Конспект урока по информатике. Введение в тему "Алгоритмы работы с литерными величинами"

Разделы: Информатика


Класс: 11

Тема: команды языка Паскаль для работы со строковыми величинами.

Цели урока:

  1. Изучить информацию об операциях над строковыми величинами.
  2. Добиться усвоения знаний учащимися на уровне воспроизведения.
  3. Совершенствовать общие навыки работы с клавиатурой и интерфейсом программ.

Место урока в теме: Первый урок в теме «Алгоритмы работы с литерными величинами».

Оборудование: видеопроектор, персональные компьютеры.

Программное обеспечение: Microsoft PowerPoint и Excel или аналогичные программы.

План урока:

  1. Организационный момент. Постановка цели урока.
  2. Беседа «Символьный и строковый типы величин. Операции над строками».
  3. Тестирование.
  4. Обсуждение итогов урока. Выставление оценок.

Ход урока

1. Организационный момент. Постановка цели урока.

Учитель: Здравствуйте! Вы уже знакомы с численными типами данных: целым и вещественным. Сегодня вам предстоит познакомиться с новыми типами переменных – строковым и символьным. Рядовой пользователь персонального компьютера наибольшее количество времени уделяет работе с текстами. Все операции, которые предусмотрены для работы с текстами, созданы в каких-либо языках программирования. Мы рассмотрим, как эти операции могут быть реализованы в языке Паскаль.

2. Беседа «Символьный и строковый типы величин. Операции над строками».

Беседа сопровождается показом презентации. Приложение 1.

Учитель: Как вы считаете, какие значения могут принимать строковые величины?

Предполагаемый ответ: Значение величины строкового типа – один символ.

Учитель: Значениями переменных этого типа являются символы: цифры, буквы, знаки препинания, знаки математических действий, пробел, специальные символы, то есть любые символы, закодированные в ASCII таблице. А какие значения характерны для величин строкового типа?

Предполагаемый ответ: Наборы символов.

Учитель: Совершенно верно. Строковая величина содержит набор символов. Строки – это «кирпичики» текста. Следовательно, изучая способы преобразования строковых величин, мы знакомимся с логикой построения программ для работы с текстами.

Объявление строковых и символьных величин в начале программы на языке Паскаль может выглядеть следующим образом (слайд 2):

var    a: string;

          b: char;

В этом фрагменте программы описываются две переменные: переменная а строкового типа (string – строка) и переменная b символьного типа (char – от «character» - символ).

Очень важно помнить, что строковый тип является более общим, чем символьный. Следовательно переменным строкового типа можно присваивать значение переменных символьного типа, а наоборот – нельзя (слайд 3).

a:=b – так можно,

b:=a – так нельзя.

Какие действия вы выполняете, работая с текстами?

Предполагаемый ответ: набор текста, копирование, вырезка, вставка, сохранение текстового файла.

Учитель: первая операция над строковой величиной в языке программирования Паскаль – это склеивание или конкатенация строк. Склеивание выполняется так же, как и сложение чисел. Результат склеивания можно вывести на экран или присвоить другой переменной (слайд 4).

Придумайте свой пример, так чтобы при склеивании двух слов получилось слово, имеющее смысл в русском языке.

Учащиеся высказывают свои идеи.

Учитель: Следующая операция – определение количества символов в строке (слайд 5). Формат записи этой операции: length(a). Результат – число, равное количеству символов в строке а. Его можно присвоить переменной целого или вещественного типа или напечатать на экране.

Пример: Сколько символов содержат следующие словосочетания: ‘ДядяПетя’ и ‘Дядя Петя’?

Предполагаемый ответ: первая строка содержит 8 символов, а вторая – 9, так как пробел тоже считается символом.

Учитель: Копирование – операция позволяющая выделить часть строки (слайд 6). Записывается она так: copy(a, n, m) – выделяет из строки а подстроку длиной m, начиная с n-го символа.

Пример: Как записать операцию копирования для строки а:=‘стенография’, чтобы можно было выделить слово ‘граф’.

Предполагаемый ответ: copy(a, 6, 4).

Команда удаления символов из строки записывается так: delete(a, n, m) – процедура, удаляющая из строки а m символов, начиная с n-го (слайд 7). Операция удаления является самостоятельной и ее результат можно увидеть лишь после того, как значение редактируемой строки будет выведено на экран.

Пример: каково будет значение строки а:=’корзина’, после операции delete(a, 1, 3);?

Предполагаемый ответ: ‘зина’.

Вставка одной строки в другую выглядит следующим образом: insert(a1, a, n) –процедура, вставляющая подстроку а1 в строку а перед n-ным символом (слайд 8). Вставка, как и удаление – самостоятельная операция. Ее результат не может быть выведен на экран или присвоен другой строковой переменной.

Пример: какие операции нужно выполнить, чтобы строку a:=’обмотка’, превратить в ‘обработка’?

Предполагаемый ответ: delete(a, 3, 1); insert(‘раб’, a, 3);

3. Тестирование.

Учитель: На следующем уроке мы будем решать задачи на строковые величины в оболочке языка Паскаль. Но прежде нам предстоит потренироваться в запоминании команд и принципа их работы. Для этого вам предлагается заполнить кроссворд, созданный в электронной таблице Excel. Приложение 2.

В каждой строке кроссворда вы должны вписать слово, которое является результатом выполнения фрагмента программы. После того, как вы правильно заполните все строки кроссворда, вы прочитаете ключевое слово. Вы получите отметку «5», если правильно определите все слова, закодированные в строках кроссворда и ключевое слово. Если в одном или двух строках кроссворда будут допущены ошибки, то ваша отметка «4». Если вы допустите более двух ошибок или решите, что вы не готовы к выполнению теста, то отметка пока выставляться не будет: это будет означать, что вы недостаточно хорошо усвоили материал и, в этом случае вам рекомендуется просмотреть еще раз презентацию на местах. Удачи!

Учащиеся выполняют задание.

4. Обсуждение итогов урока. Выставление оценок.