Цель: создать условия для открытия учащимися новых случаев написания разделительных Ъ и Ь; учить детей самостоятельно находить орфограмму по существенным признакам; развивать орфографическую зоркость, внимание, наблюдательность мышление и творческие способности; учить учиться.
Оборудование: учебник «Русский язык», 5 кл.(авт. Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец), «Рабочая тетрадь во русскому языку», 5 кл., ч.1(под ред. Н.В.Нечаевой), «Словарь иностранных слов» (сост. Т.Ю.Уша), раздаточный материал, сигнальные карточки.
Ход урока
1. Орг. Момент.
2. Интрига.
Учитель: сейчас мы с вами внимательно посмотрим сказку.
Инсценировка сказки «О разделительных Ъ и Ь».
Жил-был на свете мальчик Незнайкин. Он учился в 5-м классе. Однажды Незнайкин писал диктант. "Сел" кашу; "пю" воду; веду "семку"; забить "коля", – старательно выводил, он.
– Ой, ой, ой! – испугались неправильно написанные слова. – В таком виде нельзя показаться в обществе: нас на смех поднимут!
– А что с вами случилось? – удивился Незнайкин.
– Ничего-то ты не знаешь! – горевали буквы е, ё, ю, я. – В этих словах мы обозначаем по два звука [йэ], [йо], [йу], [йа], но делаем это только с помощью твердого знака, который ставится перед нами после приставок, и мягкого знака, который ставится перед гласными е, ё, ю, я, и.
Ты же наших помощников потерял, и теперь все думают, что мы обозначаем только один звук [э], [о], [y], [a], и читают "сел", "пю", "семку", "коля" вместо съел, пью, съемку, колья!
Незнайкин очень смутился, покраснел. Он бережно взял знаки и поставил их на место. С тех пор он очень внимательно стал относиться к тем буквам, которые ничего не значат, но другим помогают.
Беседа по сказке:
- О чем эта сказка? (о разделительных Ъ и Ь)
- Что же говорит нам сказка о Ъ и Ь?(что Ъ пишется перед буквами Е, Ё, Ю, Я после приставок, оканчивающихся на согласную букву; а Ь – перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И в корне слова и после него)
- А что вы вообще можете сказать о буквах Ъ и Ь?( немые, не звучащие, но имеют смысл)
- Сформулируйте тему нашего урока.
3. Мотивация учебной деятельности.
* Учащиеся записывают тему урока в тетрадь: «Немые буквы». Так ли это?
4. Движение темы.
Учитель: в течение урока на основе наших наблюдений и исследований мы должны заполнить таблицу: «Разделительные Ъ и Ь» (на столах и на доске).
Разделительный Ъ |
|
1. |
|
2. |
|
3. |
|
Разделительный Ь |
|
1. |
|
2. |
|
Знакомство с таблицей и заполнение уже известной информацией.
* С первым правилом употребления и правописания разделительных Ъ и Ь вы знакомы со 2-гокласса, и вам его напомнила сказка.
- Озвучьте это правило. (Озвучивают.) Запишите его схематично в таблицу, приведите пример.
Разделительный Ъ |
|
1. |
съемка |
2. |
|
3. |
|
Разделительный Ь |
|
1. |
колья |
2. |
|
Игра «Доскажи словечко»
*Учитель читает стишки, ребята отгадывают, и по мере отгадывания слова появляются на доске.
- Телеграммы, газеты, письма, журналы –
Нам новостей он приносит немало.
Каждый день приходит в дом
Наш любимый … почтальон. - Он рыбный бывает, бывает мясной.
А я вот варю иногда овощной.
И в кубиках часто встречается он.
Узнали что это? Конечно, …бульон. - На братьев лесных похож он немножко:
Светлая шляпка и светлая ножка.
В лесу и на грядке вырастит он.
Французы зовут этот гриб …шампиньон. - Мне вчера на день рожденья
Подарили украшенье.
Твой портрет храню я в нем.
Что же это?.. медальон.
* На доске появляются слова на карточках:
- Какая буква пропущена в этих словах?(Ь)
- Почему вы так решили? (Потому что пропуск в корне, а перед О – слова заимствованные.)
- Сформулируйте правило. (Разделительный Ь пишется перед О в иноязычных словах.)
- Запишите схему в таблицу.
Разделительный Ъ |
|
1. |
съемка |
2. |
|
3. |
|
Разделительный Ь |
|
1. |
колья |
2. Заим. слово сг. Ь о |
бульон |
* Запишите слова в тетрадь, вставьте пропущенную букву, оформите орфограмму.
- Так какую букву вставили? (Ь) – сигнализируют карточками; вставить большую букву Ь на доске.
Игра «Переводчик»
* Дети угадывают слова по их толкованию.
- Офицер, состоящий при начальнике для различных поручений (Адъютант).
- Введение в ткани и полости тела лекарственных средств, впрыскивание (инъекция).
- Создавшееся положение в какой-либо области общественной жизни (конъюнктура).
- Человек, познающий внешний мир и воздействующий на него в своей практической деятельности (субъект).
* На доске появляются на карточках слова:
- Какую букву надо вставить в эти слова? (Ъ)
- Почему? (Перед буквами Е, Ё, Ю, Я после заимствованных приставок на согласный.)
- Вот вы и сформулировали правило. Запишите его схематично в таблицу.
Разделительный Ъ |
|
1. |
съемка |
2. Заим. |
конъюнктура |
3. |
|
Разделительный Ь |
|
1. |
колья |
2. Заим. слово сг. Ь о |
бульон |
*Запишите слова в тетрадь, вставьте нужную букву, оформите орфограмму.
- Какой знак вставили? - сигнализируют карточками; вставить большую букву Ъ на доске.
Исследовательская работа.
* На доске записаны слова:
- Ребята, прочитайте слова, записанные у меня на доске. Какие это слова? (Сложные).
- Что же еще их объединяет? (То, что первая часть – это числительное).
- Так вот, ребята, в сложных словах, в которых первая часть выражена числительным перед буквами Е, Ё, Ю, Я так же пишется Ъ.
* Запишите правило в таблицу.
Разделительный Ъ |
|
1. |
съемка |
2. Заим. |
конъюнктура |
3. Числ. |
двухъярусный |
Разделительный Ь |
|
1. |
колья |
2. Заим. слово сг. Ь о |
бульон |
* Запишите слова в тетрадь.
- Какое слово оказалось здесь лишним и почему? (четырехэтажный)
* Таблица нами заполнена.
- Посмотрите еще раз на свою табличку и скажите: правомерно ли называть Ъ и Ь «немыми» буквами? Почему?
Работа с учебником.
Учитель: откройте учебники на странице 61, проверьте все ли мы сказали о разделительных Ъ и Ь ? (нет, не брали слово фельдъегерь).
Словарная работа.
Фельдъегерь (нем.) – военный или правительственный курьер для доставки важных, секретных бумаг.
- Кто скажет, что обозначает это слово?
- Какого оно происхождения?
* Индивидуальная работа: подготовленный ученик находит это слово в Словаре иностранных слов, дает его толкование.
* Задание: устно составьте предложение с этим словом.
Физминутка!!!
5. Закрепление изученного материала.
Работа в парах в «Рабочих тетрадях».
* Упражнение 96, страница 52.
* Задание: присоединяя части слов, запишите слова по законам русского языка, обозначьте орфограмму; галочкой обозначьте слова, которые соответствуют нашему правилу.
!Самопроверка
На доске: адъютант, коньяк, конъюнктура, инъекция, субъект, объект.
Работа в группах: восстановите перевернутые пословицы(пословицы на столах).
Цыпленок поросенку не враг. – Гусь свинье не товарищ.
Воробья фактами не морят. – Соловья баснями не кормят.
Радость в родном небе языкатому. – Горе в чужой земле безъязыкому.
- Что у вас получилось? !Проверка.
- Объясните значение этих пословиц.
* Задание: напишите небольшой сюжет(3-4 предложения), который бы завершался этой пословицей.
!Проверка(2 ученика)
Самостоятельная работа с разным уровнем сложности.
* Задание: из стихотворения выписать слова (тексты на столе)
Все вокруг об..ято страхом.
Раз..яренный людоед
Об..явил, что с..ест сегодня
Замечательный обед.
В сверх..естественной тревоге
Все звер..ё уносит ноги.
Даже нес..едобный ёжик
С..ёжился от страха тоже.
Раз..яренный людоед
Мигом с..ел мешок конфет,
Закусил печен..ем плотно.
Он от..явленный злодей,
Но совсем не ест людей
И не трогает животных.
С. Бондаренко.
- 1-й уровень: выписать слова на изученную орфограмму и обозначить ее.
- 2-й уровень: записать слова на изученную орфограмму в два столбика и обозначить ее.
- 3-й уровень: записать слова на изученную орфограмму в два столбика и обозначить ее; приписать по 2 иноязычных слова к каждому столбику.
6. Итог урока.
* Карточка.
Выбери нужную букву.
- Какое слово получилось? (значит, все выполнили верно)
7. Домашнее задание (по выбору).
- с.61, правило, упр. 116.
- составить кроссворд с иноязычными словами на изученное правило.
8. Рефлексия.
* Продолжите фразу:
Мне сегодня удалось…
или
Теперь я знаю…
Оценки!