Разработка урока математики в 1-м классе "Решение нестандартных примеров и задач"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить учащихся с различными видами нестандартных примеров и задач и их решением путём рассуждения, используя схемы, рисунки.
  2. Развивать учебно-логические умения.
  3. Активизировать познавательную деятельность учащихся. Повышать интерес к математике через занимательный математический материал и нестандартную форму проведения занятия. Воспитывать чувство коллективизма, долга, ответственности за свою команду, желание достигнуть высоких результатов не только у себя, но и у товарищей.

Тип урока: изучение нового материала

ФОПД: фронтальная, групповая, работа в парах.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, метод стимулирования учебной деятельности.

Оборудование:

  1. Карточки с деформированными пословицами
  2. Ребус со словом задача
  3. Имена 4 детей на карточках и 4 различных по размеру нарисованных мяча
  4. Примеры на карточках.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Математическая разминка

– Чтобы вам быстрее включиться в работу проведём математическую разминку.

а) Загадка

Братцев этих ровно 7
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.

Ответ: 7 дней недели.

б) Задача в стихах

«В гнёздышке есть 2 птенца
Два пушистых близнеца,
И ещё готовы 5
Из скорлупок вылезать.

– Сколько станет птиц в гнезде?

Помогите мне.

Ответ: 2+5=7

в) Закономерность

– Белка свои орешки разложила кучками в определённой последовательности, а некоторые числа, обозначающие количество орешков закрыла листьями. Отгадайте закономерность.

Ответ: 1 5 9 13 17 21

г) Задание на внимание и быстроту счёта

– Чему равна сумма чисел, записанных красным цветом? синим?

– Что вы заметили? (Суммы = 13)

– Что вы знаете о числе 13?

– Число 13 многие люди считают несчастливым, а в Англии нет даже №13 на квартирах.

Работа в группах

д) «Пословицы»

– Сейчас поработаем в группах. Какая же группа работает сплочённее, помогая друг другу.

– Составьте правильно пословицы, где дано начало, а ват продолжение пословицы вам нужно выбрать. Соедините начало и конецпословицы стрелкой.

Семеро одного           не ждут
приведут
подождут
Семь раз отмерь   7 раз примерь
7 раз отрежь
1 раз отрежь

– Объясните смысл пословиц.

– Как вы думаете, почему эти пословицы я включила в урок?

– Что общего у них? (Число 7)

– Дети отвечают (они связаны с математикой и числом 7)

– Особым почётом в древности была окружена семёрка, это дошло и до наших дней.

  • Много пословиц и поговорок связано с числом 7.
  • Сейчас 7 дней в неделе,
  • 7 чудес света,
  • Великий пост у христиан 7 дней.
  • Считалось, что 7 символизирует тайну. Вначале урока была задача и загадка с числом 7.

– Сколько вариантов ответов было в карточках (3)

– Ребята, а где вы встречаете число 3 в жизни?

Дети отвечают:

– (В сказках: 3 сестрицы под окном – авторская сказка, 3 желания у рыбки, 3 сына у отца, 3 поросёнка, 3 медведя)

– Долгое время число 3 для многих народов считалось счастливым числом. Оно стало излюбленным в мифах и сказках, считалось магическим, так как складывалось из суммы предыдущих чисел (2+1)

Итог разминки:

– Математическая разминка закончена. Помимо того, что вы уже включились в работу, вы ещё узнали интересное о числах 3, 7 и 13.

III. Сообщение темы урока и постановка темы

– Ребята, отгадав этот ребус, вы узнаете тему занятия.

Задача

– Правильно, ребята, задача.

– Тема урока: «Решение нестандартных задач и примеров»

– Как вы понимаете слово «нестандартные»?

– К нестандартным относят логические задачи, задачи на смекалку, задачи-шутки, зашифрованные примеры.

– Зная тему урока, давайте попытаемся поставить цель нашего занятия, то есть чего мы будем добиваться (дети говорят: будем учиться решать задачи и примеры)

– А для чего нам нужно решать такие задачи и примеры?

– Да, такие задания учат размышлять, решать проблему, анализировать - это всё развивает логическое мышление.

Учитель читает задачу:

«Четыре девочки с детского сада, Аня, Варя, Галя, Зина – играли с мячами. Затем их позвали на завтрак. Мячи они положил в уголке. Которым из них играла каждая девочка, если мяч Вари не самый маленький, но он меньше, чем у Ани и Зины, а у Ани больше чем у Зины?»

  • Давайте прочитаем задачу ещё раз и выделим те данные, которые помогут в решении.
  • Нам известно, что есть четыре девочки с мячами. Их зовут Аня, Варя, Галя и Зина.
  • Выделите и подчеркните в тексте главные слова.
  • Что из условия задачи вам стало понятно про мячи?
  • Какие они по размеру? (различные)
  • Есть ли среди них одинаковые? ( нет)
  • Предположим, что их нет и все мячи разные.
  • Чтобы нам не запутаться при решении задачи имена девочек я записала на карточках и приготовила различные мячи.
  • Решать логические задачи можно при помощи рисунка, таблицы, схемы. Сегодня мы будем решать при помощи схемы.
  • Имена девочек написаны на карточках, а ниже произвольно-прикреплённые изображения мячей разных размеров и цветов.
  • Что известно о мячах?
  • Мяч Вари не самый маленький… А какой среди мячей самый маленький?
  • Он может быть мячом Вари? (Нет)
  • Значит, будем искать её мяч из трёх оставшихся.
  • Мы знаем, что мяч Вари меньше, чем Ани и Зины?
  • Какой мяч меньше?
  • Это мяч Вари. Рисуем стрелкой, что он принадлежит ей.
  • Разбираем задачу дальше.
  • Мы знаем, что у Ани мяч больше, чем у Зины.
  • Какой из оставшихся двух больше?
  • Это мяч Ани, чертим стрелочку.
  • Тот, который чуть меньше – это мяч Зины.
  • Чей тогда самый маленький оставшийся мяч? (Гали)
  • Путём рассуждения мы определили какие мячи принадлежат трём девочкам, а тот который остался – это и есть мяч Гали.
  • Вы ответили на вопрос задачи? (Да)
  • Что помогло нам в решении (схема)
  • В уме представить кому из девочек принадлежал какой мяч трудно. Нам помогла схема.
  • В другой раз не обязательно писать имена целиком, можно ограничиться буквами, так вы и сделаете у себя в тетради, а мячи изобразите в виде различных кружков.
  • Так подтвердилось наше предположение, что мячи разные по размеру?
  • Могли ли они быть одинаковыми? (нет)
  • Зарисуйте в тетради схему.

IV. Физминутка

игра «Четыре стихии»

Если я говорю земля, вы опускаете руки вниз, если воздух, то поднимаете вверх. Если огонь, то руки приживаете к груди, если вода, то руками изображаете плавающего человека.

V. Работа в группах

– А сейчас попробуйте решить задачу в группах, советуясь, помогая друг другу.

– Решайте, используя схему при решении. Посмотрим, какая из групп окажется дружнее и сплочённее.

Каждой группе даётся задание на карточке.

«В квартирах №1, №2, №3 жили три котёнка: Белый, чёрный и рыжий. В квартирах №1, и 2 не жил чёрный, а белый не жил в квартире №1. В какой квартире жил каждый котёнок?

– О ком говорится в задаче

– Дети, о каких котятах идёт речь?

– В каких квартирах они живут? (1, 2, 3)

– Эти данные используйте в своей схеме.

Итог:

(Проверка решений задачи по группам)

– Логическую задачу представить без рисунка, схемы, таблицы очень трудно. Схема помогает решить задачу. В дальнейшем будем учиться записывать и решать при помощи таблицы.

VI. Решение нестандартных примеров

– Посмотрите на доску. Я приготовила для вас необычные примеры. Сразу их не решить.

– Попробуем разобраться в символах, знаках, фигурах.

21 * Δ = 21
(21 + 0 = 21; 21 – 0 = 21)

– Мы видим два числа, 21 и =21

– Как вы думаете, что может стоять вместо * и Δ

– Да, это знаки и числа

– Здесь может быть ещё 21 · 1 = 21 и 21 : 1 = 21. Но мы ещё не изучали действия умножение и деление.

А вот ещё пример

27 * 1 + Δ 7

– Я зашифровала здесь неравенство

– Тогда какие знаки здесь могут быть? (><)

– Значит вместо * будет знак > или <

– Что запишем вместо Δ? (число)

– Это математическое выражение имеет одно решение? (Нет)

VII. работа в парах

– Расшифруйте и решите примеры

Δ * 40 = 40
11 * Δ = 12 * Δ
Δ * 30 = 23 * Δ
22 * Δ = 23 * Δ

VIII. Итог урока

– Чему учились на уроке?

– Понравилось ли вам решать такие задачи и примеры?

– Что понравилось?

– Достигли ли цели, которую ставили в начале урока?