Задачи:
- Расширить знания учащихся о защитных механизмах организма.
- Обеспечить усвоение знаний о путях возникновения иммунитета, его видах и значении.
- Сообщить сведения о системе прививания в России, формировать убеждение в необходимости прививок.
- Продолжать формирование умений анализировать, делать выводы, работать самостоятельно с дополнительной литературой.
Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый.
Содержание урока:
- Актуализация знаний о составе плазмы крови, о его постоянстве.
- Виды иммунитета. Аллергия как разновидность иммунитета.
- Необходимость прививания.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организация повторения пройденного: | |
1. Актуализация знаний о функциях и видах лейкоцитов. | Один ученик составляет схему на магнитной доске. |
Дополнительные вопросы: – «Объясните, что такое «иммунная память». – Какую функцию крови обеспечивают лейкоциты? |
Отвечают на вопросы, используя имеющиеся знания. |
2. Актуализация знаний о составе плазмы и функциях клеток крови. Игра «В кабинете у врача». | Работают в группах. Рассматривают результаты анализов пациентов, делают предположения о возможных причинах отклонений от нормы и дают рекомендации больному. Обосновывают свое мнение. (Приложение 1) |
II. Изучение нового материала. | |
1.Понятие иммунитета. Его виды. | Изучают текст на с. 122 учебника, составляют схему видов иммунитета. Затем производят самопроверку по рисунку на с. 124 учебника |
2. Естественный иммунитет. Сообщение учителя о защитных свойствах крови. (Приложение 2) | Заслушивают информацию, делают выводы о необходимости борьбы с инфекционными заболеваниями. |
Искусственный иммунитет. – Открытие Э. Дженнери, работы Л. Пастера. Прививка. |
Сообщение ученика. Другие учащиеся делают записи в тетради. |
– Введение оспопрививания в России. Рассказ учителя. (Приложение 3) | Называют известные им инфекционные заболевания (чума, холера, тиф). |
– Прививание школьников в наше время. | Сообщение учащегося по результатам беседы со школьным фельдшером |
– Введение сыворотки – вид искусственного иммунитета. | Делают предположения, в каких случаях может быть желательно введение сыворотки. |
III. Закрепление изученного. | |
Выскажите свое мнение: – В чем опасность вируса СПИДа? – Как можно заразиться СПИДом? – Когда иммунитет может быть опасен? (аллергия). – Если в пробирку с кровью человека, перенесшего дифтерию, добавить возбудителей дифтерии, они погибнут. А если микробы добавить в кровь не болевшего человека, этого не случится. Почему? |
Отвечают на вопросы. Слушают пояснения учителя. |
IV. Подведение итогов урока. | |
Беседа по вопросам: – Что нового вы сегодня узнали? – Какое практическое значение могут иметь ваши знания? |
Отвечают на вопросы. Делают выводы |
V. Задание на дом: | |
с.122, творческое задание (по желанию): написать сказку «Один день из жизни лейкоцита» |
По учебнику «Биология. Человек. 8класс.», Н.И.Сонин, Москва. Дрофа. 2002.