Цели урока: обобщить сведения о полезных ископаемых наиболее ценных в народном хозяйстве (каменный уголь, нефть, железная руда); повторить знания о свойствах полезных ископаемых; повторить о полезных ископаемых в Якутии и Верхнеколымского улуса; развивать речь, логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать выводы; воспитывать любовь к родному краю.
Оборудовании: карта полезных ископаемых России, ксерокопии для учащихся карты полезных ископаемых Якутии, учебник природоведения 3 класса, образцы полезных ископаемых (гранит, каменный уголь, известняк, торф, нефть), модели карточек с нарисованными знаками полезных ископаемых, жетоны, медали для победителей.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщениен темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы повторим то, что изучили о полезных ископаемых, вспомним их свойства, узнаем какие же полезные ископаемые есть в Якутии и нашем районе.
3. Проверка домашнего задания.
У. – Давайте вспомним, что мы называем полезными ископаемыми?
Д. – Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с ее поверхности, это полезные ископаемые.
У. – Какими бывают полезные ископаемые?
Д. – Полезные ископаемые могут быть твердыми, жидкими и газообразными.
У. – Наш класс мы разделили на три команды. Каждая команда приготовила рассказ – загадку команде соперника.
Приглашаю участников первой команды.
Выступление первой команды.
“Миллиарды лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные, бесконечно долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в твердое, холодное, черное вещество и думал, что в таком состоянии придется находиться вечно. Как вдруг однажды пришел человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в веселый горячий огонь. С этих пор я обогреваю жилье, привожу в движение машины и даю моему другу лекарства, что он был всегда здоров”.
У. – Так кто узнал это полезное ископаемое?
Д. – Это каменный уголь.
У. – По каким свойствам вы узнали каменный уголь?
Д. – Каменный уголь черного цвета, тонет в воде, твердый, но хрупкий. Основное его свойство – горючесть. Каменным углем отапливают – жилье, фабрики, заводы. Из каменноугольной смолы получают лекарства.
У. – Каким значком на карте обозначается каменный уголь?
Д. – Он обозначается черным.
У. – Посмотрите на карту Якутии и найдите на карте месторождения каменного угля. Один представитель из команды выйдет, чтобы показать, где добывают каменный уголь.
Рис 1
Приглашаем участника второй команды со своим рассказом.
Выступление второй команды.
“Я очень прочная, тяжелая порода. Я могу быть найдена и на равнине, но есть даже целые горы, состоящие из меня. Я очень красивая горная порода. Могу быть серого, и темно-красного цвета, и дымчатого, есть во мне и черные, и белые крапинки. Больше всего человек любит меня за то, что может построить фундамент здания, ступеньки лестницы, памятник, опоры мостов, используя мои свойства”.
У. – Кто догадался, о каком полезном ископаемом идет речь?
Д. – Я думаю, что это гранит.
У. – Что помогло вам догадаться? Какими свойствами отличается гранит?
Д. – Он очень прочный, поэтому его используют в строительстве. Еще он хорошо полируется, и им украшают здания, набережные, станции метро.
У. – Выберите открытки, на которых видно, где используется гранит.
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7
Приглашаем участника третьей команды со своим рассказом.
Выступление третьей команды.
“Я образовалась много миллионов лет назад из остатков растений и животных. Скучно и грустно мне жилось глубоко под землей, пока не освободили меня из заточения люди. У меня резкий запах, я густая маслянистая жидкость. Я теперь приношу много пользы”.
У. – О каком полезном ископаемом шла речь?
Д. – Скорее всего это нефть.
У. – По каким свойствам вы узнали нефть?
Д. – Это жидкость маслянистого цвета, основное свойство горючесть. Ее можно найти у подножия холмов, по берегам рек.
У. – Назовите, что можно получить из нефти? (Детям предлагается схема– помощница.)
Рис. 8
Д. – Топливо, мыло, краски, спички, асфальт, пластмассы, парфюмерия, взрывчатые вещества.
У. – Молодцы! Хорошо справились с домашним заданием.
Дети получают жетоны.
4. Приглашаются по одному участнику от каждой команды.
Участник первой команды – отбирает полезные ископаемые, используемые в строительстве.
Участник второй команды – отбирает полезные ископаемые, которые используются в виде топлива.
Участник третьей команды – должен отобрать полезные ископаемые, которые добывают в нашей республике.
Рис. 9
У. – Покажите, где добывают в Якутии алмазы, золото, нефть.
У. – Что вы можете интересного рассказать об алмазах?
У. – Какие полезные ископаемые есть в нашем Верхнеколымском улусе?
5.
На парте у вас лежат (у каждой команды) полезные ископаемые. Я буду называть их, а вы должны показать данный полезный ископаемый.
Гранит
Уголь
Известняк
Железная руда
6.
Сейчас вам предстоит выполнить трудное, но интересное задание. Каждая группа должна охарактеризовать по плану полезное ископаемое, которое находится перед вами, и на листе белой бумаги записать их характеристики.
Образец лежит перед участниками.
План.
- Название полезного ископаемого.
- Основные свойства.
- Использование и значение полезного ископаемого.
- Основные места добычи.
1-я группа – торф.
Легкий, впитывает влагу, хорошо горит. Служит для удобрения полей, для подстилок скоту, для отопления помещения. Образуется из остатков растений на болотах.
2-я группа – железная руда.
Тяжелая, очень прочная, состоит из мелких зерен, плотно соединенных между собой, важное свойство – плавкость. Выплавляют сталь, а из нее делают ножи, ножницы, рельсы, вагоны, детали машин. В некоторых местах залегает неглубоко, а в других роют глубокие шахты.
3-я группа – известняк.
Плотный камень, тяжелее воды. Используется в строительстве, в качестве удобрения, мел используют в школе. Во многих местах по обрывистым берегам рек можно найти беловато-серый камень.
Зачитывают ответы. Получают жетоны.
7. А сейчас мы отгадаем кроссворд.
Каждая команда заполняет свой кроссворд.
Рис. 10
По горизонтали: 1. Он очень прочен и
упруг, |
По вертикали: 1. Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделаешь миску или вазу – Она понадобится сразу. |
3. Этот мастер белый-белый В школе не лежит без дела: Пробегает по доске, Оставляет белый след. |
2. Покрывают им дороги. Улицы в селении, А еще он есть в цементе, Сам он удобрение. |
4. Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже, И он в стекле расплавлен даже. |
7. Росли на болоте растения, Стали топливом и удобрением. |
5. На кухне у мамы помощник отличный. Он синим цветком, расцветает от спички. |
9. Он черный, блестящий, Людям помощник настоящий. Он несет в дома тепло, От него кругом светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали. |
6. Без нее не побежит Ни такси, ни мотоцикл, Не поднимется ракета, Отгадайте, что же это? |
|
8. Она варилась долго В доменной печи, На славу получились Ножницы, ключи… |
Ответы: по горизонтали – 1– гранит, 3– мел, 4– песок, 5– газ, 6– нефть, 8– руда; по вертикали – 1– глина, 2– известняк, 7– торф, 9– уголь.
Дети получают жетоны.
8. Почему и как нужно охранять полезные ископаемые?
9. Итог урока.
Молодцы! Все на уроке хорошо потрудились. Но больше всего жетонов заработала первая команда. Вручаем победителям медали. Спасибо. Урок окончен.