"Пусть будет в детских душах доброта"

Разделы: Работа с родителями


Воспитание нравственных начал личности – наиважнейшая задача педагогики. Основы этикета, эстетики, чувства меры, здорового образа жизни должны закладываться в человеке практически с момента его рождения. Человек находится в обществе в постоянном общении. Он постоянно меняет различные роли, примеряя их на себя, будто бы предметы гардероба. И чем лучше будет сидеть на человеке тот или иной костюм, тем комфортнее будет ощущать себя человек. Так же и с культурой общения и поведения. Чем быстрее ребенок освоит и поймет нормы правильного поведения в обществе, тем быстрее он адаптируется в нашем многообразном мире и тем быстрее будет заметен прогресс становления личности.

Сегодняшние жизненные трудности, семейное неблагополучие отражаются в детях. Очень часто я слышу, что ребята обсуждают жизнь с точки зрения материальных ценностей, причем все это измеряется в долларах. На мой взгляд, если детям нравственные позиции предъявлять как ультиматум, то это не приведет ни к чему. Очень важно, чтобы дети жили в нравственном обществе, могли сами понять нравственные ценности.

Для себя, как классного руководителя, я поставила в направлении «Нравственность» цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей. Для более четкого прояснения общей картины в решении проблемы я провела несколько диагностик.

Ребятам было предложено ответить на вопрос: «Если бы у тебя был цветик-семицветик, то, какие бы желания ты исполнил?». Ответы детей показали, что 80% желаний направлены на самих ребят, 73% - для всех людей, 40% - для родных и близких. Эта диагностика показала, что многие ребята привыкли быть в центре внимания, у них высока степень обращенности на себя, на свои потребности. Но если посмотреть на конкретные желания, то в шкале ценностей оказалась жизнь, здоровье, дружба, учеба, деньги. В «чистом» виде нравственные ценности были обозначены в ответах. 21% опрошенных детей: «чтобы у мамы было меньше дел», «чтобы мои родители не болели», «чтобы люди были добрыми и все жили долго», «чтобы в мире было счастье и не было войны».

Таким образом, выявила, что у учеников есть определенное расхождение в определении главных человеческих ценностей «вообще» и в конкретном преломлении «самого дорого для человека», на себя, на свои конкретные запросы. Поэтому мною были проведены беседы и дискуссии на нравственные темы.

К данной работе я привлекла и родителей, ведь без родительского участия процесс воспитания не возможен, или, по крайней мере, не полноценен. Сценарий одного из таких мероприятий я предлагаю.

Цели:

  • Способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей нравственных качеств детей.
  • Способствовать сближению взрослых и детей, формировать положительные эмоции.
  • Воспитывать чувство любви и уважения к родителям.

Форма проведения: Круглый стол.

Возраст аудитории: 8-9 лет.

Наглядность:

  • Анкета для родителей.
  • Оригинальные приглашения для родителей.
  • Магнитофон.
  • Пословицы о доброте.
  • Памятки для родителей.

Предполагаемые результаты. Обратить внимание родителей на воспитание важных нравственных качеств ребенка - доброты, щедрости, любви к окружающим людям. Воспитание ребенка «личным примером». Сплочение коллектива учащихся и их родителей.

Используемая литература.

  1. Н.М. Метенова «Методика проведения родительских собраний».
  2. Рожков М.И. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие. М.: ГИЦ Владос 2001.
  3. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Пособие для учителя. М.: Вита-Пресс, 2002.
  4. Шапиро Н.А. Классному руководителю. 2000-2001 год. С-Пб,: Гимназия №56, 2000.
  5. Узорова О.В., Праздники в начальной школе.М.: АСТ, 2003.

ПОДГОТОВКА.

1. Провести анкетирование родителей.

А) Что, по-вашему, зависит от родителей в воспитании у детей чуткости и сострадания?

Б) Предотвратить жестокость детей – это значит…

В) Какие виды наказания Вы применяете к ребенку?

Г) Чему Вы отдаете предпочтение: строгому, требовательному или ласковому, доброму отношению к ребенку?

Д) Что, по-вашему, нужно предпринять, чтобы создать атмосферу, способствующую воспитанию добрых чувств?

2. Оформить оригинальные приглашения для родителей.

«Если Вы желаете посеять в детских душах доброту, сострадание – примите приглашение на круглый стол, который состоится…»

3. Записать на магнитофон ответы детей на следующие вопросы:

А) Кто в нашем классе самый добрый?

Б) Смеетесь ли вы над неудачами товарищей?

В) А ябедничать хорошо или плохо?

Г) Представь, что ты взрослый. Как ты будешь относиться к детям?

Д) А что значит быть добрым?

4. Оформить пословицы о доброте в виде карточек.

Воспитывай лаской, а не таской.

Не спеши карать, спеши миловать.

Не та мать, что родит, а та, что сердцем наградит.

Что в детстве воспитаешь, на то в старости и обопрешься.

5. Оформить памятки для родителей.

Посеять в детях доброту, это значит:

  • радоваться проявлению внимания и чуткости ребенка;
  • не унижать ребенка;
  • не обсуждать проступки ребенка при посторонних;
  • создавать ситуации, зовущие к добру и состраданию;
  • поощрять заботу о младших и внимание к старшим;
  • читать стихи, рассказы на данную тему;
  • не читать длинных нотаций;
  • обсуждать ситуации положительного характера.

Ход круглого стола

Дети исполняют песню «Если добрый ты».

В годы детства каждый человек требует добра, участия, ласки. Если этого нет, если человек растет в обстановке равнодушия и бессердечности – юное сердце становится равнодушным, в нем нет чуткости к добру и красоте.

Как помочь ребенку стать чутким, щедрым, милосердным? Как своевременно поставить заслон жестокости, черствости, злобе? Об этом и пойдет сегодня наш разговор.

Звучит по магнитофону запись ответов детей на предложенные вопросы.

Есть ли пути, ведущие к воспитанию добрых детей? Эти мысли волновали педагогов всех времен. В. А. Сухомлинский долго искал корни зла, жестокости и пришел к выводу: «Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло – ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать».

Зависит ли от нас взрослых воспитание добрых чувств ребенка?

(Выслушиваются мнения родителей).

«Да!» - говорит педагог Ш. Амонашвили и видит только один путь гуманного подхода к детям. Это ему принадлежат слова: «Взрослый! Будь солнцем, излучающим человеческое тепло!»

Амонашвили выделил несколько принципов гуманного отношения к детям.

Первый – любить ребенка, так как без этого невозможно воспитать гуманную душу человека и только любовь облегчает воспитание. Она, единственная добрая сила, стимулирующая его взросление, доброе отношение к окружающим. Любовь не терпит грубости, давления, ущемления достоинства ребенка, все это составляет темную силу, отравляет жизнь, вносит в нее разочарование и злобу.

Второй – очеловечить среду, в которой живет ребенок, т. е. обеспечить душевный комфорт и равновесие. Ни одна сфера общения не должна раздражать ребенка, рождать в нем страх, уныние, униженность. В такой обстановке ребенок теряется и легко может прийти к озлобленному душевному состоянию. Тогда он начинает делать зло другим, тогда он с легкостью найдет приют в «тихом омуте».

Откройте и прочитайте памятку.

Какие советы, по-вашему, самые главные, помогают в воспитании добрых чувств?

Напротив того совета, который был уже использован Вами на практике и дал положительные результаты, поставьте знак «+». Напротив того совета, который не доводилось использовать на практике знак «-«. Над советом, который вызвал удивление «!».

1. Нужно ли специально создавать ситуацию, чтобы побуждать у детей чувства добра?

(Выслушиваются мнения родителей).

Как вы смотрите на эту ситуацию?

«Ребята, - сказала учительница на экскурсии, - Саша потерял варежку. Что теперь делать? У него же руки замерзнут». Дети дружно протянули ему свои варежки. Саша решил по очереди греться предложенными рукавичками. Но самое главное, он почувствовал, как добры и чутки его одноклассники, на которых он так часто обижался».

Были ли подобные ситуации у Вас?

(Выслушиваются мнения родителей и детей).

Стихотворение читает ребенок.

Хочется крикнуть людям:
Будьте щедрей на ласку,
Путь человека труден-
Мало похож на сказку.
В жизни без ласки – знайте,
Слезы, дожди, озноба.
Детям и взрослым – знайте,
Ласка нужна – не злоба.
Корень теряет краски,
Если напиться нечем.
Как человек без ласки
Он опускает плечи.
Как скопидом монеты
Ласку не прячьте, люди.
Пусть она добрым светом
Вечно светить вам будет.

Предлагаю конкурс: «Кто больше назовет ласковых обращений».

2. Наверно, недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово ранит».

Лечить словом – это значит вовремя найти нужные слова, утешить, подбодрить словом в трудную минуту.

Предлагаю сказать друг другу слова утешения. Итак, учимся искусству выражать сочувствие.

(Проговаривают в парах «родитель – ребенок»).

3. Можно ли затронуть тонкие струны маленьких сердец чтением произведений, стихов?

Сегодня у Вас есть возможность принять участие в конкурсе мастеров выразительного чтения.

(Конкурс инсценированных стихов).

Обратите свое внимание на памятку. Выскажите свое мнение: согласны ли Вы с ее содержанием?

4. Задание для детей.

В одной из своих сказок великий русский писатель Л.Н. Толстой очень хорошо и убедительно рассказал о добре и зле.

«Белка и волк».

«Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на спящего Волка. Волк вскочил и захотел его съесть. Белка стала его просить: «Пусти меня».

Волк сказал: «Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху – все играете и прыгаете. Белка сказала: «Пусти меня прежде на дерево, я тебе оттуда скажу, а то я боюсь тебя». Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем».

- Какова главная мысль? (Хорошо тому, у кого доброе сердце).

5. Вы заметили красочно оформленные карточки со словами русских народных пословиц о доброте. Какие из высказываний Вам больше по душе? Без учета, каких советов нельзя воспитать доброго ребенка?

Стихотворение читает ребенок.

Добрым быть совсем,
Совсем не просто,
Не зависит доброта
От роста,
Не зависит доброта
От цвета.
Доброта – не пряник,
Не конфета.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.

6. Как предостеречь детское сердце от злобы и жестокости?

Пришло время слову-эстафете. Это значит, Вам необходимо продолжить предложение, высказать свою основную мысль.

«Я, как родитель, могу помочь преодолеть своему ребенку жестокость, озлобленность, если… (передается эстафетная палочка по кругу).

«Давайте поклоняться доброте…»
На кладбище военном, на плите,
Я прочитал и в жизнь унес когда-то.
И лучевой строкой в моем труде
Вдруг стала эта заповедь солдата.
«Давайте поклоняться доброте…»
Давайте с думой жить о доброте,
Вся в голубой и звездной красоте
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом.
Давайте воевать за доброту.

7. Входит Старик Хоттабыч.

- Вы знаете кто я? Я знаменитый Старик Хоттабыч, пришел к Вам из далекой страны. Я знаю, вы все мечтаете о том, чтобы вокруг все стали добрыми, отзывчивыми людьми. Я угощу Вас волшебным напитком и сладостями. Испив сей напиток, Вы уже не сможете ругаться, осуждать проступки других, а будете подмечать только хорошее, радоваться, любить. А съеденные сладости помогут Вам свершить много добрых поступков. И тогда волшебный мир доброты откроется Вам уважаемые родители и Вашим детям.

(Уходит под музыку).

8. Совместное чаепитие.