Урок окружающего мира во 2-м классе по теме "Формы земной поверхности"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • познакомить с формами земной поверхности, учить различать и узнавать на иллюстрации равнину, холм, овраг, гору, горные хребты; познакомить с частями холма и горы;
  • учить работать с учебником;
  • учить работать в группе.

Оборудование:

  • Плешаков А. А. Мир вокруг нас. Учебник для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2/А. А. Плешаков.
  • Презентация "Формы земной поверхности".
  • Карточки-помощники для работы в группах.

Ход урока.

I. Сообщение цели урока и мотивация учащихся с постановкой проблемного задания.

1. Просмотр видеоряда из презентации "Формы земной поверхности". Приложение 3

Детям предлагается рассмотреть иллюстрации с изображением различных форм земной поверхности. Приложение 3. Слайды 2-8.

2. Вопросы учителя:

Что вы видите на рисунках?

Что такое земная поверхность?

Везде ли она одинаковая?

Как, по-вашему, будет звучать тема сегодняшнего урока?

3. Сообщение темы и целей урока:

- Сегодня мы узнаем, какие бывают формы земной поверхности, научимся их узнавать и различать. Приложение 3. Слайд 9.

4. Постановка проблемного задания.

Новый материал вы будете изучать самостоятельно в таком порядке:

1) вы прочитаете предложенный вам материал,

2) ответите на вопросы

3) кто-то один из группы возьмёт на себя роль учителя и познакомит нас с тем, что вы узнали.

За работу на уроке ставится две или три отметки:

1 - всей группе одинаковая (доступное и правильное представление нового материала)

2 - каждому ученику (по результатам итогового теста)

3 - дополнительная - за работу на уроке (по количеству набранных бонусов).

II. Работа в группах.

1. Деление на группы, распределение ролей в группе.

Учитель делит детей на равнозначные группы. Учитель распределяет роли в каждой группе:

1. Капитан (руководит работой; координирует работу каждого члена группы; называет тех, кто будет отвечать на вопросы Почемучки)

2. Чтец (читает весь текст)

3. Почемучка (задаёт вопросы по тексту)

4. Оратор (тот, кто будет представлять группу у доски).

5. Писарь (записывает необходимые слова в карточку- помощник)

2. Задания для каждой группы.

Каждая группа получает задание (часть одного общего материала).

1 группа-с. 76.

Вопросы для первой группы: Приложение 1.

  1. Назовите формы земной поверхности?
  2. Что такое равнина?
  3. Что такое холм?
  4. Что такое овраг?
  5. Что такое горы, горные хребты?

2 группа-с. 77.

Вопросы для второй группы: Приложение 1.

  1. Какова высота холма и горы?
  2. Назовите части холма и горы.
  3. Что такое подошва холма (горы)?
  4. Что такое вершина холма (горы)?
  5. Что такое склон, какие бывают склоны?

3 группа-с. 79.

Вопросы для третьей группы (на карточках): Приложение 1

  1. Как выглядят горы издали?
  2. Как изменяются горы, когда мы подходим к ним ближе?
  3. Что видно у подножия горы?
  4. Что удивительного можно увидеть, когда поднимешься в горы?

3. Работа по материалу учебника и полученным вопросам в группах.

Каждый ребёнок выполняет свою часть работы. Учитель координирует работу групп. Даёт необходимые консультации.

4. Отчёт каждой группы перед классом.

1. Отчёт первой группы:

  • сообщение нового материала Оратором первой группы. Приложение 3. Слайды 9-15.
  • вопросы к классу по содержанию выступления ученика из первой группы:

Вопросы:

  1. Назовите формы земной поверхности. Слайд 9.
  2. Покажите равнину (холм, овраг, гору, горные хребты). Слайд 9, слайды 10-18.
  3. Почему вы выбрали именно эту иллюстрацию? Что такое равнина (холмы, овраги, горы, горные хребты) Слайды 10-18.

2. Выставление отметки группе.

За правильные ответы дети получают бонусы.

Группа получает отметку за свою работу.

3. Отчёт второй группы:

  • сообщение Оратора из 2-й группы Слайды 19-23.
  • ответы на вопросы:

Вопросы:

  1. Чем холм отличается от горы? Слайд 19.
  2. Какова высота холма и высота горы? Слайд 19.
  3. Назовите части холма и горы. Слайд 20.
  4. Что такое подошва (вершина)? Слайд 21.
  5. Что такое склон? Какие бывают склоны? Слайд 21.
  6. Покажите части холма. Слайд 22.
  7. Покажите части горы. Слайд 23.

выполнение в тетрадях рисунка холма с указанием его частей. Слайд 21.

4. Выставление отметки группе.

За правильные рисунки дети получают бонусы.

Группа получает отметку за свою работу.

5. Отчёт третьей группы:

  • сообщение Оратора из 3-й группы Слайды 24-29.
  • ответы детей на вопросы для класса:

Вопросы:

  1. Как выглядят горы издали? Слайд 24.
  2. Как изменяются горы, когда мы подходим к ним ближе? Слайд 25.
  3. Что видно у подножия горы? Слайд 26.
  4. Что удивительного можно увидеть, когда поднимешься в горы? Слайды 27-29.

6. Выставление отметки группе.

За правильные ответы дети получают бонусы.

Группа получает отметку за свою работу.

III. Контроль знаний.

1. Тест: Приложение 2.

  1. Определить форму земной поверхности, изображённую на рисунке, подписать рисунок.
  2. Соотнести название формы земной поверхности с её изображением, поставить № соответствующего рисунка.
  3. Нарисовать холм, подписать части холма (горы).

2. Взаимопроверка тестов.

Учитель предлагает правильные варианты ответов.

Дети проверяют работы друг друга и выставляют отметки:

Ни одной ошибки - 5

Одна-две ошибки - 4

Три-четыре ошибки - 3

3. Выставление отметок ученикам, набравшим наибольшее количество бонусов за работу на уроке.

IV. Подведение итогов

  1. Что нового узнали на уроке?
  2. Что показалось самым трудным?
  3. Что больше всего понравилось?

V. Домашнее задание: стр. 76-79.