Цели урока:
- познакомить с формами земной поверхности, учить различать и узнавать на иллюстрации равнину, холм, овраг, гору, горные хребты; познакомить с частями холма и горы;
- учить работать с учебником;
- учить работать в группе.
Оборудование:
- Плешаков А. А. Мир вокруг нас. Учебник для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2/А. А. Плешаков.
- Презентация "Формы земной поверхности".
- Карточки-помощники для работы в группах.
Ход урока.
I. Сообщение цели урока и мотивация учащихся с постановкой проблемного задания.
1. Просмотр видеоряда из презентации "Формы земной поверхности". Приложение 3
Детям предлагается рассмотреть иллюстрации с изображением различных форм земной поверхности. Приложение 3. Слайды 2-8.
2. Вопросы учителя:
Что вы видите на рисунках?
Что такое земная поверхность?
Везде ли она одинаковая?
Как, по-вашему, будет звучать тема сегодняшнего урока?
3. Сообщение темы и целей урока:
- Сегодня мы узнаем, какие бывают формы земной поверхности, научимся их узнавать и различать. Приложение 3. Слайд 9.
4. Постановка проблемного задания.
Новый материал вы будете изучать самостоятельно в таком порядке:
1) вы прочитаете предложенный вам материал,
2) ответите на вопросы
3) кто-то один из группы возьмёт на себя роль учителя и познакомит нас с тем, что вы узнали.
За работу на уроке ставится две или три отметки:
1 - всей группе одинаковая (доступное и правильное представление нового материала)
2 - каждому ученику (по результатам итогового теста)
3 - дополнительная - за работу на уроке (по количеству набранных бонусов).
II. Работа в группах.
1. Деление на группы, распределение ролей в группе.
Учитель делит детей на равнозначные группы. Учитель распределяет роли в каждой группе:
1. Капитан (руководит работой; координирует работу каждого члена группы; называет тех, кто будет отвечать на вопросы Почемучки)
2. Чтец (читает весь текст)
3. Почемучка (задаёт вопросы по тексту)
4. Оратор (тот, кто будет представлять группу у доски).
5. Писарь (записывает необходимые слова в карточку- помощник)
2. Задания для каждой группы.
Каждая группа получает задание (часть одного общего материала).
1 группа-с. 76.
Вопросы для первой группы: Приложение 1.
- Назовите формы земной поверхности?
- Что такое равнина?
- Что такое холм?
- Что такое овраг?
- Что такое горы, горные хребты?
2 группа-с. 77.
Вопросы для второй группы: Приложение 1.
- Какова высота холма и горы?
- Назовите части холма и горы.
- Что такое подошва холма (горы)?
- Что такое вершина холма (горы)?
- Что такое склон, какие бывают склоны?
3 группа-с. 79.
Вопросы для третьей группы (на карточках): Приложение 1
- Как выглядят горы издали?
- Как изменяются горы, когда мы подходим к ним ближе?
- Что видно у подножия горы?
- Что удивительного можно увидеть, когда поднимешься в горы?
3. Работа по материалу учебника и полученным вопросам в группах.
Каждый ребёнок выполняет свою часть работы. Учитель координирует работу групп. Даёт необходимые консультации.
4. Отчёт каждой группы перед классом.
1. Отчёт первой группы:
- сообщение нового материала Оратором первой группы. Приложение 3. Слайды 9-15.
- вопросы к классу по содержанию выступления ученика из первой группы:
Вопросы:
- Назовите формы земной поверхности. Слайд 9.
- Покажите равнину (холм, овраг, гору, горные хребты). Слайд 9, слайды 10-18.
- Почему вы выбрали именно эту иллюстрацию? Что такое равнина (холмы, овраги, горы, горные хребты) Слайды 10-18.
2. Выставление отметки группе.
За правильные ответы дети получают бонусы.
Группа получает отметку за свою работу.
3. Отчёт второй группы:
- сообщение Оратора из 2-й группы Слайды 19-23.
- ответы на вопросы:
Вопросы:
- Чем холм отличается от горы? Слайд 19.
- Какова высота холма и высота горы? Слайд 19.
- Назовите части холма и горы. Слайд 20.
- Что такое подошва (вершина)? Слайд 21.
- Что такое склон? Какие бывают склоны? Слайд 21.
- Покажите части холма. Слайд 22.
- Покажите части горы. Слайд 23.
выполнение в тетрадях рисунка холма с указанием его частей. Слайд 21.
4. Выставление отметки группе.
За правильные рисунки дети получают бонусы.
Группа получает отметку за свою работу.
5. Отчёт третьей группы:
- сообщение Оратора из 3-й группы Слайды 24-29.
- ответы детей на вопросы для класса:
Вопросы:
- Как выглядят горы издали? Слайд 24.
- Как изменяются горы, когда мы подходим к ним ближе? Слайд 25.
- Что видно у подножия горы? Слайд 26.
- Что удивительного можно увидеть, когда поднимешься в горы? Слайды 27-29.
6. Выставление отметки группе.
За правильные ответы дети получают бонусы.
Группа получает отметку за свою работу.
III. Контроль знаний.
1. Тест: Приложение 2.
- Определить форму земной поверхности, изображённую на рисунке, подписать рисунок.
- Соотнести название формы земной поверхности с её изображением, поставить № соответствующего рисунка.
- Нарисовать холм, подписать части холма (горы).
2. Взаимопроверка тестов.
Учитель предлагает правильные варианты ответов.
Дети проверяют работы друг друга и выставляют отметки:
Ни одной ошибки - 5
Одна-две ошибки - 4
Три-четыре ошибки - 3
3. Выставление отметок ученикам, набравшим наибольшее количество бонусов за работу на уроке.
IV. Подведение итогов
- Что нового узнали на уроке?
- Что показалось самым трудным?
- Что больше всего понравилось?
V. Домашнее задание: стр. 76-79.