Урок технологии и краеведения "Полотняное плетение. Ткачество – основное ремесло юрьевчан"

Разделы: Технология, Начальная школа


Пояснительная записка 

Вашему вниманию предлагается методическая разработка урока по предмету «Технология и краеведение» с использованием информационных технологий.

В своей преподавательской деятельности я часто обращаюсь истории нашего города. На уроках литературного чтения, окружающего мира, технологии, ИЗО, математики, истории религиозной культуры встречаются темы, которые удобно и целесообразно рассматривать, опираясь на жизненный опыт учеников, на их знания о своем городе, районе, области. За последние несколько лет работы у меня скопился значительный краеведческий материал.

Введение в учебный процесс уроков по краеведению позволяет мне нести в мир детства нравственные ценности, помогает открыть ребенку этот мир во всем его богатстве и многообразии. А значит, любой урок, встреча, творческое дело, беседа, экскурсия подчинены единой цели – всесторонне развивать личность ребенка, ведь дети должны жить в мире духовной красоты, игры, фантазии и творческого поиска.

Тип урока: интегрированный.

Тема для 2-го класса: «Полотняное» плетение. Изготовление плетеного коврика из бумажных полос. Панно.

Тема для 3-4-го класса: «Полотняное» плетение. Изготовление плетеного коврика из нитей. Панно.

Краеведение: Ткачество – основное ремесло юрьевчан.

Образовательная:

  • формирование представлений о единстве культуры России, знакомить учащихся с народными промыслами местных мастеров, рассказать о ремесле – ткачестве,
  • формировать понятие переплетения,
  • формировать умение читать чертеж и технический эскиз работы,
  • формировать умение выполнять переплетение в шахматном порядке, заготавливать детали с прорезной основой, прорезая от линии сгиба.
  • формировать навыки работы с бумагой, нитями.

Развивающая:

  • Развивать умения по актуализации ранее полученных знаний и умений;
  • Развивать внимание, память, речь, творческие способности,
  • Развивать техническое мышление, терпение и усидчивость, сообразительность.

Воспитательная:

  • Воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому,
  • Духовно-нравственное воспитание учащихся через изучение исторических фактов,
  • Воспитывать любовь к труду.

Оборудование урока и материалы:

клей, ножницы, цветная бумага, разноцветные нитки, картонная рамка, карандаш, линейка, таблицы последовательности работы, рисунки и изделия народных умельцев модель ткацкого станка. Презентация «Ткачество». (Приложение).

Ход урока

1. Организация класса. Проверка готовности к уроку наведение рабочего порядка. Мотивация и положительный настрой на работу.

Прочитайте пословицу. Как вы понимаете ее значение.

«Чем больше науки, тем умнее руки».

2. Тема урока. Цели и задачи урока.

Отгадайте загадки и вы узнаете, что за изделие мы с вами будем делать на уроке.

Ни пера, ни крыла,
А быстрее орла.
Только выпустит хвост –
Понесется до звезд. (Ракета)

Два конца, два кольца,
А посередине гвоздик. (Ножницы)

Рыжий молокозавод,
День жует и два жует
Ведь траву не так легко
Превратить в молоко. (Корова)

Мастер шубу себе сшил,
Иглы вынуть позабыл. (Еж)

На пальце одном
Ведерко вверх дном. (Наперсток)

Ключевое слово «Ковер».
Мы будем плести ковер.

3. Ткачество - основное ремесло юрьевчан. (Приложение)

Какой для работы нам понадобится материал? Дети, скорее всего, назовут основным материалом плетения нити, также могут назвать и бумагу т.к. она лежит на партах.

Мы с вами уже пробовали плести из нитей. Учитель демонстрирует макет ткацкого станка со сплетенным образцом. Это наш ткацкий станок. Такие станки использовали наши предки – волжские мастерицы в далеком прошлом.

Правильно был назван материал, из которого можно плести ковры и ткани – это нити. В наших краях использовали нити льна и конопли. (Показ растений). Очень трудно было получить такие нити. Убранный и просушенный лен, коноплю обмолачивали вальками, стлали, мочили и снова просушивали, затем мяли, трепали деревянными орудиями мечевидной формы, прочесывали зубчатыми чесалами либо гребнями. (показ кудели). Кудель крепили на прялках, и потихоньку вытягивая нить, накручивали и ее на вращающееся веретено. В каждой семье был ткацкий станок, гребни и прялки. Мы их видели с вами в краеведческом музее.

Нити натягивались через весь ткацкий станок, а вторая нить пропускалась между ними в шахматном порядке. Получалось переплетение нитей и называлось оно «полотняное переплетение», а ткань – полотном.

Мастерицы, которые плели ткани, а точнее сказать ткали, назывались ткачихами.

Ткачество является важнейшим ремеслом нашего края.

4. Основная часть урока. Практическая работа.

Словарная работа: ковер, основа, уток.

Технология изготовления:

  • Заготовить основу.
  • Перегнуть основу пополам. Произвести разметку основы, намечая линии разреза от оси сгиба.
  • Заготовить полосок-утков столько сколько необходимо для плетения (в1 классе учитель рассчитывает все сам)
  • Вплетаем полоски-утки в основу в шахматном порядке. Концы полосок подклеить.
  • Из сделанных учащимися ковриков формируется коллективное панно.

Самостоятельная работа учеников. Дополнительный инструктаж. Помощь учителя.

Технология изготовления коврика из нитей. (4 класс).

  • На готовую картонную раму различной формы через проколы протягиваются нити основы.
  • Используя объемную пряжу для вязания, заполняем раму, протягивая нить утка через нити основы в шахматном порядке.
  • Для закрепления нитей используем крестовый узел
  • Срезаем коврик с рамы и подрезаем края.

5. Подведение итогов работы.

Оценивание, устройство выставки.

Урок можно закончить традиционно, опросив учащихся о том, что им понравилось на уроке, запомнилось больше всего.

Второй вариант концовки может быть игровым, например, разгадать кроссворд.

Урок можно закончить фольклорной хороводной песней «Лен ты мой, лен».

Под дубравой лен, лен,
Под зеленою лен, лен.
Уж я сеяла, я сеяла ленок,
Уж я, сея, приговаривала.
Чеботами приколачивала!

Припев:
Ты удайся, удайся ленок,
Ты удайся мой беленький ленок!

Я полола. Полола ленок,
Я, половши, приговаривала,
Чеботами приколачивала!

Уж я дергала, я дергала ленок,
Уж я, дергав, приговаривала.
Чеботами приколачивала!

Припев:
Ты удайся, удайся ленок,
Ты удайся мой беленький ленок!

Уж я стлала, стлала ленок,
Уж я, стлавши, приговаривала.
Чеботами приколачивала!

Припев:
Ты удайся, удайся ленок,
Ты удайся мой беленький ленок!

Я мочила, мочила ленок,
Уж мочивши, приговаривала.
Чеботами приколачивала!

Припев:
Ты удайся, удайся ленок,
Ты удайся мой беленький ленок!

Я сушила, сушила ленок,
Уж сушивши, приговаривала.
Чеботами приколачивала!

Припев:
Ты удайся, удайся ленок,
Ты удайся мой беленький ленок!

Я мочила, мочила ленок,
Уж мочивши, приговаривала.
Чеботами приколачивала!

Ты удайся, удайся ленок,
Ты удайся мой беленький ленок!
Припев:

Уж я мяла, я мяла ленок,
Уж я, мявши, приговаривала.
Чеботами приколачивала!

Припев:
Ты удайся, удайся ленок,
Ты удайся мой беленький ленок!

Я трепала, я трепала ленок,
Уж трепавши, приговаривала.
Чеботами приколачивала!

Припев:
Ты удайся, удайся ленок,
Ты удайся мой беленький ленок!

Я чесала, я чесала ленок,
Я чесавши, приговаривала.
Чеботами приколачивала!

Припев:
Ты удайся, удайся ленок,
Ты удайся мой беленький ленок!

Уж я пряла, я пряла ленок,
Уж я, прявши, приговаривала.
Чеботами приколачивала!

Припев:
Ты удайся, удайся ленок,
Ты удайся мой беленький ленок!

Уж я ткала, я ткала ленок,
Уж я, ткавши, приговаривала.
Чеботами приколачивала!