Урок в 5-м классе по программе Л.В. Занкова "Немые буквы. Так ли это?"

Разделы: Русский язык


Цель: создать условия для открытия учащимися новых случаев написания разделительных Ъ и Ь; учить детей самостоятельно находить орфограмму по существенным признакам; развивать орфографическую зоркость, внимание, наблюдательность мышление и творческие способности; учить учиться.

Оборудование: учебник «Русский язык», 5 кл.(авт. Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец), «Рабочая тетрадь во русскому языку», 5 кл., ч.1(под ред. Н.В.Нечаевой), «Словарь иностранных слов» (сост. Т.Ю.Уша), раздаточный материал, сигнальные карточки.

Ход урока

1. Орг. Момент.

2. Интрига.

Учитель: сейчас мы с вами внимательно посмотрим сказку.

Инсценировка сказки «О разделительных Ъ и Ь».

Жил-был на свете мальчик Незнайкин. Он учился в 5-м классе. Однажды Незнайкин писал диктант. "Сел" кашу; "пю" воду; веду "семку"; забить "коля", – старательно выводил, он.

– Ой, ой, ой! – испугались неправильно написанные слова. – В таком виде нельзя показаться в обществе: нас на смех поднимут!

– А что с вами случилось? – удивился Незнайкин.

– Ничего-то ты не знаешь! – горевали буквы е, ё, ю, я. – В этих словах мы обозначаем по два звука [йэ], [йо], [йу], [йа], но делаем это только с помощью твердого знака, который ставится перед нами после приставок, и мягкого знака, который ставится перед гласными е, ё, ю, я, и.

Ты же наших помощников потерял, и теперь все думают, что мы обозначаем только один звук [э], [о], [y], [a], и читают "сел", "пю", "семку", "коля" вместо съел, пью, съемку, колья!

Незнайкин очень смутился, покраснел. Он бережно взял знаки и поставил их на место. С тех пор он очень внимательно стал относиться к тем буквам, которые ничего не значат, но другим помогают.

Беседа по сказке:

- О чем эта сказка? (о разделительных Ъ и Ь)

- Что же говорит нам сказка о Ъ и Ь?(что Ъ пишется перед буквами Е, Ё, Ю, Я после приставок, оканчивающихся на согласную букву; а Ь – перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И в корне слова и после него)

- А что вы вообще можете сказать о буквах Ъ и Ь?( немые, не звучащие, но имеют смысл)

- Сформулируйте тему нашего урока.

3. Мотивация учебной деятельности.

* Учащиеся записывают тему урока в тетрадь: «Немые буквы». Так ли это?

4. Движение темы.

Учитель: в течение урока на основе наших наблюдений и исследований мы должны заполнить таблицу: «Разделительные Ъ и Ь» (на столах и на доске).

Разделительный Ъ

1.

 

2.

 

3.

 

Разделительный Ь

1.

 

2.

 

Знакомство с таблицей и заполнение уже известной информацией.

* С первым правилом употребления и правописания разделительных Ъ и Ь вы знакомы со 2-гокласса, и вам его напомнила сказка.

- Озвучьте это правило. (Озвучивают.) Запишите его схематично в таблицу, приведите пример.

Разделительный Ъ

1.

съемка

2.

 

3.

 

Разделительный Ь

1.

колья

2.

 

Игра «Доскажи словечко»

*Учитель читает стишки, ребята отгадывают, и по мере отгадывания слова появляются на доске.

  1. Телеграммы, газеты, письма, журналы –
    Нам новостей он приносит немало.
    Каждый день приходит в дом
    Наш любимый … почтальон.
  2. Он рыбный бывает, бывает мясной.
    А я вот варю иногда овощной.
    И в кубиках часто встречается он.
    Узнали что это? Конечно, …бульон.
  3. На братьев лесных похож он немножко:
    Светлая шляпка и светлая ножка.
    В лесу и на грядке вырастит он.
    Французы зовут этот гриб …шампиньон.
  4. Мне вчера на день рожденья
    Подарили украшенье.
    Твой портрет храню я в нем.
    Что же это?.. медальон. 

* На доске появляются слова на карточках:

- Какая буква пропущена в этих словах?(Ь)

- Почему вы так решили? (Потому что пропуск в корне, а перед О – слова заимствованные.)

- Сформулируйте правило. (Разделительный Ь пишется перед О в иноязычных словах.)

- Запишите схему в таблицу.

Разделительный Ъ

1.

съемка

2.

 

3.

 

Разделительный Ь

1.

колья

2. Заим. слово сг. Ь о

бульон

* Запишите слова в тетрадь, вставьте пропущенную букву, оформите орфограмму.

- Так какую букву вставили? (Ь) – сигнализируют карточками; вставить большую букву Ь на доске.

Игра «Переводчик»

* Дети угадывают слова по их толкованию.

  1. Офицер, состоящий при начальнике для различных поручений (Адъютант).
  2. Введение в ткани и полости тела лекарственных средств, впрыскивание (инъекция).
  3. Создавшееся положение в какой-либо области общественной жизни (конъюнктура).
  4. Человек, познающий внешний мир и воздействующий на него в своей практической деятельности (субъект).

* На доске появляются на карточках слова:

- Какую букву надо вставить в эти слова? (Ъ)

- Почему? (Перед буквами Е, Ё, Ю, Я после заимствованных приставок на согласный.)

- Вот вы и сформулировали правило. Запишите его схематично в таблицу.

Разделительный Ъ

1.

съемка

2. Заим.

конъюнктура

3.

 

Разделительный Ь

1.

колья

2. Заим. слово сг. Ь о

бульон

*Запишите слова в тетрадь, вставьте нужную букву, оформите орфограмму.

- Какой знак вставили? - сигнализируют карточками; вставить большую букву Ъ на доске.

Исследовательская работа.

* На доске записаны слова:

- Ребята, прочитайте слова, записанные у меня на доске. Какие это слова? (Сложные).

- Что же еще их объединяет? (То, что первая часть – это числительное).

- Так вот, ребята, в сложных словах, в которых первая часть выражена числительным перед буквами Е, Ё, Ю, Я так же пишется Ъ.

* Запишите правило в таблицу.

Разделительный Ъ

1.

съемка

2. Заим.

конъюнктура

3. Числ.

двухъярусный

Разделительный Ь

1.

колья

2. Заим. слово сг. Ь о

бульон

* Запишите слова в тетрадь.

- Какое слово оказалось здесь лишним и почему? (четырехэтажный)

* Таблица нами заполнена.

- Посмотрите еще раз на свою табличку и скажите: правомерно ли называть Ъ и Ь «немыми» буквами? Почему?

Работа с учебником.

Учитель: откройте учебники на странице 61, проверьте все ли мы сказали о разделительных Ъ и Ь ? (нет, не брали слово фельдъегерь).

Словарная работа.

Фельдъегерь (нем.) – военный или правительственный курьер для доставки важных, секретных бумаг.

- Кто скажет, что обозначает это слово?

- Какого оно происхождения?

* Индивидуальная работа: подготовленный ученик находит это слово в Словаре иностранных слов, дает его толкование.

* Задание: устно составьте предложение с этим словом.

Физминутка!!!

5. Закрепление изученного материала.

Работа в парах в «Рабочих тетрадях».

* Упражнение 96, страница 52.

* Задание: присоединяя части слов, запишите слова по законам русского языка, обозначьте орфограмму; галочкой обозначьте слова, которые соответствуют нашему правилу.

!Самопроверка

На доске: адъютант, коньяк, конъюнктура, инъекция, субъект, объект.

Работа в группах: восстановите перевернутые пословицы(пословицы на столах).

Цыпленок поросенку не враг. – Гусь свинье не товарищ.

Воробья фактами не морят. – Соловья баснями не кормят.

Радость в родном небе языкатому. – Горе в чужой земле безъязыкому.

- Что у вас получилось? !Проверка.

- Объясните значение этих пословиц.

* Задание: напишите небольшой сюжет(3-4 предложения), который бы завершался этой пословицей.

!Проверка(2 ученика)

Самостоятельная работа с разным уровнем сложности.

* Задание: из стихотворения выписать слова (тексты на столе)

Все вокруг об..ято страхом.
Раз..яренный людоед
Об..явил, что с..ест сегодня
Замечательный обед.
В сверх..естественной тревоге
Все звер..ё уносит ноги.
Даже нес..едобный ёжик
С..ёжился от страха тоже.
Раз..яренный людоед
Мигом с..ел мешок конфет,
Закусил печен..ем плотно.
Он от..явленный злодей,
Но совсем не ест людей
И не трогает животных.
С. Бондаренко.

  • 1-й уровень: выписать слова на изученную орфограмму и обозначить ее.
  • 2-й уровень: записать слова на изученную орфограмму в два столбика и обозначить ее.
  • 3-й уровень: записать слова на изученную орфограмму в два столбика и обозначить ее; приписать по 2 иноязычных слова к каждому столбику.

6. Итог урока.

* Карточка.

Выбери нужную букву.

- Какое слово получилось? (значит, все выполнили верно)

7. Домашнее задание (по выбору).

  • с.61, правило, упр. 116.
  • составить кроссворд с иноязычными словами на изученное правило.

8. Рефлексия.

* Продолжите фразу:

Мне сегодня удалось…

или

Теперь я знаю…

Оценки!