Тема: Изменение глаголов по временам.
Цели урока:
- Обобщить знания детей о глаголе, полученные учащимися во 2-3 классах.
- Упражнять в определении временных форм глагола.
- Упражнять в написании корневых орфограмм и безударных окончаний имён прилагательных.
- Развитие мышления, речи, внимания и орфографической зоркости.
- Воспитание самостоятельности, аккуратности.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Запись в тетради числа и вида работы.
2. Чистописание
ть ти
– Что объединяет эти сочетания?
3.Тема урока и словарная работа
– Заполните кроссворд:
- Синоним слова блестеть. (Сверкать)
- Синоним слова трудиться. (Работать)
- Синоним слова хотеть. (Желать)
- Антоним слова разморозить. (Заморозить)
- Сажать семена в землю. (Сеять)
– Поставьте ударение,
подчеркните буквы, которые нужно запомнить.
– Разберите по составу слово заморозить.
(Взаимопроверка.)
– Какой частью речи являются эти слова?
– Что такое глагол? Назовите глаголы,
которые отвечают на вопрос: что делать?
– Какого вида эти глаголы? (Несовершенного.)
– Назовите глаголы, которые отвечают на
вопрос: что сделать? Определите вид. (Совершенный.)
– Какое слово получилось в выделенных клетках по
вертикали? (Время.)
– Как связаны понятия «глагол» и «время»? Как ещё
изменяются глаголы?
– Сегодня мы будем упражняться в образовании и
определении временных форм глагола.
5. Упражнения в определении временных форм глагола
а)
– На какие вопросы отвечают глаголы начальной
форме?
В форме настоящего времени?
Глаголы в форме настоящего времени обозначают
действие, совершаемое в момент речи.
– На какие вопросы отвечают глаголы в форме
прошедшего времени?
Глаголы в форме прошедшего времени обозначают
действие, которое совершено до момента речи.
– В будущем времени?
Глаголы в форме будущего времени обозначают
действие, которое будет совершено после момента
речи.
– Откройте учебник на стр. 176.Проверьте, верно ли
вы помните вопросы?
б) Упражнение № 404. (1 ученик у доски.)
– Разобрать по составу слово усадила.
6. Знакомство с особенностями образования временных форм у глаголов совершенного и несовершенного видов. Упражнения в образовании временных форм.
– Посмотрите на правило на стр.
176.
– Назовите начальную форму первого глагола.
Определите вид.
– Прочитайте, какие временные формы имеют
глаголы несовершенного вида?
– Назовите начальную форму второго глагола.
Определите вид.
– Сколько временных форм у глагола совершенного
вида? Какие?
– Сделайте вывод: чем отличаются изменения по
временам у глаголов совершенного и
несовершенного вида? (У глаголов совершенного
вида нет формы настоящего времени, у глаголов
несовершенного вида форма будущего времени
сложная.)
– Чтобы сделать этот вывод вам пришлось поломать
голову.
– Что означает выражение «ломать голову»?
Замените это выражение глаголом. Измените глагол
думать по временам.
– А что означает «повесить голову»? (Загрустить.)
Измените этот глагол по временам.
7. Физкультминутка (проводит ученик.)
8. Повторение пройденного (1 ученик у доски.)
– Запись под диктовку. Разбор по членам предложения. Составить схему предложения.
Весенняя вода проникла под снег и разбудила маленького лягушонка.
– В форме какого времени употреблены
глаголы в этом предложении?
– Каким членом предложения чаще всего бывает
глагол?
9. Самостоятельная работа
– Выписать отрывки: 1 ряд – с глаголами в форме прошедшего времени,2 ряд – в настоящем времени, 3 ряд – в будущем времени. Указать время глаголов.
1) Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут, и гласят…(Ф. Тютчев.)
2) В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа,
Снег выпал только в январе… (А. Пушкин.)
3) Задумаю – реки большие
Надолго упрячу под гнёт,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ… (А. Некрасов.)
Проверка.
10. Разноуровневые задания
1 уровень:
– Запишите глаголы в 3 столбика по временам. Определите число глагола.
Растут, застыла, будут летать, сидит, подует ,пошёл, будет светить, вспомню, дрожал.
2 уровень:
– Спишите, вставьте пропущенные буквы и запятые. Определите время глаголов.
Поб_лели п_ля и пригорки. Тонк__ льдом покрылась р_ка и уснула. Ходит з_ма по горам п_глядывает по ст_р_нам укутывает д_ревья и кусты в тёпл__ шубы.
3 уровень:
– Спишите, поставив глаголы в будущем времени. Поставьте запятые. Определите число глаголов. Подчеркните орфограммы.
Весной лучи солнца согрели землю. Подули тёплые ветры. Зазвенели весёлые ручейки побежали мимо кустов ольхи и ивы.
11. Итог урока
– На какие вопросы отвечают глаголы в форме настоящего времени, прошедшего времени, будущего времени? Что нового вы узнали о глаголах совершенного и несовершенного вида?
12. Рефлексия:
– Если вам было интересно, поставьте «+».
– Если было неинтересно, поставьте «–».
– Если возникли вопросы, поставьте «?».
13. Домашнее задание.
– Правило на стр. 176, упражнение № 406.