Компетентностный подход в обучении информатике и ИКТ через интеграцию

Разделы: Информатика


Формирование базовых компетенций учащихся является на сегодня приоритетной задачей в образовании. В последних программных статьях Интернет-журнала «Эйдос» (Е.И. Ивановой, Ф.Г. Ялалова, В.Ю. Пузыревского и др.) изложено дальнейшее развитие, уточнение и толкование компетентностного метода, ранее представленного А.В. Хуторским, как проектирование и реализация ключевых и предметных компетенций.

В работе Е.И. Ивановой компетентностный метод в обучении определен как альтернатива знаниево-ориентированному методу, используемому до сих пор в большинстве учебных заведений. Последний заключается в «наращивании объема» знаний и может также трактоваться как энциклопедический. Как правило, этот метод не позволяет обучаемому быстро соориентироваться в учебной, а затем и профессиональной ситуации и приводит к ненужным потерям времени. «Компетентностный же подход предполагает соединение в единое целое образовательного процесса и его осмысления», что способствует выработке привычки у учащегося думать и принимать решение в зависимости от конкретной ситуации.

Понятия компетентности/компетенции тесно связаны с интеграцией. Интеграция (в обучении) - процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определенной системы образования с целью формирования целостного представления о мире, ориентированный на развитие и саморазвитие личности. Есть три уровня интеграции: внутрипредметная - интеграция понятий, ЗУНов и т.п. внутри отдельных учебных предметов; межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин; транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.

Условно курс информатики и ИКТ можно разделить на 3 составляющие: теория хранения, передачи и обработки информации; информационно-коммуникационные технологии и задачи формирования ИКТ-компетентности, т.е. умения использовать полученные ЗУНы при решении жизненных задач. Третьей очень актуальной и важной составляющей уделяется мало внимания учителями информатики. Использование упражнений только из имеющегося учебно-методического комплекса замыкает предмет на себе. Тогда маловероятно формирование не только вообще ключевых компетенций учащихся, но и даже ИКТ-компетенции.

С точки зрения новой парадигмы образования курс должен быть также направлен на формирование других компетентностей в том числе социально-коммуникативной. Думаю, что информатика и ИКТ являются нитью, которая связывает ресурсы, возможности, знания, умения, навыки, виды деятельности и т.д. в один узел. И как никакой другой предмет дает возможность связывать знания из различных областей науки. Кроме того, содержание других дисциплин можно эффективно и взаимовыгодно использовать при закреплении ЗУНов по информатике и ИКТ. Таким образом, смоделированные задания могут оценивать два или несколько учителей-предметников. Выполнение моделированных заданий обеспечивает формирование базовых компетенций как учащихся так и учителей. Такой метод я бы назвала компетентностно-интеграционным.

Надо сказать, что здесь подразумевается не проведение интегрированных уроков в обычном понимании, а использование заданий из других областей науки для отработки, закрепления ЗУНов по информатике и ИКТ, а также этим предметам. К тому же не стоит «перекраивать» весь учебный курс ни по какому предмету, достаточно, изучив содержание дисциплин, смоделировать задания так, чтобы можно было выполнять их с использованием информационных и коммуникационных технологий. Я думаю, что для любой темы из любого раздела науки можно подобрать задание по любой теме из информатики и ИКТ. Не надо использовать данный метод ежеурочно. Формы организации такого учебного процесса могут быть следующие:

  • Разовые задания-проекты, выполняемые в течение 5-15 минут;
  • Проекты средней длительности (серия уроков);
  • Проекты долгосрочные (четверть, полугодие).

Механизмы реализации этого метода могут быть следующими:

  • Деятельность: исследовательская, учебно-познавательная, информационно-аналитическая, социально-коммуникативная и др.;
  • Проектная мастерская: моделирование рабочих программ, разработка уроков и внеклассных мероприятий, моделирование заданий, упражнений и т.д.;
  • Консультационный центр: ИКТ, русский язык и литература, физика, география и др.
  • Элективные курсы: «Способы подготовки аудио- и видеоматериалов для мультимедиа», «Психология публичного выступления» и др.
  • Система мониторинга: анкетирование, тестирование, определение качества работ и др.

Суть метода состоит в том, что происходит интеграционное связывание структуры содержаний двух или нескольких предметов. Совместная работа над проектами на уроках информатики и ИКТ

учителям:

  • поможет развить профессиональные компетенции;
  • поможет планировать совместные действия с другими учителями-предметниками и учащимися;

учащимся:

  • поможет развить и формировать различные ключевые компетенции;
  • поможет формировать функциональную грамотность;
  • поможет развить процесс социализации школьников;
  • даст возможность приложить свои ЗУНы к практически-значимым работам;
  • сэкономит время;
  • даст осознание и осмысление возможностей использования информационных технологий при выполнении различных задач, в том числе заданий по другим дисциплинам;
  • повысит эффективность освоения других учебных предметов.

Ключевой точкой в образовательном процессе становится опыт деятельности ребенка. Метод проектов

  • выступает как технология компетентностно-ориентированного образования и подразумевает продуктивную деятельность учащихся;
  • способствует формированию информационно-коммуникационной и других компетентностей, а также компетентности, которую условно можно назвать “способностью к деятельности”;
  • развивает исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации, наблюдение, анализ и т.д.), системное мышление;
  • учит школьников моделировать знания из различных областей, действия, проекты, порой неожиданный результат.

Наиболее оптимальным представляется применение информационных, исследовательских, межпредметных и практико-ориентированных проектов.

Успешное внедрение данного метода принесет следующие результаты:

  • Электронные продукты: презентации, сайты, таблицы, алгоритмические схемы, электронные учебники, электронные тесты; адаптированные рабочие программы;
  • Новые учебные формы: урок-конференция, урок защиты проектов, урок взаимного обучения.
  • Новые формы оценивания: совместный контроль (два или более учителей) на уроках-конференциях, рейтинговый контроль с помощью портфолио, по уровням компетентности.

В процессе создания информационного продукта происходит формирование следующих уровней компетентности ученика:

  • уровень исполнительской компетентности (правильное создание информационного продукта, преобразование его по схеме, разработанной под руководством учителя);
  • уровень технологической компетентности (правильное создание информационного продукта по схеме, самостоятельно спланированной учащимися, и понимание возможностей его преобразования);
  • уровень экспертной компетентности (умение обоснованно, качественно оценить самостоятельно созданный информационный продукт, указав его достоинства и недостатки).

Факторами, препятствующими реализации этого метода, могут стать:

  • длительность и сложность подготовительного этапа проекта, когда учителя моделируют и связывают между собой рабочие программы;
  • отсутствие учебно-методических комплексов, поддерживающих данный метод;
  • психологическая готовность педагогов.

Разработка урока по теме «Электронные таблицы. Правила ввода формул» (8 класс, разовый проект)

Цель: закрепление знаний и умений по форматированию ячеек; осознание технологии ввода формул в ЭТ Excel.

Оборудование: компьютерный класс, интерактивная доска с проектором.

Этап урока

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент. Актуализация знаний.

 

Приветствие. Объявление цели урока, задач, содержания деятельности.

 

2

Повторение пройденного материала по теме «ЭТ. Форматирование ячеек»

Структура ЭТ.
А) соотнести понятия (слева - основные структурные единицы ЭТ, справа – характерные свойства).

Объяснение заданий: Задания А и Б выполняются на карточках, затем проверяются на интерактивной доске учащимися.

На розданных карточках соотносят понятия. Один ученик выполняет на доске. Все оценивают себя.

 

 

Отметить неправильно написанные адреса ячеек.

-*-

-*-

 

 

Проверочная работа (выполняется в тетрадях).

 

Выполняют в тетрадях.

3

Новый материал по теме «Правила ввода формул».

 

Объяснение с помощью слайдов.

 

 

 

Демонстрация видео, записанное с помощью интерактивной доски.

 

 

 

 

Пример выполнения вычислений в Excel.

В программе Excel показывает технологию ввода формул в ЭТ.

Создают таблицу «Молочные продукты». Вводят формулы расчета выручки.

4

Практическое задание по физике

Создание шаблона для расчета количества теплоты.

Объяснение задания.

Заполняют таблицу некоторых веществ, создают шаблон для расчета количества теплоты.

5

Рефлексия.

Итоги урока.

Выполнение плана урока. Оценивание.

Отзыв об уроке, результатах всей работы.

 

Содержание работы по информатике и ИКТ

Содержание работы по физике

1

Заполняют ячейки данными разных типов: числами, текстом, формулами.

Закрепляют знания и умения по темам «Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого при охлаждении.

2

Учатся форматировать таблицы с помощью инструментов: установление размеров ячейки, объединение ячеек, установление границ, заливка.

Изготовляют шаблон для нахождения количества теплоты для любого вещества.

Урок сопровождает презентация (Приложение 1).