Цель: Раскрыть с точки зрения химии применение некоторых лекарственных средств, показать практическую значимость химии в решении проблемных задач, связанных со здоровьем человека.
Если кабинет оснащен ПК, можно использовать презентацию. Приложение №1
Материалы и оборудование для урока: Справочники по химии и фармакологии, реактивы и оборудование для опытов (см. п.6)
Демонстрационный материал, который учащиеся готовят индивидуально или по группам (в т.ч. презентации )
Формы работы на уроке:
- групповая - защита мини-проектов, исследовательских работ,
- индивидуальная - решение проблемных задач,
- фронтальная.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
О сверхъестественных возможностях человеческого организма Приложение №1 слайд 1,
самых громких преступлениях ХХ века Приложение №1 слайд 2, демографических взрывах Приложение №1 слайд 3, самых опасных вулканах планеты Приложение №1 слайд 4 :мы сегодня не услышим ни слова! Приложение №1 слайд 5
Потому что у нас сегодня совсем другие проблемы, решить которые нам поможет удивительная наука химия. И наше сегодняшнее занятие называется "Химик поправляет здоровье" Приложение №1 слайд 6
Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь? Правильно, о лекарствах.
К нашему сегодняшнему занятию я нашла несколько справочников: "Большой справочник школьника по химии", "Справочник новейших лекарственных средств", "Справочник для решения задач по химии" и т.д. (на усмотрение учителя). Но среди них я не обнаружила ни одного справочника, в котором были бы сразу две темы: химия и лекарства.
Я предлагаю вам всем вместе составить свой, химико-фармакологический справочник.
Какие бывают справочники?
Как может быть расположен информационный материал в справочнике?
Мы будем располагать нашу информацию в алфавитном порядке.
Но сначала давайте выясним значение слов "химия", "фармакология" и "фармация".
Приложение №1 слайд 7
2. Первая буква алфавита "А" и первая страничка нашего справочника - "Аптечка домашняя" Приложение №1 слайд 8
Проверка домашнего задания.
Разделить лекарственные средства в домашней аптечке по группам, объяснить принцип классификации.
3. Следующая страница - "Детектор выпускника" (можно студента, молодого специалиста и т.д.) Приложение №1 слайд 9
На урок приглашается ученик 11 класса, избравший своей будущей профессией специальность фармацевта, врача или среднего мед.работника, и который отвечает на вопросы, подготовленные учащимися 9 класса.
4. А нам предстоит заполнить страничку со странным названием - "Железные яблоки".
Вы спросите: "А разве такие бывают?" Давайте зададим этот вопрос (ф.и.), который работал над практической задачей. Приложение №1 слайд 10
Задача (практическая).
Для лечения малокровия издавна применяли препараты железа. известен и народный рецепт средства от малокровия- "железное" яблоко: в яблоко втыкают несколько гвоздей и выдерживают сутки, затем гвозди вынимают, и яблоко съедает больной.
Как вы можете объяснить эффективность "железного" яблока с точки зрения химии?
Ответ на вопрос, демонстрация опыта с яблоками разных сортов, выводы.
5. Следующая буква нашего справочника - "З" и сразу два слова на эту букву: "Здоровые зубы" Приложение №1 слайд 11
Задача.
Кариес стал настоящим бичом населения России. По статистике, им болеют более 96 % населения. Одна из мер профилактики - тщательный уход за зубами. Желательно их чистить щёткой после каждого приёма пищи. Но есть одно исключение: если вы ели кислые ягоды или фрукты , лучше в течении часа не чистить зубы , особенно жёсткой щёткой. Почему?
Выводы о правильном уходе за зубами. Приложение №2
6. А на этой странице - неприятные ощущения в нашем организме под названием "Изжога" и еще одна задача, для решения которой понадобился химический эксперимент.
Приложение №1 слайд 12
Задача (экспериментальная).
Для уменьшения кислотности желудочного сока и снижения его протеолитической активности при язвенной болезни желудка и двенадцати перстной кишки, гастритах с повышенной кислотностью в арсенале врачей есть такие препараты, как бекарбон (одна таблетка содержит сухого экстракта красавки 0,01г и гидрокарбоната натрия 0,3 г), оксид магния MgO, магнезия белая Mg(OH)2 * MgCO3 * H2O, викалин (в состав которого входят BiNO3(OH)2, Mg(OH)2 * 4MgCO3 * H2O, NaHCO3), гидроксид алюминия (в виде аморфного белого порошка), алмагель (смесь специального геля Al(OH)3 с MgO с сорбитом). многие больные до сих пор, если нет этих лекарств, пользуются обычной питьевой содой, чтобы избавится от изжоги (что врачи делать не рекомендуют!)
Демонстрационный опыт.
Реактивы и оборудование: штатив, пробирки, MgO, Mg(OH)2 (свежеприготовленный), MgCO3 * H2O, Al(OH)3 (свежеприготовленный), растворы NaHCO3, и НСL
Выводы по результатам опытов. Приложение №3
7. Кальций - очень важный элемент в организме человека, поэтому наша следующая страница справочника посвящена ему. Приложение №1 слайд 13
Задача (расчетная).
Кальций играет важную роль в жизнедеятельности организма. Ионы кальция необходимы для осуществления процесса передачи нервных импульсов, для сокращения скелетных мышц и мышцы сердца, для формирования костной ткани, для свёртывания крови.
Больному после перелома врач назначил препарат кальция и предложил на выбор три препарата: глюконат[HOCH2(CHOH)4C(O)O]2Ca * H2O, лактат [CH3CH(OH)C(O)O]2Ca * 5H2O и глицерофосфат кальция СaP3OC3H5(OH)2 * 2H2O
(какой из них будет в продаже). В аптеке сказали, что в наличии есть все три, и стоят они одинаково. Надо помочь пациенту выбрать нужное лекарство.
Демонстрация расчетов, выводы. Приложение №4
8. Следующую страницу, посвященную солям, мы будем заполнять все вместе.
Приложение №1 слайд 14
Задание. Дать название солям по систематической номенклатуре.
Приложение №1 слайд 15
Найти соответствие между формулами и историческими названиями веществ.
- Na2SO4
- MgSO4
- NaHCO3
- NaCI
- AgNO3
- KMnO4
- CaSO4
- Ляпис
- марганцовка
- питьевая сода
- поваренная соль
- гипс
- глауберова соль
- горькая соль
Проверка правильности выполнения задания Приложение №1 слайд 16
Беседа о лечебных свойствах указанных солей.
9. В нашем справочнике буква "Ф" и интересная страничка "Фитотерапия"
Задача (расчетная).
Лечение травами становится всё более популярным, однако большинство людей не соблюдают точно рецептуру приготовления отваров и настоев, особенно дозировку сырья, хотя это очень важно при лечении травами. Большинство трав рекомендуется заваривать в такой пропорции: одна полная столовая ложка сухой измельчённой травы на стакан кипящей воды, т. е. в соотношении массовых частей 1:10. Летом можно готовить препараты не из сушёных, а из свежесобранных трав. Как при этом правильно рассчитать соотношение травы и воды, чтобы получить настой той же концентрации?
10. Последняя страница справочника "Что бы это значило?"
Приложение №1 слайды 18,19
Беседа с классом по рисункам.
- 1 рисунок. Использование скорлупы куриных яиц в качестве источника кальция.
- 2 рисунок. Важные химические элементы в морепродуктах.
- 3 рисунок. Значение ионов серебра для здоровья человека.
- 4 рисунок. Что такое "бариевая каша" и зачем ее едят?
По усмотрению учителя можно добавлять в презентацию свои вопросы и рисунки или придавать им другой смысл.
11. Заключительное слово учителя.
Благодаря большой и плодотворной работе всех на занятии и при подготовке к нему мы смогли сообща составить наш "Химико-фармакологический справочник", и нам осталось заполнить страничку, которая обычно стоит в начале любого издания - авторский коллектив Приложение №1. слайд 20
Большое спасибо всем за сотрудничество. Закончить наше занятие я бы хотела словами мудрых людей:
- "Здоровье гораздо более зависит от наших привычек и питания, чем от врачебного искусства и лекарств". Д. Леббок
- "Здоровье так же заразительно, как и болезнь". Р.Роллан
Так пусть ваши привычки и питание будут такими, чтобы вы могли заражать своим отменным здоровьем всех окружающих!
Используемая литература.
1. Г.В.Пичугина "Химия и повседневная жизнь человека"* М. "Дрофа" 2006 г.
2. В.Е.Морозов "Элективные курсы по химии" М. "Глобус" 2007 г.
* В данном пособии есть все задачи, используемые на занятии, а также примерные ответы на них.
Приложения 2-5 составлены учащимися для демонстрации результатов своих заданий.