Урок по теме "Химические реакции"

Разделы: Химия


Тип учебного занятия: урок систематизации и повторения

Цели

Образовательная:

  • Повторить основные свойства веществ.
  • Повторить основные типы химических реакций.

Развивающая: Продолжать развитие наблюдательности учащихся, умение сравнивать и анализировать.
Воспитательная: Продолжить воспитание учащихся в области химии.

Задачи учебного занятия: Объяснить значимость химических реакций. Взаимосвязь основных классов веществ, и их роль в жизни всех живых организмов.

На данном уроке можно использовать презентацию «Химические реакции» (приложение 5)

Оборудование:

  • ПСХЭ Д.И. Менделеева,
  • Компьютер и проектор
  • Химическое оборудование

Основные методы в обучении:

  • Объяснительно-иллюстративный (лекция, беседа)
  • Коллективное обучение (инструктаж к С/р)
  • Самостоятельная работа
  • Проблемное обучение

Ход учебного занятия

Этап учебного занятия

1

Время

2 мин

Цель

Организационный момент

Компетенция

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

Деятельность учителя:

1 -Здравствуйте, ребята.

 Садитесь.

Сегодня у нас практическая работа и оформлять вы ее будите на специальных листах (см. приложение №1) Записали тему нашей работы и цель работы.

Деятельность ученика:

Подготовится к уроку, приготовить все письменные принадлежности и учебный материал для урока.

Учащиеся записывают тему и цель урока на специально приготовленных учителем листах. (см. приложение №1)

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенция

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

 

 

 

Знания

Умения

 

 

 

2

3 мин

Проверка домашнего задания в виде самостоятельной работы.

Проверить, как ученики усвоили предыдущий материал.

Уметь применять полученные знания, а также оценивать ответы других.

Метод контроля.
Метод взаимопроверки.

1. Организация самостоятельной работы.

2. Организация взаимопроверки.

 

 

Цель нашей работы, получить подтверждения химическому процессу с помощью экспериментов.

Но прежде, чем мы приступим к работе, давайте вспомним теоретический материал по данной теме:

  1. Что такое химическая реакция?
  2. Что такое вещество?
  3. Что относиться к сложным веществам?
  4. Что такое кислота?
  5. Что такое основание?
  6. Что такое соль?
  7. Что такое оксид?

Деятельность ученика:

1. Дети отвечают на вопросы и получают по одной звезде (потом эти звезды они обменивают на оценки)

2. Дети выполняют задание.

3. Дети заполняют схему.

3.

Очень хорошо, а теперь повторим название веществ (химический диктант) 5 мин. Самопроверка 5 минут.

Каждому из вас досталось карточка с названиями веществ. Вам необходимо написать напротив названия формулу вещества.

Пример: оксид железа (II) FeO (см. приложение №2)

3 Ученики пишут химический диктант.

Процесс самопроверки: Учитель пишет правильные ответы на доске.

Каждый ученик напротив своего ответа ставит + или -.

Затем сам себе выставляет оценку:

За 3 правильных ответа – 3

За 4 правильных - 4

За 5 правильных - 5

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенция

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

 

 

 

Знания

Умения

 

 

 

4

25 мин

Экспериментальная работа

Знания по теоретической части темы.

Умение писать уравнения в молекулярном видах.

Экспериментальная работа

Урок

Диск – Виртуальная лаборатория.

 

Теоретический материал мы с вами вспомнили, а теперь давайте приступать к экспериментальной части нашего урока.

Деятельность учителя:

1 Тема нашего урока «Химические реакции»

В: Какие явления в жизни вы еще знаете?

О: Физические.

В: Чем отличаются физические явления от химических?

О: В результате физических явлений не изменяется состав вещества.

Инструктаж Т.Б.

В конце урока у каждого из вас должны быть заполнены две таблицы (см. приложение №1)

Для заполнения таблицы №1 проведем несколько опытов:

Любое химическое превращение сопровождается внешними признаками.

Вспомним их, используя для этого химические реакции.

а) HCl + Zn = ZnCl2 + H2
(выделение газа)

б) CuSO4 + NaOH = Cu(OH)2+ Na2SO4
(выпадение осадка)

в) CaO + H2O = Ca(OH)2
(выделение тепла)

г) NaOH + HCl = NaCl + H2O
(выделения тепла, изменение рН среды)

если появления осадка, выделения запаха, изменения цвета можно увидеть невооруженным глазом, то есть еще одна характеристика химической реакции, которую можно определить, только используя индикатор.

В: Что эта за характеристика?

О: Кислотность среды рН – среды

Заполните таблицу №1

Пример: NaOH + HCl = NaCl + H2O

Раствор NaOH   рН > 7

Раствор HCl    рН < 7

Раствор NaCl + H2O  рН = 7

В результате этой реакции изменяется рН – среды.

Деятельность ученика:

1. Ученики записывают тему урока.

2 Ученики фиксируют химические уравнения.

3. Учащиеся заполняют таблицы.

 

 

 В: Какие индикаторы вы знаете?

Заполните таблицу №2

 

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенция

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

 

 

 

Знания

Умения

 

 

 

5

3 мин

Закрепление изученного материала

Знание состава различных классов органических веществ.

Умение пользоваться компьютером и применять изученный материал.

Самостоятельная работа.

Работа в парах.

диск № 1
«Виртуальная лаборатория
8-11 класс»

 

Деятельность учителя:

На этом практическая часть нашего урока завершена.

Запишите вывод по практической работе.

 

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенция

 

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

 

 

 

Знания

Умения

 

 

 

6

2 мин

Организация домашней работы учащихся

 

 

 

 

 

 

§ 26 упр. 1, 2, 3, 5

Деятельность ученика:

Ученики записывают домашнее задание, которое указал им учитель

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5