Урок-рефлексия "Горные породы" (6-й класс)

Разделы: География

Класс: 6


Урок – «клеточка» педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.
М.Н. Скаткин.

Урок – неотъемлемая часть всей жизнедеятельности школьников, так как. Именно на уроке ученик больше всего познает, на уроке происходит его воспитание, развитие, раскрывается его индивидуальность, складываются его интересы, формируется его личность.
Урок нельзя рассматривать только как форму передачи содержания образования, его надо оценивать как источник развития школьников, раскрытия их познавательных сил и возможностей, которые проявляются при рациональной организации совместной деятельности учителя и учащихся.
(И.В. Душина )

Примером современного урока является нетрадиционный урок – рефлексия. Он дает возможность ребенку познать самого себя, опираясь на свой жизненный опыт, оценить свои знания, переживания, свою деятельность. В том случае, если школьник пытается сам организовать собственную деятельность, у него появляется способность к самообразованию и к саморазвитию. Рефлексия помогает разобраться, насколько ребенок усвоил материал, какие чувства возникли при этом. Учит, осознано и объективно относится к своему знаниевому багажу. Помогает делать свои собственные открытия.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок-рефлексия.

Формы работы: индивидуально-групповая.

Цели урока:

  • Ввести понятие «горные породы» и изучить их классификацию.
  • Овладение умением определять горные породы и соотносить их с видом по происхождению
  • Совершенствовать навыки взаимоконтроля и самоконтроля. Развивать любознательность и самопереживание.
  • Формирование бережного отношения к объектам природы.

Оборудование: схема горных пород, конверты с сигнальными карточками, «Шкала настроения», коллекция горных пород, жетоны, таблица, план характеристики горных пород, музыка (аудиозапись), карточки с ключевыми словами.

Ход урока

1. Изучение нового материала.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы познакомимся с миром камней и минералов.

– Запишите число, тему урока и поставьте ту цифру, которая соответствует вашему настроению в данный момент.

1.1. Работа по « Шкале настроения».

В определенном месте классного кабинета находится схематичное изображение различных человеческих эмоций в виде схематичного лица, на определенном цвете. Каждой схеме соответствует цифра.

Например:

  • Восторженное – 1 (красный)
  • Радостное – 2 (оранжевый)
  • Приятное – 3 (желтый)
  • Спокойное – 4 (зеленый)
  • Раздраженное – 5 (фиолетовый)
1.2. Изучение нового материала. Работа по схеме Горные породы.

Если с нашей Земли мысленно убрать почву с растениями и животными, убрать воду океанов, морей, рек и озер, то Земля станет, похожа на огромный шар. Этот каменный шар Земли, а, точнее вся толща земной коры состоит из разнообразных горных пород.

Они рождаются, живут и умирают, как живые существа.

В это трудно поверить, но если мы сегодня вместе ответим на вопросы:

Откуда появляются камни? Почему у них разные свойства? То возможно мир горных пород станет для нас ближе и понятней. Горные породы можно разделить на магматические, осадочные и метаморфические (схема).

Магматические горные породы – это дети магмы, они рождаются в огне и пламени.

  • А что такое магма?
  • Как вы представляете себе рождение магматических горных пород?
  • А отчего магма стремится вырваться на поверхность Земли? Ей внутри не хватает места? (За интересные и правильные ответы ученик получает жетон).

Итак: Магма, которая под давлением устремляется в трещины земной коры остывает, твердеет на глубине и образует глубинные магматические породы (схема)

Например: гранит (показ образца).

Магма, которая изливается на поверхность Земли, называются лавой. При ее застывании образуются излившиеся магматические горные породы (схема).

Например: базальт, вулканическое стекло (показ образца).

Породы, оказавшиеся на земной поверхности начинают изменяться.

– Почему?

Итак: оказавшись на поверхности горные породы подвергаются воздействию солнечных лучей, изменениям температуры.

Ветер переносящий песок, стачивает податливые горные породы. Вода размывает горную породу, шлифует, уносит с собой частицы в реки, моря, океаны. Замерзшая вода расширяет трещины, вызывая раскалывание породы. При разрушении породы образуются осадочные неорганические обломочные горные породы (схема).

Например: щебень, галька, гравий (образцы). Осадочные горные породы могут быть органического происхождения т. е. в образовании участвовали живые организмы и растения (схема).

Например: торф, уголь, мел, ракушечник (образцы).

Из растворимых в воде веществ образуются неорганические химические горные пород (схема). Например: соли, гипс и др. Вы каждый день употребляете в пищу поваренную соль. Человеку необходимо 1 кг. соли. Великий полководец – Юлий Цезарь службу своих воинов частично оплачивал солью.

– А как еще использует человек осадочные горные породы?

Под воздействием высоких температур и давления из осадочных и магматических пород могут образоваться метаморфические, поэтому их называют дважды родившимися (схема).

Метаморфизм (разбираем значение слова).

Например: известняк— мрамор, бурый уголь— антрацит— графит (образцы).

Все новые понятия записываются в тетрадь.

2. Практическая работа по группам. Характеристика горных пород по плану.

  1. Название.

  2. Цвет.

  3. Структура:
    а) зернистая (видны зерна минералов);
    б) плотная (зерна минералов не различимы);
    в) землистая (оставляет след на руках).

  4. Твердость:
    а) твердая,
    б) средней твердости,
    в) мягкая,
    г) хрупкая.

  5. Вес:
    а) тяжелая,
    б) средней тяжести,
    в) легкая

  6. Происхождение:
    а) магматическая,
    б) осадочная,
    в) метаморфическая.

Отпечатанный план характеристики находится в группах.

Учащиеся вначале индивидуально выполняют работу, затем обсуждают в группах. Далее сверяют свои ответы с данными таблицы, помещенной, на доске и сигнальными карточками показывают у кого сколько ошибок. В зависимости от количества ошибок учащиеся получают дифференцированное домашнее задание(образцы учитель подбирает из различных групп горных пород).

Домашнее задание включает в себя: найти сведения о практическом примере горных пород с которыми вы познакомились на уроке.

Под спокойную, красивую музыку идет выполнение творческого задания.

3. Творческое задание.

Представьте себя любой по выбору горной породой. Напишите в тетради несколько строк.

Что вы можете рассказать другим о себе.

  • Как я выгляжу...
  • Что я люблю...
  • Чего я боюсь...
  • Чем я полезен...
  • Что бы я хотел пожелать людям...

2-3 человека рассказывают свою историю.

Итак, подошло наше путешествие в мир камня к концу. Мы многое узнали.

Как вы думаете какими словами можно закончить наш урок?

4. Итог урока

Учащиеся должны сами сказать о бережном отношении человека к минеральным богатствам нашей планеты.

5. Работа по «Шкале настроения»

Ребята, поставьте цифру, которая соответствует вашему настроению в данный момент.

  • Улучшилось или ухудшилось настроение?
  • Почему?
  • Какой этап урока понравился больше всего?

6. Оценивание.

Учащиеся получают оценку: за характеристику горной породы в тетради и за устные ответы.