Цель:
- стимулировать мышление у учащихся, побуждать высказывать мысли и идеи, приходящие на ум,
- учить находить ответы на вопросы опираясь на свои собственные знания, анализировать вновь полученную информацию,
- учить правильно вести себя при пожаре.
Оборудование
- магнитофонная запись сирены пожарной машины,
- план эвакуации школы,
- плакаты по пожарной безопасности,
- рисунки детей на тему "Пожар",
- у каждого ребёнка тексты "Что нужно делать при пожаре," (разрезаны по абзацам и наложены один на другой по порядку),
- выставка книг: Б. Житков "Пожар", "Дым", "Пожар в море"; Л.Н.Толстой "Пожар", "Пожарные собаки"; Е. Пермяк "Как огонь воду замуж взял"; Ю.Яковлев "Кто о чём поёт"; С. Маршак" Кошкин дом", Пожар, "Рассказ о неизвестном герое"; К. Чуковский "Путаница".
Ход занятия
1. Организационный момент (звучит сирена пожарной машины)
- Что вы сейчас слышали?
- Когда вы её слышите?
- Какие возникают у вас чувства при этом?
2. Проверка домашнего задания
-Что нужно делать , чтобы не слышать эту сирену, т.е. не вызвать пожар?
Но прежде чем ответить на этот вопрос, давайте составим кластеры к слову ПОЖАР. Какие ассоциации у вас вызвало это слово ?
Теперь дети при помощи кластеров отвечают на вопрос, поставленный ранее.
3. Работа над новым материалом.
Стратегия направленного чтения.
- Молодцы! Вы все очень хорошо знаете чего не надо делать, чтобы не вызвать пожар.
А сегодня на занятии мы с вами узнаем, что нужно делать, при пожаре, если пожар уже возник.
Возьмите текст: "Что нужно делать при пожаре" и прочитайте первый абзац. (Текст разрезан по абзацам, которые наложены один на другой. Дети, работая с одним абзацем, не должны видеть текст других абзацев)
- Какие у вас дети возникли вопросы (дети задают вопросы, а учитель записывает их на доске или бумаге, висящей у доски).
- Теперь прочитайте второй абзац. На какие вопросы мы получили ответы, а какие возникли новые вопросы? (дети отвечают на вопросы, на которые нашли ответы, учитель вычёркивает их и записывает новые, которые возникли при чтении нового абзаца). РАБОТА НАД ДРУГИМИ АБЗАЦАМИ ПРОХОДИТ АНАЛАГИЧНО.
1. Если пожар большой, то главная задача в данном случае - срочно выбраться из дома. Даже если огонь не слишком большой, но в квартире много дыма, нужно срочно эвакуироваться, поскольку дым на много опаснее для человека, чем пламя. Только надо быть готовым к тому, что даже знакомая квартира пли комната станет неузнаваемой от дыма. И в спешке можно заблудиться в собственном доме. Если в квартире много дыма, лучше пробираться к выходу пригнувшись и при этом, дыша через мокрую ткань.
2. Надо помнить, что в первую очередь люди гибнут от дыма. Они просто задыхаются. Несколько глотков дыма подряд - и человек уже не может правильно действовать и даже думать. Он отравлен воздушным газом. У дыма есть одна особенность - он устремляется вверх. Поэтому его внизу намного меньше. Но если вы не смогли выбраться из квартиры, то надо закрыть дверь в ту комнату, где горит забить все щели тряпками, занавесить дверь одеялом или пальто, и потом начинать действовать. При этом ни в коем случае нельзя открывать окна, двери.
3. Дело в том, что огню нужен приток свежего воздуха, чтобы гореть. Запертый в комнате огонь разгорается медленнее. А если и окна в комнате закрыты, то пламя иногда может и само но себе погаснуть. Но даже если этого не случиться закрытой дверью ты на время защитишь от дыма и себя, и остальные комнаты. Это значит больше времени для спасения. Если нужно спасти кого-то из огня, обвяжитесь верёвкой, конец которой вручите кому-нибудь стоящему на улице. Не забудьте завязать рот и нос мокрой тряпкой; накройтесь одеялом или пальто. Пригибайтесь ближе к полу.
4.Если вы потеряете сознание или заблудитесь, вас вытащат за верёвку. Если пожар небольшой, попробуйте прикрыть пламя сверху чем-нибудь (одеялом, ковриком, пальто) и затем заливайте водой. Не вытаскивайте из огня уже горящие предметы. Гасить огонь или засыпать песком начинайте с краёв, двигаясь к центру.
5. Дело в том, что пока вы тушите середину, по краям огонь захватывает всё больше и больше предметов, а вытащенные горящие вещи способствуют распространению пожара. Электроприборы, которые включены в розетку, нельзя тушить водой. Если вы почувствуете запах горелой резины, то немедленно выключите прибор из сети. А если он уже горит, то быстро накройте его чем-нибудь мокрым и плотным, чтобы пламя задохнулось, и ядовитые пары дыма не отравили вас.
6. Ни в коем случае нельзя поливать электрические приборы водой. Электричество доберётся до тебя по струе воды, соединяющей ведро и провод. Надо сначала выдернуть шнур. И всегда рассчитывай свои действия так, чтобы успеть выбежать. По если пожар у соседей, не следует выскакивать на лестницу.
7. Современные дома строят так, что огонь из другой квартиры не может прожечь ваш потолок и пол. Поэтому есть возможность переждать до приезда спасателей. И помните, когда возникла опасность, очень важно действовать быстро, без растерянности и точно. Пожарные учат: "Главное - не поддаваться панике".
4.Сообщение учителя.
Когда возникла опасность, очень важно действовать быстро, без растерянности и точно. Особенно при пожаре. К сожалению, обычно на пожарах даже взрослые действуют не всегда правильно. Чаще всего людям мешает страх и незнание простых вещей, о которых вы сегодня узнали. Это и вызывает страх. Вообще, учась безопасности, очень важно заранее подумать, как будешь действовать именно ты и именно на своём месте. Ведь ни одна книжка не может предусмотреть, как всё точно будет.
В самом деле, не всегда надо сразу бежать от огня. С ним можно и побороться, если умеешь это делать. Только учти, даже взрослые на пожаре очень переоценивают свои возможности. Они до последней минуты не звонят по телефону 01, а огонь всё разгорается. И очень скоро маленькая опасность превращается в огромную. Поэтому, если ты решил бороться с огнём, помни, что времени у тебя гораздо меньше, чем кажется. Действуй решительно и умело! Кроме того, что вы уже сегодня узнали, помочь человеку в борьбе с пожаром может огнетушитель. Очень жаль, что ещё не в каждой квартире есть такое средство защиты от огня. Но если у вас есть огнетушитель, обязательно попросите родителей научить вас им пользоваться. Конечно, пожар может случиться в чьём-то доме. Очень опасно паника при пожаре в людном здании. Не зная, что точно делать, люди просто мечутся и мешают друг другу. Издавна боялись, например, пожаров в театрах. Поэтому за кулисами и сейчас во время спектаклей обязательно дежурит пожарный. Для каждого здания, где бывает много людей / театр, гостиница, поликлиника, магазин, школа/,пожарные разрабатывают специальный план, на котором показано, как надо спасаться и в какие двери выбегать. Может быть, вы видели его на стене кинотеатра или поликлиники. Он называется "план эвакуации". Такой план есть и в нашей школе (учитель знакомит детей с этим планом).
Некоторые дети просто не понимают, как опасно играть с огнём. На пример зажигают спички в лифте. А ведь если загорится пластмасса, из которой сделаны стенки кабины, то сразу появится ядовитый дым, смертельно опасный для человека. Опасно в закрытом помещении устраивать новогодний фейерверк и запускать ракеты. Поэтому, заканчивая разговор о пожаре, ещё раз вспомним важнейшее правило для любой опасной ситуации: никогда не становитесь сами причиной опасной ситуации.
5. Подведение итога.
Стратегия критического мышления - пятистишье.
И в завершении нашего занятия давайте составим пятистишье о пожаре.
Схема:
1. название (существительное - 1 слово.)
2. описание (прилагательное - 2 слова)
3. действие (глагол - 3 слова)
4. чувство (4 слова любых)
5. вывод, подтверждение сущности того, что было сказано выше.
6. Свободное письмо.
Дети записывают слова, словосочетания, предложения, которые пришли на ум при вопросе и что нужно делать при пожаре.
7. Домашнее задание.
Дописать ассоциации, получив новую информацию о пожаре, составить связанный рассказ, выбрать спикера, который будет защищать рассказ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон "О пожарной безопасности": Сборник нормативных документов по организации и осуществлению государственного пожарного надзора. М.: Полиграфлес, 1995.
2. Пожарная безопасность в общеобразовательном учреждении (нормативные документы, инструкции)/Сост. О.В. Павлова. Волгоград: Учитель, 2006, 153 с.
3. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. М.: Инфра-М, 2004, 144 с.
4. Педагогам и родителям о пожарной безопасности: Учеб. пособие/Сост. Коллектив специалистов Федерального государственного учреждения "Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны" МЧС России. М.: ФГУ ВНИИПО, 2004.
5. Скрипник Л.Ю. Пожарная безопасность в школе: Метод. пособие. М.: Айрис-пресс, 2006, 64 с.
6. Шарова О.Е. Основы пожаробезопасного поведения: Учеб. пособие. СПб.: Петро-РИФ, 1997.