Продолжительность занятия - 45 минут
Класс - третий
Авторский медиапродукт - презентация 7 слайдов (среда PowerPoint, Paint, Word)
МЕДИАПРОДУКТ
1. Среда: программа для создания презентации Microsoft PowerPoint, графический редактор Paint, текстовой редактор Microsoft Word.
2. Структура презентации:
№ п\п | Структурные элементы | Временная реализация | № кадра |
1 | Организационные момент | 1 мин. | |
2 | Вступительная беседа, устная работа с обучающимися | 5 мин. | |
3 | Сообщение нового материала | 15 мин. | №1, №2, №3 |
4 | Закрепление изложенного материала | 20 мин | №4, №5, №6, №7, |
5 | Подведение итогов | 4 мин. |
3. Схема взаимосвязи кадров презентации:
4. Содержание кадров:
- Тема урока.
- Вступительная беседа по теме урока.
- Упражнение в правописании слов с безударной гласной. Разбор слов по составу. Устная работа по подбору слов близких по значению.
- Словарная работа с проверяемыми и не проверяемыми безударными гласными в корне слова.
- Загадка о животном.
- Разгадывание кроссворда и составление предложения. Расстановка знаков препинания. Выразительное чтение текста.
- Работа по развитию речи.
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
- недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях (в учебниках нет определенных иллюстраций, схем, текстов и т.д.)
- повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителя необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов.
Задачи занятия:
- Учебная: Развивать умения проверять написание безударных гласных в корне; усвоить особенности проверочных и проверяемых слов; воспитывать любовь к природе; расширять словарный запас.
- Воспитательная: воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к лесу, учить видеть прекрасное в окружающей природе.
- Развивающая: Усвоить особенности проверочных и проверяемых слов.
Оборудование: картина художника А.А. Пластова "Первый снег", силуэты зверей и птиц, кроссворд.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Добрый день, дети! Пусть этот день несет нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.
2. Вступительная беседа, устная работа с обучающимися.
Словарная работа.
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке;
Дни его - всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем новый год. (декабрь)
- Какая орфограмма встретилась в этом слове? (слово с непроверяемой безударной гласной)
Сообщение нового материала (слайд №1, №2, №3)
Запишите число и месяц, обозначьте орфограммы в этом слове. (28 ноября)
- Какие здесь вы увидели орфограммы? (слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной)
Ребята, с каждым днём всё ближе любимый всеми праздник Новый год. В эти зимние дни ко всем в гости придёт лесная красавица - ель. А к ребятам - долгожданный гость - Дед Мороз.
А пока метель, да вьюга несут снежинки.
Определение темы урока. Проблема. (слайд №1)
- Ребята! Почему к нам в гости прилетели эти снежинки?
(Потому, что в написании этих гласных букв мы чаще всего допускаем ошибки.)
- А кто догадался, над какой темой мы сегодня с вами будем работать? (Мы с вами будем упражняться в правописании слов с безударной гласной)
Минута чистописания.
- С какой буквы начинается слово декабря? (Д)
Сегодня на чистописании мы работаем над формой заглавной и строчной букв Д.д.
- Вспомните, какие числа начинаются на букву Д. (Два, девять, двадцать и т.д.) Запись этих слов.
- Сколько букв и звуков в слове девять? (6 букв, 5 зв.)
- Почему звуков меньше, чем букв?
Работа по теме урока. (слайд №2, №3)
Нам Декабрь принёс конверт с вопросами, на которые мы должны ответить. Итак, какие гласные буквы надо проверять? (безударные)
- Почему? (они слышатся нечётко)
- Какие слова являются проверочными? (слова, в которых звук стоит под ударением)
- Как найти проверочное слово?
- Прочитайте стихотворение о проверке слов с безударными гласными.
а) - Прочитайте слова, записанные на доске: девятый, девяносто, девять, девяностый.
-Найдите среди этих слов проверочное. (девять)
б) - Декабрь написал на доске о себе загадку. На какое правило пропущены буквы?
Последний лист в к.лендаре, последний мес.ц на дв.ре. (безуд .гл.)
- На какие две группы можно разделить слова с пропущенными буквами? (слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной ) - Запишите загадку по памяти в тетрадь.
в) - Назовите слова с безударной гласной. Назовите проверочное слово.
Гость гостил,
Мост мостил,
Без топора,
Без клиньев. (мороз)
г) - Образуйте однокоренные слова с корнем мороз.
(Морозец, морозище, заморозки, изморозь, морозный, заморозить)
д) - Разберите слова по составу: заморозки, морозный.
е) - Послушайте предложение, назовите слова близкие по значению слова мороз.
Подула зима холодом, шлёт мороз за морозом
4. Закрепление изложенного материала (слайд №4 - 7)
Самостоятельная работа.
- Спишите примету, записанную на доске, вставляя пропущенные буквы.
Пуш.стая изм.розь з.мой- к ясной м.розной п.годе.
Физминутка.
Марш на месте-не спеша,
Как погода хороша,
Не боимся мы мороза,
Ловим снег, хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам,
Снега хватит вам и нам.
Я буду загадывать загадки. А вы должны записать ответы в два столбика:
- 1 - с непроверяемыми безударными гласными;
- 2 - с проверяемыми безударными гласными.
Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона.
Кто она? (рисунок вороны)
Пусть я птичка невеличка,
У меня, друзья, привычка:
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда.
Каждый год я к вам лечу -
Зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой
Ярко - красный галстук мой. (снегирь)
Маленькая птичка с коричневато-серым оперением, живущая обычно близ жилых строений. (воробей)
А эту птицу определите по рисунку. (синица)
- Как назвать, одним словом этих птиц? (Зимующие)
- Назовите безударную гласную с данном слове.
- Допишите предложение, записанное на доске.
Всю зиму в наших лесах живут :.., :.., :., :..
- Не только птицам приходится трудно зимой, но и зверям. Что это за зверь?
В дупле живёт
Да орешки грызёт. (белка)
- Составьте из слов, записанных на доске, предложение. Но учтите: два слова зашифрованы, их нужно разгадать в самом начале.
Долгую, белочка, в, Сю, лесу, зиму, ЁжиТ. (всю, живёт)
(Белочка живёт в лесу всю долгую зиму.)
- Найдите слова с безударной гласной.
- Какие вы знаете предложения по цели высказывания?( повествовательное, восклицательное, вопросительное)
- На доске записан текст. Ваша задача - выразительно прочитать его. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания в конце предложения.
- Белка, где твой склад гр.бов
- По карманам у дубков
- Где д.мишко твой
- В с.сне
- А постель
- Постель на мне
Прочитайте выразительно.
Прочитайте по ролям.
5. Работа по развитию речи.
Наши гласные снежинки хотят, чтобы мы увидели снег. Сейчас мы его увидим с помощью картины художника Аркадия Александровича Пластова "Первый снег"
(Закройте глазки)
Откройте глазки. Посмотрите внимательно на картину. Какое впечатление она произвела на вас? Какое настроение вызвала? (Приятное настроение. Радостное чувство.)
А что вызывает эту радость? (Яркий белый снег, падающий хлопьями на землю.)
А что делают девочка и мальчик? (Наспех одетые девочка и мальчик выбежали на крыльцо деревенской избы. Они любуются первым ослепительно белым, пушистым снегом.)
А хочется ли вам оказаться рядом с ними и протянуть руки к падающим хлопьям снега?
Работа над деформированным текстом
Снежинки - слова разлетелись.
Эти снежинки слова нужно объединить в предложения, чтобы получился текст.
зима наступила землю первый на снежок черную падает
(Наступила зима. На черную землю падает первый снежок.)
- Разбор по членам предложения.
Физминутка.
Представьте, что в нашем кабинете пошел снег.
Встаньте, улыбнитесь друг другу, протяните руки снегу, ощутите на ладонях пушинки - снежинки, покружитесь. Садитесь.
Комментированное письмо.
Хорошо пройтись на лыжах по лесным тропинкам. Чистый воздух укрепляет здоровье.
Задание: Назовите орфограммы, объясните.
6. Подведение итогов
Рефлексия
Какое настроение вызвал у вас урок?
Что больше всего понравилось, почему?
- Придя, домой, что вы скажите родителям, начиная свое предложение так:
"Я твердо знаю, что :"
Домашнее задание.
Дифференцированное:
- Составить предложения по картинкам
- Вставить знаки препинания в конце предложения.
- Выполнить упражнение.
Список литературы.
- Сборник загадок.
- Сборник пословиц и поговорок.
- Ребусы и кроссворды.
- Репродукция с картины А.А. Пластова "Первый снег"