Коррекция нарушений чтения у первоклассников

Разделы: Начальная школа


Многолетняя практика работы на логопедическом пункте с младшими школьниками обычных классов и классов компенсирующего обучения, нарушения чтения и письма находятся в прямой зависимости от состояния интеллекта ребенка и, влияя на весь процесс обучения в целом, оказывают негативное воздействие на психическое и речевое развитие. Выявляя эти нарушения у детей с речевой патологией и, определяя их патогенез в каждом отдельном случае, можно прогнозировать систему педагогического воздействия на ребенка. Основываясь на результатах проведенного обследования детей, определив причины и механизмы нарушения чтения, мы спланировали коррекционную работу, уделяя в одних случаясь больше внимания развитию фонематического слуха и звукопроизношения, в других - коррекции зрительного восприятия, в-третьих - развитию языкового анализа и синтеза или преодолению имеющегося у детей аграмматизма.

Устранения недостатков устной речи, чтения и письма на логопедических занятиях проводили одновременно

Рассмотрим следующие периоды работы по коррекции чтения:

Работа над звуковой стороной речи.

Задачи:

  • развитие фонематического восприятия;
  • развитие артикуляционной моторики;
  • развитие темпо-ритмической стороны речи.

Работа по восприятию буквы и умению соотносить ее с соответствующим звуком.

Задачи:

  • развивать звукобуквенный анализ;
  • обучать детей обозначать звук соответствующей буквой;
  • совершенствовать мелкую моторику;
  • работать по развитию плоскостного синтеза букв.

На начальном этапе коррекционного обучения на каждом занятии необходимо включать упражнения по развитию фонематического восприятия, артикуляторной моторики, длительного выдоха, чувства ритма. С этой целью мы применяли следующие наборы упражнений.

Артикуляционная гимнастика для губ:

  • "Маятник" - губы вытянуть вперед, затем отвести в сторону до предела, зафиксировать, затем в другую сторону (5-6 раз).
  • "Мельница" - губы вытянуть вперед и делать круговые движения губ по часовой стрелке. Сначала в одну сторону, затем в другую (3-4 раза).
  • "Птенец" - одними губами, вытянутыми вперед, произносить (просить) слово "пить" (8-10 раз) и др.

Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти:

  • "Обезьянки" - выдвинуть нижнюю челюсть вперед, вернуть на место. Затем постараться наоборот "задвинуть" назад (3-4 раза).
  • "Пила" - движения очень медленные, плавные нижней челюсти вправо, влево (3-4 раза).
  • "Ам" - очень медленно на звук "А" опускаем нижнюю челюсть и быстро захлопываем на звук "М" (3-4 раза) и др.

Артикуляционная гимнастика для языка:

  • "Укол" - кончиком языка постараться уколоть то одну, то другую щеку (5-6 раз).
  • "Жало" - вытянуть заостренный язык вперед и быстро спрятать (3-4 раза).
  • "Цокот" - пощелкать языком, спрятав звук в резонатор, т.е. при закрытом рте, затем то же самое, только рот открыт (3-4 раза) и др.

Работа над развитием длительного выдоха сначала проходила без участия речи, затем с речевым материалом. При этом важно следить за тем, чтобы дети не поднимали плечи, излишне не напрягали мышцы дыхательного аппарата, чтобы выдох был плавным, постепенным, длительным. Воспитывается нижнереберное, диафрагмальное дыхание. С целью контроля рука педагога кладется на область диафрагмы ребенка, а рука ребенка ощущает дыхательные движения педагога. Приведем некоторые упражнения для развития дыхания.

1. "Погреться на морозе". Дети вдыхают через нос и дуют на "озябшие" руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

2. "Вьюга". Перед детьми сюжетная картинка. По сигналу "Вьюга началась" дети тихо гудят: "У-у-у:". По сигналу "Сильная вьюга" дети громко произносят: "У-у-у:". По сигналу "Вьюга затихает" дети постепенно уменьшают силу голоса. По сигналу "Вьюга кончилась" замолкают. Речевые сигналы можно сопровождать движениями руки: горизонтальное движение руки - дети гудят тихо, движение руки вверх - усиление голоса, движение руки вниз - уменьшение силы голоса.

Аналогично проводятся упражнения "Самолет", но здесь обращается внимание детей на то, что самолет летит на одной высоте, поэтому звук тянется на одном тоне, меняется только сила звука (самолет далеко - тихо, пролетает над нами - громко, самолет улетает - голос затихает).

Также проводились упражнения: "Задуть свечу", "Эхо", "Добавление фразы" и др. Очень детям нравились упражнения соревновательного характера (например: "Кто дольше протянет?"). Однако сначала дети пытались обманывать педагога: незаметно делая дополнительный вдох. После длительных объяснений о пользе правильного выполнения дыхательных упражнений - дети перестали прибегать к этому приему и, постепенно, их выдох стал более длительным.

Одновременно необходимо вести распознание букв, пройденных в классе, с помощью лентопротяжного транспаранта, на котором напечатаны буквы в той же последовательности, в которой они изучаются в школе. Здесь же предъявляются буквы, неправильно расположенные, с недописанными элементами.

Гласные буквы на первом этапе обозначаются красным цветом. Меня в окошке букву, логопед просит школьника назвать ее. Изменение картинки - буквы сначала в медленном темпе, а затем в быстром - это зрительно-артикуляционная зарядка. Здесь же можно предъявить небольшую таблицу букв, расположенных хаотично. Работа идет в двух направлениях: педагог показывает букву, а ребенок называет ее и наоборот. Еще один вариант задания. Ребенок должен назвать: а) все буквы написанные неправильно; б) все буквы, напечатанные правильно Логопед побуждает ребят доказать, почему запись неверна, просит объяснить, как надо расположить элементы букв правильно. Здесь целесообразно применить прием "письмо в воздухе" с употреблением слов, выражающих взаимное расположение на плоскости: справа, слева, выше, ниже, посередине, наискосок. Любой правильный ответ поощряется. Только после этого исправляются ошибки, по возможности - коллективно.

Затем следует подготовить детей к работе по слоговой таблице. Учащиеся запоминают, что такое столбик, строка (демонстрация тетради в линейку), пересечение строки и столбика (две дороги пересеклись: дети ищут пересечение и штрихуют его).

Детям, путающим написание букв, было предложено конструирование букв из спичек и палочек, дорисование буквы, обводка, раскраска, лепка из пластилина, работа с шаблоном, подчеркивание конкретных букв в крупном и мелком тексте. При стойком неузнавании буквы даем ее образец из наждачной бумаги, наклеенной на картон, для подключения к зрительно - слуховому восприятию, тактильной памяти путем ощупывания до 30 раз с открытыми и закрытыми глазами. Проводится диктант печатных букв для самопроверки. Открывается доска, на которой сделана правильная запись. Для данного вида работы подбираются буквы, похожие по написанию или фонетическому признаку.

Хорошо помогает запомнить буквы "буквенное лото", когда дети фишками накрывают названные буквы в словах, или игра, когда ребенку необходимо собрать букву (слог, слово, предложение), напечатанной на карточке, разрезанной на части по прямым и косым линиям. Предлагалось и более сложное задание - собрать букву из кусочков. Так идет развитие не только графомоторных функций, но и мыслительной аналитико-кинетической деятельности ребенка. Причем, если задание вызывало затруднение давалась опора (целостное изображение буквы) или мысль ребенка направлялась в нужное русло с помощью логопеда. Любую работу по узнаванию и конструированию буквы завершали ее четким проговариванием. Затем начинается работа над выделением ударного звука силой голоса и долготой с опорой на буквы. Такие фонетические зарядки по мере обучения усложняются и присутствуют на каждом занятии сначала как организующий момент, а затем как расслабляющий. Например,

1) Подключаем с целью акцентирования громкое или тихое похлопывание.

а -а - а

а - а - а

а - а - а

2) Дифференцируем:

а __________ Доктор смотрит горло больному.

аа - аа - аа Убаюкивание куклы.

ааа - ааа - ааа

у __________ Игра в паровоз.

уу - уу - уу

уа - уа - уа

ау - ау - ау Дифференцируются, дети ищут аналогию.

о___ о ____ о Плач ребенка, ауканье. Зубная боль. Стон.

ооо ооо ооо

Ежедневные короткие фонетические зарядки решают многие задачи и развивают умения:

  • выделить новый звук и установить его местонахождение в различных позициях, соотносить его с соответствующей графемой;
  • вырабатывать четкую дикцию, развивать силу голоса;
  • менять темп речи;
  • работать коллективно;
  • отрабатывать технику чтения;
  • формировать орфографическую зоркость.

Есть "домашние" дети, которые, зная все буквы, читать слитно слоги и слова не умеют, а читают по буквам. В данном случае важно определить, понимают ли они при побуквенном чтении смысл прочитанного, имеют ли они целостный образ данного слова или нет. В этом случае мы решали главную задачу - обучить ребенка сливать звуки в слоги. Но сначала необходимо было научить их воспринимать сразу две буквы (СГ).

Звуковой анализ прямого слога и дальнейшую работу по фонематическому анализу слова строили с опорой на схему звукового состава слова, которую конструировали из кубиков (крышек от бутылок) красного, синего и зеленого цвета в отличие от плоскостной схемы по методике В.Г. Горецкого. Кубики (крышки) удобны тем, что могут соединяться и раздвигаться в зависимости от задания педагога.

  • раздели слово на слоги;
  • выдели слоги - слияния;
  • раздели слово для переноса и т.д.

Замечено, что объемный звук лучше ощущается объемной формой кубика.

При обучении слитному чтению брали за основу слитный слог с ориентацией на гласную букву, чтобы подготовить ребенка к произнесению предшествующего согласного звука:

На, но, ны, ну - Н ; ни, не, :. - Н

Упражнение "Музыкальная лесенка". Пропевание слогов по ступеням звукоряда в нисходящем направлении:

ле-ли-ле-ли-лей; леле-лили-леле-лили-лей;

лелелеле - лилилили - лелелеле - лилилили-лей.

Варианты сочетания слогов разнообразны.

Сначала при выполнении у детей отмечалось отсутствие слитности, слоги произносились отдельно. При выполнении второго этапа отмечалось отсутствие легкости звука. При выполнении третьего этапа отмечалось нечеткое произнесение согласных, поэтому применялся прием пропевания в более медленном темпе. В процессе систематической работы качество исполнения упражнения улучшилось. Так же использовались и другие упражнения.

Развитие ритма подготавливает детей к работе над звукослоговой структурой слова, над ударением, интонационной выразительностью. Сначала тренируют детей на восприятие и правильное воспроизведение звеньев из одинакового количества ударов. Далее даются сочетания звеньев, состоящих из различного количества ударов (слабые и сильные удары с короткими и длинными промежутками, с переходным акцентом). Переходный акцент можно сопоставить с логическим ударением в речи, поэтому он приобретает важное значение в ритмических упражнениях с речью.

1. "Имена и ритмы". Педагог предлагает детям посчитать: сколько слогов в имени Клим (сколько раз открываем рот, столько и слогов). Если слоги заменить хлопками, то получится один хлопок. Затем детям предлагается посчитать: сколько слогов в имени Оля (два, поэтому и хлопков надо сделать два). Теперь педагог предлагает найти в имени Оля ударный и безударный слог и сопоставить с ними хлопки: ударный слог - сильный хлопок, безударный - тихий хлопок. По ходу упражнения дети отхлопывают имена:

! ! !
Клим О-ля

Затем детям предлагается отхлопать свои имена.

С этой же целью выполнялись упражнения на карточках

Фонетическая зарядка насыщалась чтением слогов (открытых и закрытых). С этой же целью выполнялись упражнения на карточках:

  • Выделение твердых и мягких согласных; выделение ударных слогов:

на - на - на на - ан - на на - на - на;

  • чтение закрытых слогов:

а)

нан, нон, нун, нин : а

вырабатывается внятное артикулирование, увеличивается темп. Дети читают справа налево и наоборот. Делают вывод.

б)

нан - нан - нан

нан - нан - нан

нан - нан - нан

  • изменение третьей буквы на изученные: Н, С, К, М :

Выделяем слоги, слова. Работаем над ударением.

Читаем слева направо и наоборот. а
Дифференцируем слова сон - нос. о
н у с
ы
и

Число слогов и слов увеличиваем по мере изучения гласных: Е, Я, Ё, Ю.

Развиваем внимание и память:

- Вспомни, какие слоги мы читали, напечатай их сам и прочитай. Например, (на доске было) са, со, ас.

- игра "День и ночь" Что изменилось? (слоги переставляются, заменяются, убираются с наборного полотна).

- игра "Полубуковки" Слоги закрыты наполовину: сначала - верхняя часть, потом - нижняя. Сравниваются, когда они легче прочитывались.

Речевые зарядки сменяли другие виды работ. Они кратковременны (2 - 5 минут), проводятся громко, тихо, вводится дирижирование. По мере обучения в фонетическую зарядку включались и отрабатывались слоги, которые употребляются в словах, предъявляемых на занятиях, и вызывают затруднения при чтении:

г) чтение слогов с подготовкой: у - ту - сту - стул.

Эти сведения можно принять за основу для построения коррекционной работы. Учащиеся нуждаются в дополнительной коррекционной помощи по коррекции звуковой стороны речи и устранении ошибок, допускаемых ими при чтении. Причем, такую работу, по нашему мнению, можно вести на уроках чтения, родного языка, развития познавательных способностей.