Цель урока: Познакомить с историей возникновения праздника, продемонстрировать традиции и обряды праздника.
Задачи:
- Показать в действии жизнеспособность древнерусских традиций
- Вовлечь в активную творческую деятельность
- Прививать национальную культуру
- Способствовать сохранению обычаев
Форма проведения: нетрадиционное занятие (в виде театрализованного действия, сопровождаемого презентацией PowerPoint (см. Приложение 1), а так же просмотром фильма)
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Этап объяснения нового материала
Учитель: Зимние праздники на Урале, как и повсеместно, в России, начинались с зимнего солнцеворота, и открывались святками. Святками на Руси называли время от Сочельника – ночь перед Рождеством Христовым с 24-го на 25-е декабря (с 6-го на 7-е января по новому стилю) и до Крещения Господня 6 января (по новому стилю 19-го января). Празднование святок у христиан было принято достаточно давно – в VI веке нашей эры, в то время, когда на Руси ещё процветало язычество. Под влиянием православной христианской церкви святки стали связывать с рождественскими обрядами и отмечать по церковному календарю от Рождества до Крещения. Языческие обряды и традиции, соединившись с традициями православия, и дали славянам этот праздник. В святочном цикле отмечались Рождество с сочельником (24 — 25 декабря), Новый год, или Васильев день (1 января), Крещенье с сочельником (5—6 января). От Рождества до Нового года вечера назывались “святыми”, а с Нового года до Крещения — “страшными”.
Уральские святочные обряды содержат все традиционные для новогодних ритуалов восточных славян элементы: колядование, магические действия с зерном и хлебом, ряжение, гадания, обрядовую еду, посиделки.
А как это было мы сейчас с вами и увидим:
Инсценировка (учащиеся совместно с учителем заранее готовят свое выступление):
1 учащийся:
Все на Святки, все на Святки
Приходите-ка, ребятки!
А Овсень и Коляда
Будут вместе с нами. Да?
2 учащийся: Это что такое – Святки?
3 учащийся:
Вы не слышали, ребятки?!
Что ж, придется рассказать
И, конечно, показать…
1 учащийся: Святки считались тем временем, когда грех было работать, следовало предаваться развлечениям и занятиям, не соответствующим обыденному поведению.
3 учащийся: В святки обходили дома, колядовали, гадали, “маскировались”, устраивали игрища, разыгрывали сцены и народные драмы.
2 учащийся: Большое веселье доставляли ряженые. Рядились стариками, старухами, мужчина – в женскую одежду, а женщина – в мужскую; наряжались медведем, козой. Ряженых на Урале называли полудницами, шуликанами, горбунцами.
Заходят дети, изображающие ряженных – все вместе поют:
Славите, славите,
Сами-то не знаете:
Мы зачем пришли?
Мы за денежкой,
За копеечкой.
Денежка в коробочке,
Шанежка на полочке.
Старый старичок!
Открывай сундучок,
Доставай пятачок
Или гривенничек,
Старая старушка
Подавай-ка нам ватрушку
Или шанежку.
4 учащийся:
Тётенька добренька,
Подай что-то сдобненько:
Пышку, лепёшку,
Да свиную ножку!
5 учащийся:
Кто не даст пирога –
Уведём корову за рога!
Кто не даст ветчины –
Поколотим чугуны!
6 учащийся:
Кто не даст лепёшку –
Разобьём окошко!
Кто не даст ватрушку –
Тому лягушку в кружку!
1 учащийся:
Ох, спасибо вам, ребятки,
Что пришли вы к нам на святки.
Колядуйте, прославляйте,
И мешочки подставляйте.
2 учащийся:
Открываю сундучок –
Подаю пятачок!
Вот пряник да блин,
А вот сала клин!
Пироги да квас –
Вам от нас!
4 учащийся:
За привет, за угощенье
Вы примите поздравленье.
Все вместе поют:
Сеем, сеем, посеваем,
С Рождеством вас поздравляем,
Уродись, пшеничка, на поле стогами,
На столе – пирогами!
Счастье будет вам горой,
Урожая воз большой!
Всем людям добрым желаем добра,
Золота и серебра!
Пышных пирогов, медовых блинов!
Чтоб здоровые все были,
Чтобы много лет прожили!
Учитель: Хозяева угощали колядовщиков зерном, стряпней: шаньгами, фигурным печеньем в форме коня, птиц, коровок, называемым “козюльками”, яйцами, конфетами, орехами, специально готовили детское лакомство “сырщики”— шарики из сладкого творога с изюмом, замороженные накануне Рождества. Колядки были одной из древнейших языческих традиций в честь бога Коляды, который у славян был символом праздника, веселья и солнца. Корень -кол- в слове «коляда» означает круг, солнечный диск, согласно древнему поверью, в это время рождался солнечный год. Считалось, что колядовщики - это существа, наделенные нечеловеческой силой, способные тем или иным образом повлиять на урожай, благополучие семьи, состояние здоровья её членов. А в основе обычаев ряжения и маскирования лежит идея перевоплощения человека в какое-то иное существо, такое перевоплощение осуществляло магическое воздействие на стихийные силы. Если в доме были маленькие дети, ряженых не впускали, боясь, что они детей напугают.
Будущее пытались узнать через ворожбу и гадание. Для этого выбирали три вечера: сочельник Рождества, канун Нового года и канун Крещения. Гадание – это ритуал, направленный на контакт с потусторонними силами с целью получения сведений о будущем. Христианская церковь не разрешает гаданий, но традиция гадать идёт из самой глубины веков, когда люди на Руси верили не в Иисуса Христа, а в богов Солнца, Ветра, Земли.
Гадали на Руси обо всём: о жизни и смерти, о богатстве и бедности, о будущем урожае и суженом. Способов гадания также было огромное количество. Кто гадал по воску свечи, выливаемому в воду, кто по различным травам и цветам, а кто и по звукам. Так, например, собачий лай указывал, с какой стороны будет жених, а вой и удары топора символизировали беду и смерть. Услышанный топот конских копыт означал дальнюю дорогу. Гадали и по жребию с использованием предметов домашнего обихода. Подбегали к поленнице, хватали полено, а потом рассматривали его, окажется сучковатым, гнилым – к плохой жизни, гладким – к хорошей. Бросали валенок за ворота: в какую сторону он падал носком, там и живет суженный. Гадали по бердечку – дощечке для тканья поясов: перебирали зубчики и называли буквы, на какой букве остановятся, с нее и начинается имя жениха. Ритуальное значение имели гадания с животными с петухом, курицей, кошкой. Крещенские гадания сопровождались песнями, называемыми подблюдными, так как их пели при гадании с блюдцем. Было очень интересно, но немного жутковато. Давайте посмотрим.
Девочки образуют круг. Учитель собирает колечки или мелкие предметы. Предметы складываются в чашу с водой, и она накрывается белым покрывалом, в это время один из учащихся декламирует стихотворение:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
1 девочка:
Уж вы, кумушки,
Подруженьки мои!
Вы придите, посидите у меня!
Пособите думу думати,
Помогите мне отгадывати,
Отгадаете – не сказывайте!
Остальные девочки:
Гадай, гадай девица,
В какой кружке былица,
В какой – небылица,
Былица достанется,
Жизнь пойдёт, покатится
Все вместе поют:
Долог век хлебу да соли,
Барышне нашей того боле,
Кому спели – тому слава!
Кому вынется – не минуется,
Не минуется – скоро сбудется.
1 девочка: Чьё кольцо? Долго и счастливо будешь жить…
Все вместе поют:
Ползёт ёжик по завалинке,
Тащит злату казну на мочалинке...
Кому спели- тому сбудется,
Кому сбудется – не минуется!
1 девочка: Чьё кольцо? Эта песнь к богатому жениху, будет у тебя жених богатый.
Все вместе поют:
Стоят санки у хатки,
Хотят санки уехати,
Уехати в путь-дороженьку…
Кому спели - тому сбудется,
Кому сбудется – не минуется!
1 девочка: Чьё кольцо? К дальней дороге эта песня, собирайся в путь – дороженьку.
Все вместе поют:
Сера мышь пищит,
Сто Рублев тащит,
Сто Рублев
Да ещё с полтиною…
Кому спели - тому сбудется,
Кому сбудется – не минуется!
1 девочка: Чьё кольцо? Быть тебе подруженька богатой и знатной.
Все вместе поют:
Кузнец, Кузнец!
Ты скуй мне венец,
Из остаточков -
Золотой перстень… Кому спели- тому сбудется,
Кому сбудется – не минуется!
1 девочка: Чьё кольцо? А эта песнь к замужеству. Скуёт кузнец тебе золотой венец, тем венцом тебе венчатися, а золотым перстнем обручатися.
Учитель: Также во время святок были широко распространены другие обычаи, народные гуляния, ярмарки и балаганы. Святочным увеселение молодежи повсеместно были посиделки. На Среднем Урале их называли еще вечерками, беседами. Чаще всего их проводили в избе, выкупленной у какой-нибудь одинокой хозяйки. Здесь пели, играли, плясали, заводили знакомства. Давайте вспомним с вами некоторые из святочных игр:
Одной из популярных являлась игра «Кольцо хоронить». Молодежь собиралась в доме, предназначенном для святочных игрищ. Одного из парней отправляли в сени, а кольцо прятали у кого-нибудь из играющих. Заходил парень в избу, искал кольцо. Все присутствующие пели, и если ищущий оказывался близко к кольцу, то пели громче.
Учащиеся совместно с учителем проводят данную игру. А так же игры «Дрема», «Золото».
Учитель: После продолжительного поста крестьяне веселились и пировали, как могли, катались на санях, строили снежные крепости и купались в проруби. Купание в проруби было принято на Крещение (в ночь с 18 на 19 января) – день, в который, по преданию, крестили Иисуса Христа. Важным моментом Крещения являлся крестный ход на Иордан – прорубь в реке – за святой водой. Прорубь украшали осколками льда, различными лентами и деревянными узорами. При этом некоторые купались в ледяной воде, омывали ею руки, лицо. Крещение было последним днём святок.
3. Этап закрепления – проходит в форме просмотра фильма «Святки» с DVD-диск «Народные праздники на Урале» из серии Урал. Человек. Истоки.
По итогам просмотра фильма учащимся необходимо отразить в конспективной форме основные обряды и традиции, сопровождающие Святки на Урале.
4. Подведение итогов
5. Домашнее задание: учащиеся должны побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, и записать их сведения, воспоминания о Святках.