Цель:
- расширить представления учащихся о комнатных растениях,
- ознакомить с видами вредителей комнатных растений,
- повторить правила ухода за растениями.
Оборудование:
- карточки с изображениями условных значков,
- кроссворд,
- рисунки с изображениями вредителей,
- комнатные растения - пеларгония, традесканция, колеус, сансевиерия, рео, алоэ,
- лейка,
- влажная тряпка для протирания пыли с листьев,
- палочка для рыхления почвы.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Сообщение темы урока.
- Послушайте стихотворение:
На моем окошке настоящий сад!
Крупные сережки фуксии висят:
Вспыхнул угольками скромный огонек
Весь под волосками кактуса пенек.
- О чем говорится в стихотворении? (О комнатных растениях)
Тема нашего урока называется "Комнатные растения".
3. Изучение нового материала.
А) Беседа:
- К какой группе растений можно отнести комнатные растения?
- Почему они относятся к видам культурных растений?
- К какому виду культурных растений относятся комнатные растения?
- Для чего человек выращивает декоративные растения?
- Ученые и путешественники из разных стран привозили к себе на родину различные диковинные растения и разводили их у себя на родине.
Б) Сообщения о комнатных растениях.
- Прочитайте задание в учебнике.
- Сейчас мы будем говорить о растениях, которые живут в нашем классе. Они каждый день радуют нас своей красотой и дают нам пользу. О цветах расскажут ученики нашего класса. Им помогут специальные значки, которые указывают на то, какие условия любят растения.
(Учащиеся должны сами расшифровать значение значков)
Сообщения заранее подготовленных учеников о растениях: пеларгония, традесканция, сансевиерия, колеус, рео. (В конце сообщения каждый ученик показывает на условный значок и говорит, какие условия любит растение)
- Кто в вашей семье является любителем комнатных растений? (Мамы и бабушки)
Сообщение ученицы о любимом растении своей бабушки-алоэ.
- Спасибо за ваши интересные сообщения. Все вы знаете, что комнатные растения полезны. Красотой, приятным запахом, спокойной окраской радуют они нас, а также поднимают настроение. Доказано, что растения на своих листьях задерживают пыль, увлажняют и очищают воздух от вредных газов и уничтожают микробы, выделяя особые летучие вещества. Бетонные стены, центральное отопление вредны для воздуха помещений, а растения могут смягчить и сгладить их. Что нужно комнатным растениям для нормального роста?
В)Чтение правил ухода за растениями в учебнике.
4. Практическая работа.
Дети выходят к столу учителя и показывают, как надо правильно поливать растения, как протирать пыль с их листьев, рыхлить почву.
5. Работа по теме урока.
Разгадывание кроссворда "Комнатные растения".
- Сейчас мы разгадаем кроссворд и узнаем "ключевое" слово, которое называет одну из причин гибели растений.
(На доску вывешивается ватман с кроссвордом, вопросы задает ученик. Ответы учитель записывает крупными буквами маркером. )
Вопросы:
1. Часть растения, которая может достигать в длину более одного метра.
2. Домик, в котором живет корень растения.
3. Самая красивая и яркая часть комнатных растений.
4. Что очищают комнатные растения.
5. Время года, когда замедляется рост растений.
6. Часть растения, которая живет "в темноте".
7. Вредитель комнатных растений.
По вертикали появляется слово "сквозняк".
6. Беседа о вредителях комнатных растений.
- Вы узнали, что растения не любят сквозняки. Им нужен чистый, свежий, влажный воздух. Растения требуют обильного полива летом и умеренного зимой. Вода должна быть комнатной температуры. Растения, как и животные, болеют от недостатка питательных веществ или их избытка, подвергаются нападению паразитов и возбудителей болезней.
(На доску вывешиваются рисунки с изображением вредителей. )
- Одним из вредителей является гусеница. Если на листьях появились дырки, то это говорит о появлении гусениц. Они скручивают листья растений шелковистыми нитями, в результате чего они опадают.
Паутинный клещ поселяется на нижней стороне листьев и тогда верхняя сторона листьев покрывается желтыми пятнами, а потом листья начинают опадать .
Уховертка - это хитрый вредитель! Днем прячется от людей, а по ночам ест листья и лепестки.
Тля высасывает сок из листьев, особенно любит цветущие растения. Тело у него бывает зеленой, оранжевой, черной или серой окраски.
Белокрылка. Это крошечное белое насекомое высасывает сок из листьев, после чего листья желтеют и опадают. Бороться с ней трудно, т. к. она быстро размножается. Как бороться с вредителями? Для этого выпускаются специальные препараты, которыми нужно опрыскивать растения, а некоторых вредителей можно собрать руками и избавиться от них. Например, это гусеницы и уховертки.
7. Итог урока.
- Назовите известные вам комнатные растения. Перечислите правила ухода за ними. Для чего человек выращивает эти цветы?