Программа курса в 5-м классе "Географическое краеведение"

Разделы: География


Содержание:

  1. Пояснительная записка.
  2. Программа.
  3. Требования к знаниям и умениям учащихся.
  4. Литература.

Пояснительная записка

Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенным окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма.

Комплексный подход в изучении родного края позволит сформировать глубокие знания и умения учащихся краеведческого содержания, так как программа включает характеристику основных объектов природы, флоры, фауны, проблемы экологии.

Цели:

  1. расширение и обобщение знаний по географии своей местности;
  2. гуманизация естественно-научных знаний через восприятие территории как места жизни и деятельности человека, среды обитания и факторов её изменения;
  3. экологизация биологических и географических знаний через наблюдение и описание своей территории;
  4. продолжение развития интереса к географии и природе своего города, села, района, области.

Задачи и основные идеи:

  1. создать у школьников представление о системе географических и биологических характеристик территории на основе наблюдений, описаний, картирования своей местности;
  2. научить устанавливать причинно-следственные связи между компонентами своей местности.

Программа

Тема 1. Введение (5 часов)  

Что такое свой край, своя местность, ближняя (малая) Родина. Границы родного края, их условность, подвижность.

Экскурсии, практические работы на местности:

  1. Наблюдение за высотой солнца над горизонтом, погодой; сезонные изменения и животного мира.
  2. Определение форм поверхности и характера залегания пород, особенностей вод, их использование и охрана.
  3. Выявление способов использования местных строительных материалов в хозяйственной деятельности.

Тестирование. <Приложение 1>

Тема 2. План местности (5 часов)

План участка местности. Условные знаки плана местности. Ориентирование на местности; определение направлений. Азимут.

Практические работы:

  1. Определение на местности направлений, азимутов, расстояний.
  2. Построение плана школьного двора.
  3. Топографический диктант. <Приложение 2>

Тема 3. Литосфера (5 часов)

Горные породы Белгородской области. Внешние процессы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод и деятельность человека.

Практические работы:

  1. Определение горных пород своей местности по образцам; обозначение условными знаками на контурной карте области <Рисунок 1>
  2. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).

Тестирование «Литосфера. Белгородская область» <Приложение 3>

Тема 4. Гидросфера (5 часов)

Мировой круговорот воды, реки своей местности, водные ресурсы области и меры по их охране.

Практическая работа:

  1. Описание «путешествия» капельки по большому круговороту из своего населенного пункта.
  2. Изучение флоры и фауны водоема.

Экскурсия: Наблюдения за сезонными изменениями на водоеме.

Тема 5. Атмосфера (5 часов)

Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменений, предсказание погоды, народные приметы. Особенности времен года своей местности. Отражение особенностей атмосферных явлений в народном творчестве и фольклоре.

Практические работы:

  1. Продолжение работы с календарем погоды.
  2. Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков и описание наблюдаемой погоды.

Тема 6. Особенности растительного и животного мира Белгородской области (10 часов)

  1. Особенности видового состава грибов и лишайников Белгородской области
  2. Особенности видового состава водорослей, мхов и папоротников Белгородской области
  3. Особенности видового состава голосеменных и покрытосеменных растений Белгородской области

Экскурсии в природу:

  1. Развитие и смена растительных сообществ
  2. Взаимодействие растений с другими организмами
  3. Редкие и охраняемые виды флоры и фауны Белгородской области

Требования к знаниям и умениям учащихся 

Календарно-тематическое планирование составлено с учетом требований к знаниям и умениям учащихся <Приложение 4>

Учащиеся должны знать:

  • Положение Белгородской области на карте России;
  • Положение своего района , населенного пункта на карте Белгородской области;
  • Определение форм поверхности и характеристика залегания пород родного края;
  • Использование местных строительных материалов в хозяйственной деятельности;
  • Реки своей местности, водные ресурсы, области и меры по их охране;
  • Времена года в Белгородской области, их фенологическое начало;
  • Климатические показатели погоды области;
  • Основные виды флоры и фауны родного края, района, области.

Учащиеся должны уметь:

  • показывать свой район, населенный пункт на карте области;
  • определять по карте области азимуты, направления и расстояния;
  • описывать и объяснять равнинность территории своей местности;
  • приводить примеры минеральных ресурсов родного края, района, Белгородской области;
  • определять горные породы своего края;
  • находить и показывать на карте следующие реки: Оскол, Ворскла, Северский Донец, Тихая Сосна, Нежеголь, Короча, Корень, Белгородское водохранилище;
  • определять температуру воздуха, атмосферное давление, влажность, направление ветра на местности при помощи приборов;
  • давать характеристику погоды, за сутки, месяц, описывать характерные признаки погоды различных сезонов года своей местности;
  • приводить примеры влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
  • определять виды флоры и фауны родного края, района, области;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и жизни.

Литература

  1. География Белгородской области : Учеб. пособие. В 2 частях часть первая. Природа. – М.: Изд-во МГУ, 2006.- 72с.
  2. География Белгородской области : Учеб. пособие. В 2 частях часть вторая. Население и хозяйство. – М.: Изд-во МГУ, 2006.- 72с.
  3. Рабочая тетрадь по географии Белгородской области . Учеб. пособие. В 2 частях. – М.: Изд-во МГУ, 2006.
  4. Белгородская область: история и современность – М.: Консалтинговая группа «Имидж-контакт», 2007
  5. В.А. Шаповалова Белгородоведение. Учебник для общеобразовательных учреждений. Белгород.: Изд-во Б 43 БелГУ, 2002. – 410 с.
  6. В.В. Овчинников Белгородская энциклопедия. Белгород.: Изд-во областная типография, 2000.
  7. Е.С. Савченко, А.Я. Зеликов, Н.Я. Шатохин Книга «50 лет Белгородской области: путь созидания» издана по заказу администрации Белгородской области.
  8. В.П. Соболев Белогорье, синие дали. Фотоальбом. Изд-во «Планета» М, 1984.
  9. Е.Г. Глазунов наш «Дом» - родное Белогорье. – Белгород, 1999. – 47с., табл., рис.
  10. Г.Н. Григорьев география Белгородской области – учебное пособие для учащихся средних школ Белгородской области. – Издательство БГУ. -1996.
  11. А.Н. Петин Экология Белгородской области: учеб.-метод. пособие для учителей. 10-11классы. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. – 180с.

Карта