Формирование базовых компетенций учащихся является на сегодня приоритетной задачей в образовании. В последних программных статьях Интернет-журнала «Эйдос» (Е.И. Ивановой, Ф.Г. Ялалова, В.Ю. Пузыревского и др.) изложено дальнейшее развитие, уточнение и толкование компетентностного метода, ранее представленного А.В. Хуторским, как проектирование и реализация ключевых и предметных компетенций.
В работе Е.И. Ивановой компетентностный метод в обучении определен как альтернатива знаниево-ориентированному методу, используемому до сих пор в большинстве учебных заведений. Последний заключается в «наращивании объема» знаний и может также трактоваться как энциклопедический. Как правило, этот метод не позволяет обучаемому быстро соориентироваться в учебной, а затем и профессиональной ситуации и приводит к ненужным потерям времени. «Компетентностный же подход предполагает соединение в единое целое образовательного процесса и его осмысления», что способствует выработке привычки у учащегося думать и принимать решение в зависимости от конкретной ситуации.
Понятия компетентности/компетенции тесно связаны с интеграцией. Интеграция (в обучении) - процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определенной системы образования с целью формирования целостного представления о мире, ориентированный на развитие и саморазвитие личности. Есть три уровня интеграции: внутрипредметная - интеграция понятий, ЗУНов и т.п. внутри отдельных учебных предметов; межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин; транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.
Условно курс информатики и ИКТ можно разделить на 3 составляющие: теория хранения, передачи и обработки информации; информационно-коммуникационные технологии и задачи формирования ИКТ-компетентности, т.е. умения использовать полученные ЗУНы при решении жизненных задач. Третьей очень актуальной и важной составляющей уделяется мало внимания учителями информатики. Использование упражнений только из имеющегося учебно-методического комплекса замыкает предмет на себе. Тогда маловероятно формирование не только вообще ключевых компетенций учащихся, но и даже ИКТ-компетенции.
С точки зрения новой парадигмы образования курс должен быть также направлен на формирование других компетентностей в том числе социально-коммуникативной. Думаю, что информатика и ИКТ являются нитью, которая связывает ресурсы, возможности, знания, умения, навыки, виды деятельности и т.д. в один узел. И как никакой другой предмет дает возможность связывать знания из различных областей науки. Кроме того, содержание других дисциплин можно эффективно и взаимовыгодно использовать при закреплении ЗУНов по информатике и ИКТ. Таким образом, смоделированные задания могут оценивать два или несколько учителей-предметников. Выполнение моделированных заданий обеспечивает формирование базовых компетенций как учащихся так и учителей. Такой метод я бы назвала компетентностно-интеграционным.
Надо сказать, что здесь подразумевается не проведение интегрированных уроков в обычном понимании, а использование заданий из других областей науки для отработки, закрепления ЗУНов по информатике и ИКТ, а также этим предметам. К тому же не стоит «перекраивать» весь учебный курс ни по какому предмету, достаточно, изучив содержание дисциплин, смоделировать задания так, чтобы можно было выполнять их с использованием информационных и коммуникационных технологий. Я думаю, что для любой темы из любого раздела науки можно подобрать задание по любой теме из информатики и ИКТ. Не надо использовать данный метод ежеурочно. Формы организации такого учебного процесса могут быть следующие:
- Разовые задания-проекты, выполняемые в течение 5-15 минут;
- Проекты средней длительности (серия уроков);
- Проекты долгосрочные (четверть, полугодие).
Механизмы реализации этого метода могут быть следующими:
- Деятельность: исследовательская, учебно-познавательная, информационно-аналитическая, социально-коммуникативная и др.;
- Проектная мастерская: моделирование рабочих программ, разработка уроков и внеклассных мероприятий, моделирование заданий, упражнений и т.д.;
- Консультационный центр: ИКТ, русский язык и литература, физика, география и др.
- Элективные курсы: «Способы подготовки аудио- и видеоматериалов для мультимедиа», «Психология публичного выступления» и др.
- Система мониторинга: анкетирование, тестирование, определение качества работ и др.
Суть метода состоит в том, что происходит интеграционное связывание структуры содержаний двух или нескольких предметов. Совместная работа над проектами на уроках информатики и ИКТ
учителям:
- поможет развить профессиональные компетенции;
- поможет планировать совместные действия с другими учителями-предметниками и учащимися;
учащимся:
- поможет развить и формировать различные ключевые компетенции;
- поможет формировать функциональную грамотность;
- поможет развить процесс социализации школьников;
- даст возможность приложить свои ЗУНы к практически-значимым работам;
- сэкономит время;
- даст осознание и осмысление возможностей использования информационных технологий при выполнении различных задач, в том числе заданий по другим дисциплинам;
- повысит эффективность освоения других учебных предметов.
Ключевой точкой в образовательном процессе становится опыт деятельности ребенка. Метод проектов
- выступает как технология компетентностно-ориентированного образования и подразумевает продуктивную деятельность учащихся;
- способствует формированию информационно-коммуникационной и других компетентностей, а также компетентности, которую условно можно назвать “способностью к деятельности”;
- развивает исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации, наблюдение, анализ и т.д.), системное мышление;
- учит школьников моделировать знания из различных областей, действия, проекты, порой неожиданный результат.
Наиболее оптимальным представляется применение информационных, исследовательских, межпредметных и практико-ориентированных проектов.
Успешное внедрение данного метода принесет следующие результаты:
- Электронные продукты: презентации, сайты, таблицы, алгоритмические схемы, электронные учебники, электронные тесты; адаптированные рабочие программы;
- Новые учебные формы: урок-конференция, урок защиты проектов, урок взаимного обучения.
- Новые формы оценивания: совместный контроль (два или более учителей) на уроках-конференциях, рейтинговый контроль с помощью портфолио, по уровням компетентности.
В процессе создания информационного продукта происходит формирование следующих уровней компетентности ученика:
- уровень исполнительской компетентности (правильное создание информационного продукта, преобразование его по схеме, разработанной под руководством учителя);
- уровень технологической компетентности (правильное создание информационного продукта по схеме, самостоятельно спланированной учащимися, и понимание возможностей его преобразования);
- уровень экспертной компетентности (умение обоснованно, качественно оценить самостоятельно созданный информационный продукт, указав его достоинства и недостатки).
Факторами, препятствующими реализации этого метода, могут стать:
- длительность и сложность подготовительного этапа проекта, когда учителя моделируют и связывают между собой рабочие программы;
- отсутствие учебно-методических комплексов, поддерживающих данный метод;
- психологическая готовность педагогов.
Разработка урока по теме «Электронные таблицы. Правила ввода формул» (8 класс, разовый проект)
Цель: закрепление знаний и умений по форматированию ячеек; осознание технологии ввода формул в ЭТ Excel.
Оборудование: компьютерный класс, интерактивная доска с проектором.
№ |
Этап урока |
Содержание этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1 |
Организационный момент. Актуализация знаний. |
|
Приветствие. Объявление цели урока, задач, содержания деятельности. |
|
2 |
Повторение пройденного материала по теме «ЭТ. Форматирование ячеек» |
Структура ЭТ. |
Объяснение заданий: Задания А и Б выполняются на карточках, затем проверяются на интерактивной доске учащимися. |
На розданных карточках соотносят понятия. Один ученик выполняет на доске. Все оценивают себя. |
|
|
Отметить неправильно написанные адреса ячеек. |
-*- |
-*- |
|
|
Проверочная работа (выполняется в тетрадях). |
|
Выполняют в тетрадях. |
3 |
Новый материал по теме «Правила ввода формул». |
|
Объяснение с помощью слайдов. |
|
|
|
Демонстрация видео, записанное с помощью интерактивной доски. |
|
|
|
|
Пример выполнения вычислений в Excel. |
В программе Excel показывает технологию ввода формул в ЭТ. |
Создают таблицу «Молочные продукты». Вводят формулы расчета выручки. |
4 |
Практическое задание по физике |
Создание шаблона для расчета количества теплоты. |
Объяснение задания. |
Заполняют таблицу некоторых веществ, создают шаблон для расчета количества теплоты. |
5 |
Рефлексия. |
Итоги урока. |
Выполнение плана урока. Оценивание. |
Отзыв об уроке, результатах всей работы. |
№ |
Содержание работы по информатике и ИКТ |
Содержание работы по физике |
1 |
Заполняют ячейки данными разных типов: числами, текстом, формулами. |
Закрепляют знания и умения по темам «Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого при охлаждении. |
2 |
Учатся форматировать таблицы с помощью инструментов: установление размеров ячейки, объединение ячеек, установление границ, заливка. |
Изготовляют шаблон для нахождения количества теплоты для любого вещества. |
Урок сопровождает презентация (Приложение 1).