Урок истории. 10-й класс. "Начало славных дел Петра"

Разделы: История и обществознание

Класс: 10


Цель:

  • Дать представление учащимся о детстве Петра;
  • Охарактеризовать причины, которые формировали личность будущего царя;
  • Ознакомить сначалом правления Петра, его первыми преобразованиями;
  • Продолжить работу по подготовке к ЕГЭ;
  • Использование краеведческого материала.

Оборудование урока:

  • Карта “Россия XVIII века”, Приложение 7;
  • Схемы “Детство Петра”; “Первые преобразования Петра I”;
  • Презентация к уроку “Начало славных дел Петра”
  • Мультимедийный проектор.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Изучение новой темы.

Вступительное слово учителя:

Посмотрите, ребята, на доску. Какую тему мы начинаем сегодня изучать? Как Вы считаете, о чем мы поведем с вами речь, что на уроке мы должны узнать? (Ответы учащихся). Приложение 1

Итак, действительно сегодня мы приступаем к изучению нового периода российской истории – периоду, когда Россия периживает серьезные политические, экономические, культурные изменения. Как сказал наш знаменитый русский поэт XIX в. А.С.Пушкин:

О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
НА высоте уздой железной
Россию поднял на дыбы!  Медный всадник

О какой великой личности сказаны эти слова? Приложение 1.

Действительно, этот период истории тесным образом связан с личностью царя Петра I, его характером, его представлением о России.

Как мы с вами уже выяснили, цель нашего урока – познакомиться с условиями формирования личности Петра, его первыми шагами, как царя, как преобразователя. Приложение 1.

Конечно, говоря о том, что Петр изменил страну кординально, нельзя забывать, что истоки преобразования следует искать в тех процессах, которые происходили в России в XVII в.

Давайте вспомним, какие новые явления происходили в экономическом, политическом, культурном плане в нашей стране в данный период. Докажите мне, что XVII век подготовил преобразования в России, которые воплотил в жизнь Петр. (Ответы учащихся)

1. Экономика:

а) специализация с/х – рост территории, различные природные условия: черноземный центр и среднее поволжье производили товарный хлеб, в то время как север, сибирь потребляли привозной хлеб;

б) развитие торговли – на основе растущей специализации мелкотоварного производства (и с/х) начинается складываться всероссийский рынок, торговые связи устанавливались по всей стране; принятие новоторгового устава – 1653 г., повышение пошлины с иностранных купцов, защита русского купечества;

в) появление первых мануфактур, развитие мелкотоварного производства. Первые мануфактуры появились в металлургии (1636 - голландец А.Виниус основал железоделательный завод, выпускал пушки и ядра.

2. Оформление абсолютизма (основы):

а) утверждение самодержавия (Соборное уложение – титул “Самодержец”);

б) утрачивают значение Земские соборы (1653 г.);

в) уменьшение роли боярской думы (малая дума);

г) Тайный приказ;

д) окончательно сложилась приказная система – бюрократия – чиновники поддержка государя;

е) возрастает роль дворянства.

3. Социальная сфера:

а) отмена местничества (1682 г.);

б) закрепощение крестьян (1649 г.);

в) указ о белых и черных слободах.

4. Культура:

а) обмирщение, разрушение религиозного сознания;

б) литература: новые жанры (сатира, драма, поэззия), Симеон Полоцкий – русская поэзия;

в) зодчество: возводятся жилые дома;

г) изо: превращение иконописи в живопись (Симон Ушаков – “Спас Нерукотворный”, “Насаждение древа государства Российского” - произведение на светский сюжет); начало портретной живописи (изображение Алексея Михайловича, князя М.В.Скопина-Шуйского). Портрет-парсуна (сочетание портрета с плоскостным изображением);

д) театр;

е) рукописная газета “Куранты”.

5. Развитие связей с Европой.

Итак, мы вместе с вами выяснили, что именно XVII в. заложил основы реформ XVIII в.

Действительно, Россия уже не могла больше оставаться в изоляции – рано или поздно, внутренние потребности и внешнее влияние должны были привести к реформам и привести к сближению с европейскими странами. Действия Петра чаще всего были жестокими, не всегда хорошо подготовленными, но они шли в русле тех изменений, которые начались еще при предыдущих правителях – Алексее Михайловиче, Федоре, царевне Софьи.

Даже юношеское знакомство Петра с европейскими обычаями стало возможным благодадаря активному привлечению иностранных специалистов на русскую службу. Петр, правда, в отличие от других, радикально и решительно решал проблемы, вкладывал всю свою энергию.

Когда вы завершали знакомство с историей XVII в., то обращали внимание на то, что перед Россией стояли проблемы, которые так и не были решены предыдущими правителями. Эти серьезные задачи необходимо было решать. Обратимся к документу. Знаменитый русский историк В.О.Ключевский так же задумывался над проблемами, которые тормозили развитие страны.

Работа с документом:

“Задачи, которые стояли перед Россией” (В.О.Ключевский, “Русская история”, Приложение 2.

Вот такие проблемы необходимо будет решать тому правителю, который станет главой государства в конце XVII века.

Вопрос учащимся:

Мы с вами знаем, что характер человека закладывается в детстве. Поэтому на формирование личности будущего царя большое влияние оказали его детские годы. Что вы знаете о детских годах Петра? Приложение 1.

Петр – сын Алексея Михайловича от второго брака Натальей Нарышкиной. Родился 30 мая 1672 г. От первого брака с Марией Милославской родилось 13 детей, среди которых были Федор, Иван и Софья. Приложение 1. В 1676 г. Алексей михайлович умер, передав престол сташему из сыновей – Федору Михайловичу, юноше болезненному и хилому. Федор правил недолго – в конце апреля 1682 года он умер. На совете высших сановников государства трона решается не в пользу следующего по старшинству сына А.М. – Ивана, а 10-летнего Петра. Это неожиданное решение вызвано как активными интригами Нарышкиных, вошедших вслед за молодой царицей во дворец, так и тем обстоятельством, что живой, здоровый мальчик много выигрывал в сравнении со своим старшим братом Иваном, как бы несшим на себе черты вырождения. Возможно, что осознание этого факта, помимо политической борьбы, повлияло на ответственное решение Боярской думы нарушить традицию передачи трона по прямой мужской нисходящей линии от старшего к младшему. Приложение 1

Однако группировка Нарышкиных недооценила противника. Милославские во главе с властной. честолюбивой царевной Софьей сумели возбудить недовольство стрельцов и с их помощью 15 мая 1682 года совершить кровавый переворот. Приложение 1. На престоле утвердился триумвират: к Петру присоединился Иван, а сопровительницей на правах регенши была провозглашена Софья – стиуация для Петра в политическом смысле вполне тупиковая. Приложение 1. Вдовая царица Наталья Кирилловна со всеми домочадцами выехала из Кремлевского дворца и поселилась в Преображенском. Все эти события, совершавшиеся независимо от воли и желаний Петра, стали как бы фоном начальных лет жизни будущего реформатора России, и они же определили многое из того необычайного, что впоследствии составило его яркую индивидуальность. Кремль XVII века – мир условностей, традиций, замкнутая система, в целом мало способствовашая развитию индивидуальности. А Петр как бы оказался выброшенным из этой системы. Он появлялся на церемониях, но чувство ненависти, исходившее от родственников по отцу, еще больше отдаляло его от русской старины. И так, Петр I был возведен на трон 10-летним мальчиком в 1682 г. Но последующие события, связанные со стрелецким бунтом, установлением двоевластия и практически приходом к власти царевны Софьи (в качестве регента) привели ктому, что Петр не был допущен к власти. Его не допускали ко двору, практически не готовили к занятию государственными делами, он не получал хорошего образования – но он очень хотел учиться, искал любые возможности приобрести новые знания и в конце концов начал знакомиться с европейской наукой. Это очень важное обстоятельство: рядом с Преображенским находилась Немецкая слобода – Кукуй, своеобразная модель Европы. Петр познакомился с соседями, иностранцы стали его друзьями и учителями. Зачитывается документ: Н.Костомаров “Сочинения, т. 3”. Приложение 1. Приложение 3

Ребята, как вы думаете, почему Петр так любил военное дело? (Ответы учащихся)

Да, все мальчики любят играть в войну, но у Петра была серьезная причина. В детстве, как мы отмечали, Петр пережил восстание стрельцов, были убиты его родственники, могли убить его самого. Видимо, создавая потешные полки, он заботился о своей безапасности.

Обращение к схеме. Приложение 1.

В 1689 г. Петр женился на боярыне Лопухиной. Приложение 1. По обычаям того времени это означало, что царь стал совершеннолетним и мог править самостоятельно. Но Софья не захотела отдавать власть, она начала подговаривать стрельцов поднять восстание против Петра. Но патриархальные традиции сыграли против регентшы: факт нахождения женщины во главе государства люди того времени не принимали. Да и противников у Софьи было достаточно. С помощью “потешных” полков петр арестовал Софью и заключил в Новодевичий монастырь. Теперь Петр стал правителем России, хотя формально его соправителем до 1696 г. являлся Иван, который по слабости здоровья на власть никогда не претендовал. Приложение 1.

После свержения Софьи власть перешла в руки родственников Петра, Нарышкиных. Петр сразу не стал принимать непосредственного участия в управлении страной – он продолжал заниматься потешными войсками, строил небольшие суда на Переяславском озере, веселился и пировал с друзьями. Даже после рождения сына Петр не стал жить по правилам русской старины – он мечтает о русском флоте, о европейских обычаях, о превращении своей страны в современную державу. Но долгое время он не принимал никакх решительных мер. Правда, знакомиться со своми владениями начал: в 1691 году он побывал в Архангельске (показать на карте). Здесь он впервые вышел в открытое море. И это ему очень понравилось!!! Корабли стали судьбой Петра, были сним во сне и на яву (сон Петра, стр. 21, Е. Анисимов). Приложение 6.Это первое важное событие, котрое повлияло на становление Петра Наверно, здесь Петр принял решение строить флот. Но Белое море полгода сковано льдами, и царь обратил внимание на Азовское море. Азов для России того времени практически недоступен, это часть Османской империи – значит, чтобы строить флот, надо отвоевать Азовское море у Турции. Важным вторым событием того времени становятся Азовские походы. Приложение 1.

Вопрос учащимся: Каковы причины победы?

Учитель: Ребята, у меня к вам возник вопрос следующего характера. Мы с вами по карте проследили ход войск Петра к Азову. Какой город посетил Петр по дороге? Что вы можете об этом рассказать? Приложение 1.

Учитель: Итак, Петр вышел к Азову, но это не означало победы России над Турцией, в одиночку воевать было сложно. Нужны союзники.

С/р с документом: Н.И.Павленко “Великое посльство”, стр. 27–33. После прочтения пункта беседа по вопросам Приложение 1. Приложение 4.

1. Когда состоялось Великое посольство?

2. Какова цель Великого посольства?

3. Кто возглавлял посольство?

4. Почему Петр поехал под чужим именем?

5. Какие страны посетило Великое посольство?

6. Каково значение посольства?

Учитель: Пока Петр был за границей, в 1698 г. В Москве произошло восстание стрельцов. Они хотели вернуть к власти Софью. Петр поспешил в Москву. Восстание было подавлено до его приезда. Но Петр лично учавствовал в казнях стрельцов. Он расформировал стрелецкие полки, объявил первый в истории России рекрутский набор – отныне стрельцов должны были заменить солдаты регулярной армии. Началась подготовка к войне со Швецией, (при рассказе обращение к картине В.Сурикова “Утро стрелецкой казни”) Приложение 1.

Обращение к схеме Приложение 1.

III. Закрепление.

Приложение 1.

Ученики по схемам повторяют изученный материа, тестирование. Приложение 5

Вывод (должны сделать сами ученики): решающее влияние на формирование личности Петра I оказало его общение с иностранцами из Немецкой слободы. Под влиянием общения с ними Петр решил реформировать Россию, чтобы поставить страну вровень с европейскими государствами.

IV. Выставление оценок.