Цели урока:
- Обобщить и систематизировать знания.
- Научить анализировать, наблюдать.
- Провести диагностику усвоения знаний и умений и их применения к практическим заданиям.
- Содействовать рациональной организации труда; воспитывать сознательное отношение к учебному труду, развивать творческие способности, самостоятельность, организованность.
Содержание темы: Данная тема программы 6 класса по математике учебника Виленкина Н.Я.
Тип урока: Интегрированный урок обобщения и систематизации знаний.
Организационные формы общения: Индивидуальная, парная, коллективная.
Структура урока:
- Мотивационная беседа с последующей постановкой цели.
- Актуализация опорных знаний – устная работа, с помощью которой ведётся повторение основных фактов, ведущих идей на основе систематизации знаний.
- Диагностика усвоения системы знаний и умений и её применение для выполнения практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
План урока
1. Орг. момент. Проверка домашнего задания.
№ 347(л, о, п), № 354, № 355(б),№ 356(а), № 356(а).
2. Устная работа: (2 ученика работают по карточкам)
- Восстанови цепочку вычислений
- Систематизация основных понятий (таблица)
3. Задача про черепаху (таблица)
4. Историческая справка «Из истории возникновения дробей»
5. Задача (с экологическим содержанием)
6. Работа с учебником (повторить свойства вычитания числа из суммы и суммы из числа)
- № 318(б)
- № 319(б)
- № 320(б)
7. Домашнее задание:
- № 345(а)
- № 355(в, г)
- № 357
- № 361 (а)
8. Самостоятельная работа
9. Резерв: задача
Ход урока
1. Орг. момент. Проверка домашнего задания
Кроссворд
По горизонтали:
- Деление числителя и знаменателя дроби на одно и то же число.
- Частное двух чисел.
- Дробь, у которой числитель и знаменатель взаимно-простые числа.
- На сколько сокращается дробь ?
- Сотая часть числа.
По вертикали:
- Название дроби, у которой числитель больше или равен знаменателю.
- Для нахождения общего знаменателя надо находить НОД или НОК ?
- Действие, при помощи которого находится произведение чисел.
- Для сокращения дроби нужно находить НОД или НОК?
1.
2. .№ 347 (л,о,п)
л) + = + = ;
о) - = - = = ;
п) - = - = =
№ 354.
- + = - + = (ч)
Ответ: 43 минуты.
№ 355 (б)
+ ( - ) = ( + ) - = ( + ) - = - = .
№ 356 (а)
а) + 0,34 - = + - = + - = + - = = = 0,3 .
2. Устная работа
См. приложение 1.
3. Задача про черепаху
См. приложение 1.
4. Историческая справка «Из истории возникновения дробей»
Дроби появились в глубокой древности. При разделе добычи, при измерениях величин, да и в других похожих случаях люди встретились с необходимостью ввести дроби. Так появились дроби , , , и т.д., которые теперь называются основными дробями. Из-за частого употребления некоторые из этих дробей получили ещё по одному названию: половина, треть, четверть, осьмушка.
Особый интерес вызывают дроби, знаменатели которых кратны 60: , и т.д. Этими дробями пользовались астрономы всех народов вплоть до 16 века. Эти дроби также употреблялись в вычислительных задачах геометрии и алгебры, в теории музыки. С их помощью отсчитывали временные такты, ведь не случайно одна минута – это часть часа, одна секунда – это часть часа.
Римляне пользовались дробями, имевшими знаменатель 12 и называли дробь - унция. Например, вместо того, чтобы сказать: «Я прочитал книги», они говорили: « Я прочитал 5 унций книги». Дроби со знаменателем 12 появились из-за деления года на 12 месяцев, которое было принято у римлян со времён правления царя Нумы (8-7 века до н.э.).
Действия над дробями в средние века считались самой сложной областью математики. До сих пор немцы говорят про человека, попавшего в затруднительное положение, что он « попал в дроби».
5. Задача
См. приложение 1.
6. Работа с учебником
1. № 318 (б)
б) + + + = ( + ) + ( + ) = + ( + ) = 1 + = 1.
2. № 319 (б)
б) ( + ) - = ( - ) + = + = + = + = = .
3. № 320 (б)
б) - ( + ) = ( - ) - = - = - = - = .
7. Задание на дом:
- № 345(а)
- № 355(в, г)
- № 357
- № 361(а).
8. Самостоятельная работа
Вариант – 1 |
|
|
Вариант – 2 |
1. Выполните действие: а) + ; б) - 0,5 . |
|
|
1. Выполните действие: а) + ; б) - 0,4 . |
|
|
||
2. Найдите значение выражения: - - . |
|
|
2. Найдите значение выражения: - - |
|
|
||
3. Решите уравнение: х - = . х = + х = + х = = 1 |
|
|
3. Решите уравнение: у - = . у = + у = + у = |
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
Список литературы:
- Математика: Учебник для 6 кл./ Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов и др. – М,: Мнемозина, 2002. – 304 с.
- Москва «Школа – Пресс» , журнал мат. В школе №1 1993 г., №5 1994 г.
- Нестандартные уроки математики 5-6 класс. Волгоград: 2005. – 112 с.
- Открытые уроки 6класс – Волгоград: Учитель, 2005. – 85 с.
- Математика. Итоговые уроки 5-9 классы, авт. – сост. О.В.Бощенко. – Волгоград: Учитель, 2006. – 68 с.
- Предметные недели в школе. Математика/ сост.Л.В.Гончарова. – Волгоград: Учитель, 2004. – 134 с.
- Учебно – методическая газета. Математика. Издательский дом «Первое сентября» № 20, 2006 г. – 48 с.
- Математика. Тесты к школьному курсу 6 класса. Москва «АСТ – Пресс», 1998 г. -256 с.