Цель: развивать умение отличать ораторскую речь по ее основным признакам и учить применять на практике
Задачи:
- познакомить с ораторской речью как стилевой разновидностью
- вспомнить понятие риторика
- познакомить с основными признаками и приемами ораторской речи
- развивать речь учащихся
- убедить в значимости развития речи
- вырабатывать коммуникативные качества учащихся
Ход урока
1. Оргмомент
2. Актуализация знаний
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
…Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
(Я.Козловский «Слово»)
<слайд 1> (Работа с интерактивной доской «Smart», программа «Notebook» Приложение 5)
– Назовите тему этого текста. (слово)
– Определите его главную мысль. (Слово имеет огромное значение в жизни человека. С его помощью мы можем передавать совершенно различные состояния нашего внутреннего мира, свои эмоции)
– Кто догадался, о чем пойдет разговор на сегодняшнем уроке? (о слове, речи человека)
– Припомните, а какая наука учит нас говорить и писать искусно, умело, успешно? (риторика)
– Риторика не просто древняя, а древнейшая наука. Своего рассвета она достигла в Древней Греции примерно 2500 лет назад. Как видите, очень давно. Древние греки считали ее очень важной наукой, нужной каждому человеку. Поэтому риторике учили в школе специально, как чтению и письму.
Учили говорить:
Сообщать убеждать хвалить призывать
Объяснять спорить воспевать воодушевлять
Информировать договариваться приветствовать и т. д.
– Распределите данные слова по смысловым группам.
<слайд 2>
– Молодцы! Прекрасно!
– При этом сначала учили именно говорить, а только затем писать.
– Скажите, а зачем это нужно – уметь говорить? Где и как это может пригодиться в жизни? (общение)
– Значит, риторика учит нас эффективному общению, что чрезвычайно важно в жизни каждого человека.
3. Работа с текстом.
Но кроме правил эффективного общения, риторика занимается изучением и других правил. С одним из них нам предстоит сегодня знакомство. А что это за правило вы узнаете из предложенного текста.
Чтение текста.
– Так что же это за правила? (правила ораторской речи или правила эффективного общения.)
– Итак, назовите тему сегодняшнего урока? (Ораторская речь)
– Как вы понимаете слова «эффективного общения»? (полезного для обеих сторон)
4. Работа над материалом урока.
<слайд 3> Работа с интерактивной доской «Smart», программа «Notebook»
– Посмотрите внимательно на эти слова. Попытайтесь прочитать их.
– Что их объединяет? (Все они имеют отношение к теме нашего урока)
– Вставьте пропущенные буквы.
– Проверьте. (открываем функцию «шторка» в программе «Notebook»)
Красноречие
Риторика
Оратор
Ораторский
Пафос
– Молодцы!
– Но кроме этого они являются и словарными словами, написание которых нужно запомнить.
– Запишите данные слова в тетрадь.
– Значение, каких слов вам бы хотелось уточнить? (работа со словарями Л.Е. Лопатина, В.В. Лопатин «Русский толковый словарь», Л.П. Крысин «Толковый словарь иноязычных слов»)
КРАСНОРЕЧИЕ – дар хорошо и красиво говорить.
РИТОРИКА – теория ораторского искусства.
ОРАТОР – тот, кто произносит речь, а так же человек, обладающий даром говорить речи.
ОРАТОРСКИЙ – качество произносимой речи (ораторский дар)
ПАФОС – страстное воодушевление, подъем, энтузиазм.
– Как же отличить ораторскую речь от других типов речи?
– По присущим только ей особенностям.
– Что это за особенности вы должны узнать сами.
(работа в микрогруппах с предложенным текстом Работа с печатным текстом (запись в тетради: особенности ораторской речи)
<слайд 4>
– Что по этому поводу говорил Цицерон?
<слайд 5>
– Зачитайте слова Аристотеля.
<слайд 6>
5. Практическая работа с образцами ораторской речи.
Работа с текстом.
– Эту речь Иван Сергеевич Тургенев произнес на открытии памятника А.С.Пушкину в Москве.
<слайд 7>
Чтение текста детьми про себя.
Чтение текста учителем или подготовленным учеником.
– А теперь, обратим внимание на каждую особенность ораторской речи.
Характеристика текста.
– В тексте отражены следующие особенности ораторской речи:
СРЕДСТВА УСТАНОВКИ КОНТАКТА СО СЛУШАТЕЛЯМИ:
- ОБРАЩЕНИЕ К СЛУШАТЕЛЯМ
- ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
- ГРАЖДАНСКОЕ ЗВУЧАНИЕ
- ПАФОС
- ЯРКАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ:
- ВОЗВЫШЕННАЯ ЛЕКСИКА( празднование, лучший, признательная любовь, один из самых достойных, сияй, благородный лик, воздвигнутый, в сердце, гласи, грядущий, великий, изваяние, свободный, дань, уста, памятник);
- ГЛАГОЛЫ В ПОВЕЛИТЕЛЬНОМ НАКЛОНЕНИИ (сияй, гласи);
- СРАВНЕНИЯ (сияй, как он, благородный медный лик; как о Шекспире; подобно Пушкину);
- ЭПИТЕТЫ(лучших, признательной, достойных, благородный, великий, свободным, лепечущих);
- МЕТАФОРЫ(дань любви, в сердце столицы);
- ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕННАЯ ЛЕКСИКА (сочувствует, любовь, народ, великий)
- ПОВТОРЫ (стал более русским и более образованным, более свободным человеком; будем надеяться; повторы подчинительных конструкций)
- РЯДЫ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ (представители земли, правительства, , науки, словесности и искусства);
- ОБРАЩЕНИЯ (сияй же, как он, благородный медный лик…);
- УСТАРЕВШИЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ (дань любви, лик, гласи грядущим поколениям, изваяние, уста);
- ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ВОСКЛИЦАТЕЛЬНОЙ ИНТОНАЦИЕЙ.
<слайд 8>
– Какие слова, по-вашему, мнению помогают создать торжественный пафос? (Устаревшие слова и выражения).
– Для чего? (Чтобы слушатели мысленно объединили себя со своими славными предками, чтобы почувствовали силу единения народа).
Все средства ораторской речи, использованные Тургеневым, придают этому выступлению эмоциональность, яркость, выразительность. Речь Тургенева вызывает гордость за великий народ, давший миру великого Пушкина.
6. Выявление признаков хорошей публичной речи.
– Ораторскую речь еще называют публичной. Почему? (выступление перед публикой)
Среди исследователей русского языка ярко выделяется личность Дмитрия Сергеевича Лихачева.
<слайд 9>
Особое внимание Дмитрий Сергеевич уделял речи человека. Он считал, что по речи человека можно судить о его культуре, образованности.
В одной из своих статей он называет признаки хорошей публичной речи. Давайте попробуем их выделить.
Работа с текстом.
Признаки хорошей публичной речи:
- Правильность
- Точность
- Экономность
- Краткость
- Интерес самого выступающего
- Одна главная мысль
<слайд 10>
7. Значение ораторской речи в жизни человека.
– Скажите, а где вам пригодятся знания сегодняшнего урока.
– Зачем вам это нужно?
– Где, когда, при каких обстоятельствах вам приходится с ней сталкиваться? (выступления на уроках – доклады, рефераты, устные ответы на уроках, защита проектов, заметка в газету).
– В прошлый выходной мы с вами поздравляли самых дорогих, самых любимых – наших мам. Сейчас я предлагаю вам составить ораторское выступление на тему «При солнышке тепло, при матери добро».
<слайд 11>
– Назовите тему своего выступления. (о маме)
– Определите главную цель. (мама самый близкий и родной человек).
– Помня об особенностях и признаках ораторской речи, приготовьте выступление. (самостоятельная работа учащихся)
8. Выступления учащихся.
Оценка педагогом и одноклассниками.
9. Рефлексия.
– Какую пользу вам принес нынешний урок?
– Что запомнилось больше всего?
– Каково значение публичной речи в жизни человека?
10. Домашнее задание
<слайд 12>
- Составьте презентацию на тему «Значение публичной речи в жизни человека»
- Подготовьте краткий рассказ об истории нашего города.
- Подготовьте публичное выступление на тему
Литература:
- Л.Е.Лопатина, В.В. Лопатин «Русский толковый словарь», Москва «Русский язык» 1998.
- Л.П. Крысин «Толковый словарь иноязычных слов», Москва «Русский язык» 1998.
- Учебник «Русский язык» 8 класс. Авторы: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков и др., Москва «Просвещение» 2002.
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001.
- www.otaihinfo.ru слайд №7