Цели урока:
- дать представление о полной взаимосвязи человека и природы;
- об ответственности за окружающий человека мир природы;
- показать детям, что человек – работник в царстве природы;
- учить детей выполнять законы природы;
- воспитывать интерес к окружающему миру;
- воспитывать чувство осознания своего единства с окружающим миром в историческом развитии российского общества;
- развивать у детей навыки общения со сверстниками, педагогами, природой, с ориентацией на ненасильственную модель поведения;
- развивать активность и самостоятельность, воображение и творческие способности учащихся.
Оборудование: магнитофон с записью вопросов для учеников; с голосами птиц в весеннем лесу; с записью слов об экологической тревоге; жетоны с названием команды для каждого члена команды; простой карандаш на парте каждого ученика.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Введение в тему урока.
Берегите Землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики...
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!
3. Работа по теме урока.
Добрый день дорогие друзья! Прежде чем начать наше занятие я хотела бы, с вами познакомиться зовут меня Наталья Ибрагимовна. Сегодня мы проведем необычное занятие я расскажу вам как испокон русский народ относился к природе к родному краю и поэтому на мне национальный русский костюм. В нашем классе присутствует три команды, они будут бороться за право называть себя лучшими экологами класса: Росинка, льдинка, снежинка.
Росинка
Росинка дрожала на тонком листке,
Речонка дышала, шурша в тростнике.
В росинку гляжу я и вижу, что в ней
Играет, ликуя, так много огней.
Их еле заметишь, так малы они,
Но где же ты встретишь такие огни?
Льдинка
Осторожная лисица
Подошла к ручью напиться,
Наклонилась, а вода
Неподвижна и тверда.
Снежинка
Мы снежинки. Это мы — парашютики зимы.
Это мы над вами кружим, это мы с ветрами дружим,
Мы танцуем дни и ночи даже несколько недель!
Наши танцы, между прочим, называются метель.
Я буду отмечать правильные ответы крестиком. При подведении итогов по этим жетонам будет определена лучшая команда и лучший эколог класса и команды.
Человек — он ведь тоже природа,
Он ведь тоже закат и восход.
И четыре в нем времени года,
И особый в нем музыки ход.
Каждый человек связан корнями с землей, на которой живет его семья, стоит родная улица, город, станица. Он должен осознавать себя частицей исторического наследия, а малая Родина отождествляться с Отечеством.
Во все времена человек познавал себя через природу, отсюда он часто наделял ее характерными ему свойствами. Он одухотворял и придавал особую магическую силу солнцу, огню, земле, воде, верил разнообразным природным явлениям и процессам, покланялся животным. А значит, воспитывалась экологическая культура народа.
1) Ребята, что же такое экология? Что изучает наука экология? (Экология — это наука о добром соседстве человека и природы, о рачительном отношении человека к природе.)
Кто такие экологи?
Экологи – специалисты по охране природы.
Что такое окружающая среда, природа?
2) Я хочу рассказать вам об обычаях и традициях, о той земле и природе, которая окружает меня с самого рождения. Трудолюбие является главной чертой в русских семьях. За детьми как правило закреплялись посильные обязанности. Для каждого возраста был четко определен круг работ. С 6-7 лет дети были помощниками при пахоте, бороновании, помогали сеять, полоть, поливать огородные культуры. Зимой детей брали в лес, где они стерегли лошадей, вместе со взрослыми заготавливали хворост, дрова. Девочек приучали к саду и огороду, к домашнему хозяйству. С 12 лет девочки умели печь хлеб. Мальчиков к различным сельскохозяйственным работам. С 10-11 лет мальчики участвовали в рыбалке. В труде ковалась сила, ловкость, умение справляться с трудностями, в том числе и с природными. Труд рождал достаток и радость. Пословицы гласили “Без труда и отдых несладок”, “Без труда нет добра!”, - внушали ребятам с детства. Много заповедей было связано с хлебом и землей, причем зачастую с ними напрямую увязывается жизнь и судьба человека. О земле говорили с уважением “Земля – матушка”, “земля – кормилица”. Грешно было бить палкой по земле, это все равно, что бить свою мать или отца. Давайте с вами тоже вспомним русские пословицы о природе.
Что значит человек без трав и птиц?
И без любви к пчеле жужжащей?
Без журавля над хвойной чащей,
Без миловидных лисьих лиц?
Садись на камень под сосну,
Лесную слушай тишину:
Журчит, лепечет ручеек
О том, что путь далек-далек.
Упала шишка, скрипнул сук,
Жужжит, жужжит тяжелый жук,
Листва рассказывает сны...
Ты слышишь голос тишины.
(Прослушивание записи голосов птиц)
А теперь послушаем голоса детей и русские народные загадки , которые многие века передавались из поколения в поколение. Назовите, о чем говорят дети.
Прослушивание магнитофонной записи голосов детей с вопросами для учащихся.
Конкурс “Загадки”
- Голубой шатер весь мир накрыл. (Небо)
- Чего в решете не унести? (Вода)
- Не море, не земля. Корабли не плавают и ходить нельзя. (Болото)
- Рыжая птичница пришла в курятник порядки наводить. (Лиса)
- Ползет, ползет, иголки везёт.
- Не воин, а со шпорами, не караульщик, а кричит. (Петух)
- Щиплет за пятки, беги без оглядки. (Гусь)
- Глаза на рогах, а домик на спине. (Улитка)
- Летит гонец из конца в конец. А кто его убьет тот свою кровь прольёт. (Комар)
Очень часто русский народ в своих песнях воспевал красоту и величие русской природы, это калинка, березовый сок, соловьиная роща, во поле береза стояла, вижу чудное приволье, у дороги чибис, край родной на век любимый… сегодня к нам приехали гости, которые не только знают эти песни, но и умеют танцевать русские народные танцы…
3) С давних времен русский народ был очень наблюдательный и мог предсказывать погоду по приметам. Давайте вспомним русские народные приметы.
К нам сегодня на урок пожаловали Его Величество со своей свитой. Послушайте, что они расскажут вам.
Ведущая: В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь со своим семейством.
Царь: Царь я, аль не царь?
Слуги: Царь, батюшка, царь!
Царь: И как же именуются эти хоромы?
Слуги: Средняя школа №18.
Царь: А-а-а... А где же трон?
Слуги: Так вот же. Это теперь именуется стол учительский.
Царь: До чего неудобен этот ваш престол.
Ведущая: Да что вы, что вы, Ваше Величество. Здесь у нас журнал лежит, пособия всякие, а учитель на стуле сидит или у доски урок объясняет.
Царь:
Что ж, и я тут посижу,
Речь вам умную скажу:
У меня нет интереса
До учебного процесса,
А вызывает интерес
Весь житейский ваш процесс.
Отвечайте мне немедля,
Чтоб вас всех попутал бес!
Ведущая: Не извольте гневаться, Ваша милость!
Царь:
Как же так, как вам не стыдно!
Мне порядку тут не видно.
Кто бумажки разбросал?
Кто скамейки поломал?
Где цветущие газоны?
И дорожки не метены.
Али снова печенеги
Совершили к нам набеги?
А казна моя? Пуста?
Царевна:
Казначей, слуга наш верный!
Мы велим тебя казнить!
Что с богатством государства -
Вмиг извольте доложить.
Казначей:
Что творится! Не могу!
Я на Марс сейчас сбегу.
Сколько хлеба и воды
Здесь транжирят без нужды.
Царь:
Ухожу в монастырь! Все!
Слушать больше не могу,
Сам ученых позову.
Эдак можно всю природу
Превратить в одни отходы.
Ведущая: Ваше величество! Подождите, послушайте. Изучая экологию – науку о нашем земном доме, планете Земля, мы учимся, как надо себя вести в природе, рассказываем об этом малышам. Не волнуйтесь, ваша казна не опустеет, ведь все богатства у нас от природы, и мы ее будем любить и охранять.
Царь: Что ж, отрадно слышать это.
Царевна:
Батюшка любимый мой,
Нам пора уже домой.
Царь:
Погоди, царевна, дочь моя,
Ведь хочу услышать я,
Как природу охраняют
Новые мои друзья.
Ведущий: Расскажите царю-батюшке о том как нужно защищать нашу природу, что для этого делают экологи?
Царь:
Возвращаюсь в свое царство,
В тридесято государство
И, надеюсь, мой урок
Будет вам, ребята, впрок.
Чтобы вы дары природы
Умножали год от года.
Чтобы было что опять
Своим внукам передать.
4. Итог урока
Вы на славу потрудились сегодня, рассказали о том, как русский народ оберегал природу, учились соблюдать законы природы, учились умению общаться с животными и растениями.
Мы подсчитали вашей сегодняшней работы и оказалось, что: лучшей командой сегодня была ...
Поздравляем всех, потому что все трудились, старались, и без победы каждого из вас не было бы общей победы.