Занятие элективного курса по химии для 9-го класса "Химия и повседневная жизнь" по теме "Химик поправляет здоровье"

Разделы: Химия


Цель: Раскрыть с точки зрения химии применение некоторых лекарственных средств, показать практическую значимость химии в решении проблемных задач, связанных со здоровьем человека.

Если кабинет оснащен ПК, можно использовать презентацию. Приложение №1

Материалы и оборудование для урока: Справочники по химии и фармакологии, реактивы и оборудование для опытов (см. п.6)

Демонстрационный материал, который учащиеся готовят индивидуально или по группам (в т.ч. презентации )

Формы работы на уроке:

  • групповая - защита мини-проектов, исследовательских работ,
  • индивидуальная - решение проблемных задач,
  • фронтальная.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

О сверхъестественных возможностях человеческого организма Приложение №1 слайд 1,

самых громких преступлениях ХХ века Приложение №1 слайд 2, демографических взрывах Приложение №1 слайд 3, самых опасных вулканах планеты Приложение №1 слайд 4 :мы сегодня не услышим ни слова! Приложение №1 слайд 5

Потому что у нас сегодня совсем другие проблемы, решить которые нам поможет удивительная наука химия. И наше сегодняшнее занятие называется "Химик поправляет здоровье" Приложение №1 слайд 6

Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь? Правильно, о лекарствах.

К нашему сегодняшнему занятию я нашла несколько справочников: "Большой справочник школьника по химии", "Справочник новейших лекарственных средств", "Справочник для решения задач по химии" и т.д. (на усмотрение учителя). Но среди них я не обнаружила ни одного справочника, в котором были бы сразу две темы: химия и лекарства.

Я предлагаю вам всем вместе составить свой, химико-фармакологический справочник.

Какие бывают справочники?

Как может быть расположен информационный материал в справочнике?

Мы будем располагать нашу информацию в алфавитном порядке.

Но сначала давайте выясним значение слов "химия", "фармакология" и "фармация".

Приложение №1 слайд 7

2. Первая буква алфавита "А" и первая страничка нашего справочника - "Аптечка домашняя" Приложение №1 слайд 8

Проверка домашнего задания.

Разделить лекарственные средства в домашней аптечке по группам, объяснить принцип классификации.

3. Следующая страница - "Детектор выпускника" (можно студента, молодого специалиста и т.д.) Приложение №1 слайд 9

На урок приглашается ученик 11 класса, избравший своей будущей профессией специальность фармацевта, врача или среднего мед.работника, и который отвечает на вопросы, подготовленные учащимися 9 класса.

4. А нам предстоит заполнить страничку со странным названием - "Железные яблоки".

Вы спросите: "А разве такие бывают?" Давайте зададим этот вопрос (ф.и.), который работал над практической задачей. Приложение №1 слайд 10

Задача (практическая).

Для лечения малокровия издавна применяли препараты железа. известен и народный рецепт средства от малокровия- "железное" яблоко: в яблоко втыкают несколько гвоздей и выдерживают сутки, затем гвозди вынимают, и яблоко съедает больной.

Как вы можете объяснить эффективность "железного" яблока с точки зрения химии?

Ответ на вопрос, демонстрация опыта с яблоками разных сортов, выводы.

5. Следующая буква нашего справочника - "З" и сразу два слова на эту букву: "Здоровые зубы" Приложение №1 слайд 11

Задача.

Кариес стал настоящим бичом населения России. По статистике, им болеют более 96 % населения. Одна из мер профилактики - тщательный уход за зубами. Желательно их чистить щёткой после каждого приёма пищи. Но есть одно исключение: если вы ели кислые ягоды или фрукты , лучше в течении часа не чистить зубы , особенно жёсткой щёткой. Почему?

Выводы о правильном уходе за зубами. Приложение №2

6. А на этой странице - неприятные ощущения в нашем организме под названием "Изжога" и еще одна задача, для решения которой понадобился химический эксперимент.

Приложение №1 слайд 12

Задача (экспериментальная).

Для уменьшения кислотности желудочного сока и снижения его протеолитической активности при язвенной болезни желудка и двенадцати перстной кишки, гастритах с повышенной кислотностью в арсенале врачей есть такие препараты, как бекарбон (одна таблетка содержит сухого экстракта красавки 0,01г и гидрокарбоната натрия 0,3 г), оксид магния MgO, магнезия белая Mg(OH)2 * MgCO3 * H2O, викалин (в состав которого входят BiNO3(OH)2, Mg(OH)2 * 4MgCO3 * H2O, NaHCO3), гидроксид алюминия (в виде аморфного белого порошка), алмагель (смесь специального геля Al(OH)3 с MgO с сорбитом). многие больные до сих пор, если нет этих лекарств, пользуются обычной питьевой содой, чтобы избавится от изжоги (что врачи делать не рекомендуют!)

Демонстрационный опыт.

Реактивы и оборудование: штатив, пробирки, MgO, Mg(OH)2 (свежеприготовленный), MgCO3 * H2O, Al(OH)3 (свежеприготовленный), растворы NaHCO3, и НСL

Выводы по результатам опытов. Приложение №3

7. Кальций - очень важный элемент в организме человека, поэтому наша следующая страница справочника посвящена ему. Приложение №1 слайд 13

Задача (расчетная).

Кальций играет важную роль в жизнедеятельности организма. Ионы кальция необходимы для осуществления процесса передачи нервных импульсов, для сокращения скелетных мышц и мышцы сердца, для формирования костной ткани, для свёртывания крови.

Больному после перелома врач назначил препарат кальция и предложил на выбор три препарата: глюконат[HOCH2(CHOH)4C(O)O]2Ca * H2O, лактат [CH3CH(OH)C(O)O]2Ca * 5H2O и глицерофосфат кальция СaP3OC3H5(OH)2 * 2H2O

(какой из них будет в продаже). В аптеке сказали, что в наличии есть все три, и стоят они одинаково. Надо помочь пациенту выбрать нужное лекарство.

Демонстрация расчетов, выводы. Приложение №4

8. Следующую страницу, посвященную солям, мы будем заполнять все вместе.

Приложение №1 слайд 14

Задание. Дать название солям по систематической номенклатуре.

Приложение №1 слайд 15

Найти соответствие между формулами и историческими названиями веществ.

  • Na2SO4
  • MgSO4
  • NaHCO3
  • NaCI
  • AgNO3
  • KMnO4
  • CaSO4
  • Ляпис
  • марганцовка
  • питьевая сода
  • поваренная соль
  • гипс
  • глауберова соль
  • горькая соль

Проверка правильности выполнения задания Приложение №1  слайд 16

Беседа о лечебных свойствах указанных солей.

9. В нашем справочнике буква "Ф" и интересная страничка "Фитотерапия"

Задача (расчетная).

Лечение травами становится всё более популярным, однако большинство людей не соблюдают точно рецептуру приготовления отваров и настоев, особенно дозировку сырья, хотя это очень важно при лечении травами. Большинство трав рекомендуется заваривать в такой пропорции: одна полная столовая ложка сухой измельчённой травы на стакан кипящей воды, т. е. в соотношении массовых частей 1:10. Летом можно готовить препараты не из сушёных, а из свежесобранных трав. Как при этом правильно рассчитать соотношение травы и воды, чтобы получить настой той же концентрации?

Приложение №5

10. Последняя страница справочника "Что бы это значило?"

Приложение №1 слайды 18,19

Беседа с классом по рисункам.

  • 1 рисунок. Использование скорлупы куриных яиц в качестве источника кальция.
  • 2 рисунок. Важные химические элементы в морепродуктах.
  • 3 рисунок. Значение ионов серебра для здоровья человека.
  • 4 рисунок. Что такое "бариевая каша" и зачем ее едят?

По усмотрению учителя можно добавлять в презентацию свои вопросы и рисунки или придавать им другой смысл.

11. Заключительное слово учителя.

Благодаря большой и плодотворной работе всех на занятии и при подготовке к нему мы смогли сообща составить наш "Химико-фармакологический справочник", и нам осталось заполнить страничку, которая обычно стоит в начале любого издания - авторский коллектив Приложение №1. слайд 20

Большое спасибо всем за сотрудничество. Закончить наше занятие я бы хотела словами мудрых людей:

  • "Здоровье гораздо более зависит от наших привычек и питания, чем от врачебного искусства и лекарств". Д. Леббок
  • "Здоровье так же заразительно, как и болезнь". Р.Роллан

Так пусть ваши привычки и питание будут такими, чтобы вы могли заражать своим отменным здоровьем всех окружающих!

Используемая литература.

1. Г.В.Пичугина "Химия и повседневная жизнь человека"* М. "Дрофа" 2006 г.

2. В.Е.Морозов "Элективные курсы по химии" М. "Глобус" 2007 г.

* В данном пособии есть все задачи, используемые на занятии, а также примерные ответы на них.

Приложения 2-5 составлены учащимися для демонстрации результатов своих заданий.