Возрастная категория учащихся: 7, 8 класс.
Форма проведения: познавательная игра.
ТСО: ноутбук, мультимедиа-проектор, экран.
Цели: знакомство учащихся с этапами освоения космоса; воспитание патриотизма; развитие внимания, памяти, логического мышления; повышение интереса к изучению физики, астрономии.
План мероприятия:
- Организационный момент.
- Доступ к бортовому компьютеру (ребусы).
- Полет на Марс (Выступление 1) и на Марсе (конкурс 1).
- Полет на Венеру (Выступление 2) и Встреча с НЛО (конкурс 2).
- Полет на Венеру (Выступление 3) и на Венере (конкурс 3).
- Полет на Уран (Выступление 4) и на Уране (загадки).
- Возвращение на Землю (Выступление 5) и на Земле (пресс-конференция)
- Награждение отличившихся во время полета и космический завтрак.
Ход игры
1) На экране первый слайд (Приложение 1)
Добрый день, уважаемые гости! Здравствуйте, ребята!
День 12 апреля 1961 года стал днем торжества человеческого разума. Впервые в мире космический корабль с человеком на борту ворвался в просторы Вселенной. В нашей стране и во всем мире этот день считают Днем космонавтики. Наше мероприятие приурочено к этой дате и я предлагаю вашему вниманию песню.
Второй слайд. Звучит песня, на экране появляются космические пейзажи. (Приложение 1)
Вы прослушали песню «Млечный путь» из к/ф «Большое космическое путешествие». Представьте, что мы сейчас с вами тоже отправляемся в Большое Космическое Путешествие. (Название игры записано красочно на доске)
За нашим путешествием наблюдает Генеральное Адмиралтейство космических дорог (учителя – гости мероприятия). С нами в путешествие отправляются специалисты по космологии (учащиеся 10 класса). Во время длительных перелетов они познакомят вас с историей космонавтики. Внимательно слушайте их выступления, потому что в конце путешествия состоится пресс-конференция. Самых внимательных, сообразительных и активных участников полета ждут призы. Экипажи к полету готовы? Тогда, как говорят космонавты: «ПОЕХАЛИ!»
2) Чтобы получить доступ к бортовому компьютеру, нужно ввести пароль из четырех слов. Какие это слова? (Ребусы на картинках)
(Ребята отгадывают, отвечают, получают жетоны).
3) Все слова разгадали правильно. Теперь корабль управляем и мы летим на Марс - это первая планета на нашем пути.
Выступление 1 ученика 10 класса: (Приложение 2)
Слайд - Теоретическая космонавтика (Приложение 1)
На Марсе нас встретили веселые марсиане. Но они большие шутники и любят играть в прятки. Нужно их найти.
(На доске три одинаковых рисунка <рисунок 5>, трое ребят по желанию соединяют точки своего рисунка последовательно и получают изображение марсианина, кто быстрее. Они получают жетоны).
4) Попрощавшись с веселыми марсианами мы берем курс на Венеру.
Выступление 2 ученика 10 класса: (Приложение 2)
Слайд – Так начинался космос (Приложение 1)
В полете на Венеру нам встретился НЛО. Ребята, а кто знает, что это такое?
Правильно – неопознанный летающий объект. Какой он, мы увидим, если соберем мозаику.
(Учитель разрезает <рисунок 6> на шесть квадратов. Таких комплектов нужно три. Трое желающих на доске с помощью небольших магнитов собирают мозаику из своего комплекта карточек (кто быстрее) и получают жетоны.)
5) Полет на Венеру продолжается.
Выступление 3 ученика 10 класса: (Приложение 2)
Слайд – первый пилотируемый полет (Приложение 1)
В венерианском городе нас встретили три инопланетянина. Используя приведенную информацию, отгадайте имя каждого инопланетянина. На доске <рисунок 7> и там же информация крупными буквами:
- Тензи находится не в середине,
- Бензи не смотрит влево,
- Кензи стоит на скале.
Ответ: Кензи – слева, Бензи – посредине, Тензи – справа.
(Кто первый отгадал – тому жетон.)
6) Молодцы! Мы попрощаемся с Венерой и отправляемся к планете Уран.
Выступление 4 ученика 10 класса: (Приложение 2)
Слайды – бурное освоение космоса (Приложение 1)
Мы совершили посадку на планету Уран и обнаружили, что кто-то здесь уже побывал до нас. Он оставил нам послание. Это загадки. (Приложение 3)
Слайды – планеты солнечной системы (Приложение 1)
(Ребята отгадывают загадки и получают жетоны)
7) Правильно, в последней загадке речь идет о Земле.
Когда последний закруглен виток,
Так хорошо сойти на Землю снова.
И окунуться после всех тревог
В живую красоту всего земного.
Галактика в сеченье звездных трасс,
Нам на нее глядеть, не наглядеться,
Но, поднимаясь в небо всякий раз,
Своей Земле мы оставляем сердце.
Вот и нам пришла пора возвращаться на землю. А пока мы летим домой, специалисты по космологии представят нам страничку истории космонавтики.
Выступление 5 ученика 10 класса: (Приложение 2)
Слайды – космический туризм (Приложение 1)
Уже на Земле, в «Звездном городке», где отдыхают космонавты после полета, состоялась пресс-конференция. Вам нужно ответить на вопросы журналистов.
Учащиеся отвечают на вопросы по материалу, который им представили ученики 10 класса, и получают жетоны.
8) Наше путешествие закончилось. Пришла пора наградить особо отличившихся.
Медалями в виде ракеты из плотной бумаги с красивой ленточкой награждаются те, кто набрал за игру больше всех жетонов (5-7 человек).
Все участники путешествия получают «космический завтрак» - шоколадную конфету «Пилот», хорошее настроение, начальный багаж знаний по теме «История космонавтики» и познавательный интерес к данной теме.