица Фике? Посмотрите на доску, на ряд императоров и императриц. Кого не хватает в этом ряду?

Мини-конкурс: Победитель получает 1ум. Это даст возможность получить хороший результат за урок.

Вопросы:

  1. Какое место занимают Петр3 и Екатерина 2 в этом ряду?
  2. Подберите ключевое понятие к этому ряду?
  3. Чем знаменит Петр3?
  4. Необычное у Екатерины 2?

Ответы: 1.Последние. 2.Романовы. 3.Внук Петра. 4.Имя.

Подведение итогов. Вручение ума-голубя.

Слово учителя: Постановка целей урока. Наш урок будет называться перекличка фактов. Эти факты будут рассказывать о жизни Петра 3 и Екатерины. Итогом вашей работы буде выполнение задания в рабочей тетради по вариантам: 1 вариант Достоинства и недостатки личности Петра3,а 2 вариант – Достоинства и недостатки личности Екатерины 2. Перекличка фактов: Учащиеся сообщают факты из жизни Петра 3 и Екатерины 2.

Факт 1. 1744 год. Императрица Елизавета Петровна позаботилась о невесте будущего монарха, Карла Петра Ульриха, ему суженной 14-летнюю родственницу короля Пруссии принцессу Софию-Августу-Ангальт Цербстскую. Родители называли ее просто Фике.

Факт 2.Бракосочетание 17-летнего жениха и 16-летней невесты состоялось 25 августа 1746 года. Невеста приняла православие и получила новое имя Екатерина Алексеевна.

Факт 3. Это было политическое действо: императрица Елизавета Петровна склонялась в пользу Софии Августы Фредерики, полагая, что захудалая немецкая принцесса не доставит ей в будущем особых неприятностей.

Учитель: Прочитайте высказывание Екатерины 2 по приезду в Россию. Высказывание находится на столах. Текст высказывания: « Я приложу все силы, чтобы стать хозяйкой этой огромной страны». Вопросы классу: Могу ли я утверждать: Елизавета Петровна ошибалась, называя Фике захудалой немецкой принцессой? Объясните, на чем основывается мое утверждение? Что должна сделать Екатерина Алексеевна, чтобы осуществить свою мечту? После беседы с классом продолжаем перекличку фактов.

Факт 4. Задача, которую решала в первые годы пребывания юная немка состояла в том, чтобы понравиться мужу и императрице, и всем русским людям, независимо от общественного положения

Факт 5. Екатерина 2 вспоминала: «…поистине я ничем не пренебрегала, чтобы достичь этого; угодливость, покорность, уважение, желание нравиться, желание поступать, как следует, искренняя привязанность, все с моей стороны постоянно к тому было употребляемо с 1744 по 1761 год».

Факт 6. На обряде обращения в православную веру она так четко произнесла исповедание по-русски, что очень удивило всех присутствующих, а императрица Елизавета Петровна даже прослезилась.

Факт 7. Она много и серьезно занималась, постигала русский язык, читала произведения французских просветителей, набиралась мудрости.

Факт 8. Дворцовые слуги были очарованы Екатериной. Им нравилась вежливая простата обхождения с ними, что совершенно необычно для того времени, времени грубых нравов.

Факт 9. В 1746 году супруги занялись сердечными делами. Любовницей наследника престола стала фрейлина Екатерины Елизавета Воронцова. Иностранцы писали о ней «…она ругалась как солдат, косила глазами, дурно пахла и плевалась при разговоре».

Факт 10. В 1759 году наследник открыто объявил Елизавету Воронцову хозяйкой на своей половине дворца и стал разговаривать с женой приказным тоном. Среди придворных распространились слухи, что Воронцова скоро будет великой княгиней, а Екатерину отправят в монастырь.

Факт 11. Чтобы спасти свое положение Екатерина Алексеевна написала императрице письмо. В нем она благодарила Елизавету Петровну за все милости, признавала себя несчастной в том, что она не сумела угодить мужу и просила отпустить ее домой,

Факт 12. Разговор императрицы состоялся в третьем часу ночи. Он закончился взаимными растроганными слезами. Потом великой княгине передали слова государыни» …это очень умная женщина, а мой племянник дурак».

Факт 13. В 1761 году скончалась Елизавета Петровна. Гроб с забальзамированным телом императрицы был установлен в Зимнем дворце для прощания, которое длилось месяц. Екатерина Алексеевна ежедневно стояла у гроба, показывая свое уважение к дочери Петра и обычаям русской церкви.

Факт 14. 25 декабря 1761 года Петр 3 стал самодержцем Российской империи. Новый самодержец родился в городе Киле. Его отец был герцог Карл Фридрих, матерью старшая дочь Петра 1, Анна. Мальчик был принцем Карлом Петром Ульрихом.

Факт 15. Науки не давались принцу, зато он преуспел в другом. На 11 году он научился от лакеев употреблению спиртных напитков и это пристрастие сохранилось на всю жизнь.

Факт 16.С малых лет принцу внушалось неуважение к России и всему русскому. В возрасте 14 лет Карл Петр Ульрих приезжает в Россию. Его формально переводят в православие и объявляют наследником российского престола Петром Федоровичем.

К Петру Федоровичу приставили опытных учителей. Науки его не привлекали, но он любил фортификацию и артиллерийское дело.

Факт 17. Все свободное время наследник проводил в играх с оловянными солдатиками. При этом он перегружал себя пивом и вином.

Факт 18. Женитьба не изменила Петра Федоровича. Он по-прежнему занимался никому ненужными делами. Екатерина Алексеевна так отзывалась о своем муже»…он был труслив сердцем и слаб головой».

Учитель: Чтобы бы вы сказали Елизавете Петровне, если бы у вас была такая возможность?

Факт 19. К концу царствования Елизавета Петровна сама понимала ошибку с назначением приемника российского престола, но время было упущено, будучи тяжело больной, она не смогла решить вопрос по-другому.

Факт 20. С 1756 года Россия вела войну с Пруссией. В 1760 русская армия вышла к Берлину. Пруссаки были накануне поражения. В первый день своего царствования Петр 3 объявил о прекращении военных действий. Пруссии были отданы все земли, завоеванные русскими. Радости пруссаков не было предела.

Учитель: Предположите, как отреагируют дворяне этот факт?

Факт 21. У дворян, окружающих Екатерину Алексеевну, окончательно созрела мысль: совершить дворцовый переворот. 26 июня 1762 года во время торжественного обеда в Зимнем дворце чрезвычайно подвыпивший самодержец в присутствии послов обозвал Екатерину Алексеевну дурой и заявил о своем намерении развестись с нею, чтобы оформить брак с Воронцовой. Это стало поводом к свершению переворота. Во главе заговор стояли братья Орловы.

Факт 22. 30 июня 1762 года Екатерина 2 вступила в столицу, а 22 сентября состоялась ее коронация на российский престол. Ее восшествие было встречено всеобщим ликованием. Готовясь к коронации, Екатерина приказала изготовить большую императорскую корону. До сих пор она является самым тяжелым головным убором.

Учитель: Реакция прусского короля Фридриха 2 на дворцовый переворот: «Екатерина не могла еще ничем управлять, она бросилась в объятья тех, которые хотели спасти ее».

Задание классу: Поспорьте с Фридрихом 2. Докажите, что Екатерина 2 способна управлять страной.

Учитель: В начале своего царствования Екатерина 2 сказала: «Это государство сделало для меня чрезвычайно много, и я думаю, что все мои собственные способности, неустанно направляемые на его пользу, благо и высшие интересы едва ли достаточны, чтобы я могла расплатиться с ним».

Вопрос классу: Кто сомневается в том что, Екатерина добьется этого?

Подведение итогов урока. Беседа с классом по результатам работы в тетради.