Цель: познакомить учеников с представлениями писателя о логике развития человеческого общества, влияния великого исторического поворота на судьбу коренных народов севера.
Задачи:
- познакомить со своеобразным видом повествования;
- продолжить формирование навыков лексической работы;
- прививать уважение к самобытной культуре коренных народов Югры, чувство гордости за землю, что "с рожденья любить нам досталось".
Структура занятия.
1. Вступительное слово учителя. Приложение 1
(Слайд №1)
Юван Николаевич Шесталов - ровесник мансийской письменности, один из самых ярких представителей этого удивительного народа, известный мансийский поэт и прозаик. Он родился 22 июня 1937 года в деревне Камрадка Березовского района. Отец Шесталова был одним из первых коммунистов, организатором и председателем колхоза, дед же - шаманом. Шаманская жилка действительно присутствует и отчетливо дает себя знать в его характере. Творчество Ювана Шесталова корнями своими уходит в мансийский фольклор. Писатель - блистательный знаток обрядов и обычаев, легенд и былин своего народа. Народными преданиями, песнями, поверьями пронизаны его проза и поэзия.
Фрагмент повести Ю. Шесталова "Когда качало меня солнце"познакомит нас с представлениями писателя о логике развития человеческого общества. Ее сюжетную основу составляет биография поэта. Особенное внимание в ней автор уделяет отцу. Дед проиграл его в карты богатому соплеменнику. От мальчонки на побегушках у купца до председателя колхоза - таков путь, пройденный отцом Ю. Шесталова. О жизненном пути своего отца рассказывает писатель. Солвал- так его назвали при рождении, потому что в таёжной глухомани ничего не было дороже соли. Повесть насыщена легендами, преданиями, сказками, которые сопровождают Солвала на протяжении всего повествования, и, как пишут исследователи, "за всем этим многочисленным скоплением сказового, легендарного оказывается скрыта авторская идея - убедить читателя в том, что жизнь - сказка".
2. Аналитическая работа по тексту.
1. - К какому фольклорному жанру относится фрагмент произведения Ю.Шесталова, глава 6 повести "Когда качало меня солнце"? (сказка)
- Понравилась ли вам сказка?
- Какой из эпизодов или персонажей запомнился ярче всего?
2. Учитель: богатая жизнью тайга предстаёт перед нами в начале сказки.
- С помощью каких художественных средств автор подчёркивает эту жизнь?(олицетворения, метафоры)
Слайды(2-9).
- Кого и как особо выделяет писатель в тайге? (лось стройный, красавец тайги), (медведь-сам царь тайги),
- Какие сравнения помогают увидеть красоту и изобилие природы?
3. Учитель: почему же всё изменилось? Как изменилось?
Выразительное чтение отрывка учеником.
- Поняли люди, кто умертвил лес? (Нет.)
Учитель: а помогает прозреть людям птица, которую не любили в остяцких селеньях. Кто она? (Слайд №10).
- Сорока.
Прочитайте этот эпизод.
- Каким художественным приёмом воспользовался автор сказки, чтобы подчеркнуть существование животных и людей по принципу "каждый сам по себе"? (Антитеза.)
- Как? ( повтор слова: "было, было" - "били, били"; это лексический повтор)
- Найдите повтор слова "били" со словами, усиливающими эмоционально негативную оценку.
(Зверя били, птицу били, рыбу били. Много били.)
4. Зачитайте авторскую оценку поведения людей.
Учитель: Но всё на свете знает сказка - убеждён Юван Шесталов. Она подскажет людям, что же делать. Писатель уводит нас в таинственный мир древних преданий, обрядов и легенд о деяниях богов, в мир, где жил и живёт талантливый северный народ.
- Кто же поможет людям? (Человек.)
- Расскажите о нём. (пересказ эпизода учениками)
- О каком законе тайги идёт речь в эпизоде? (спасать слабого, погибающего)
- Каким словом названо в эпизоде поведение медведя? (несправедливость)
- Что решил Тасман? ( встал на защиту слабого; "убийцу надо усмирить")
Учитель: С тех пор медведей стали убивать. Но мансиец скажет: "Я низвёл медведя".
- Почему?
- А почему медведя лишили имени и стали называть в "лесу живущим"? (Даже Хозяин тайги не осмеливался вступать в борьбу с высоким, стройным красавцем тайги.)
Учитель: А Тасман продолжал помогать слабому, погибающему. (Выразительное чтение эпизода учителем.)
- Долг платежом красен. Как отблагодарил лось человека? ("Садись на меня:доскачем до юрты Лесного духа".)
5. Какие преграды встретил Тасман по пути в царство Лесного духа? Вычитайте.
- В чём особенность этого царства?
Запись в тетради:
"Люди пройдут - и ничего не увидят.
А человек пройдёт - чудо увидит".
- А всякий ли, ребята, человек?
Запись в тетради:
"А лишь тот, в ком доброе сердце, мудрый ум, чистые руки".
- Что же увидел Тасман в царстве Лесного духа? (Слайды 11-13)
Рябчики висят узорчатыми чашечками
Краснобровые глухари неподвижными идолами глядят
Выдры с гор катаются, :в прозрачную таёжную речку ныряют
Кустарник ветвистый :- оживёт, зашагает ветвисторогим оленем
Медведь-чёрная коряга:- как в старину улыбнётся и восвояси зашагает
Учитель: И вот здесь в ткань прозаического произведения Ю.Шесталова вплетаются стихотворные строки. Этот приём в своих рассказах и повестях очень активно использует писатель. Истоки смешения прозы и поэзии лежат в фольклоре народа манси.
Как молитва звучали слова Тасмана от имени всех рыбаков и охотников. (выразительное чтение поэтического текста)
(Слайд № 14)
- При каком условии Лесной дух обещает вернуть зверей и рыбу? ("Если будешь хозяином на Земле, а не гостем")
Речь Лесного духа читает наизусть ученик.
-Почему невидимый Дух тайги простил Тасмана? ("Ты добрым был")
- Сколько раз повторяли эти вещие слова волшебные птицы (филин и гагара)? (Семь)
Учитель: Семь у коренных народов Севера - священное число.
- Ехал на родину Тасман. В душе у него резвилось счастье. Но рядом с ним сидела глубокая дума:
"А может ли человек быть Человеком?!"
3. Рефлексия.
- Ребята, что в содержании сказки напоминает миф Гесиода "Пять веков"?
- Какие правила жизни людей в согласии с природой Ю.Шесталов отразил в своей сказке?
4. Домашнее задание.
Известна ли эта сказка вашим родным? Если нет, кратко перескажите им её содержание.