Внеклассное занятие с использованием технологии критического мышления по теме "Что нужно делать при пожаре?"

Разделы: Внеклассная работа


Цель:

  • стимулировать мышление у учащихся, побуждать высказывать мысли и идеи, приходящие на ум,
  • учить находить ответы на вопросы опираясь на свои собственные знания, анализировать вновь полученную информацию,
  • учить правильно вести себя при пожаре.

Оборудование

  • магнитофонная запись сирены пожарной машины,
  • план эвакуации школы,
  • плакаты по пожарной безопасности,
  • рисунки детей на тему "Пожар",
  • у каждого ребёнка тексты "Что нужно делать при пожаре," (разрезаны по абзацам и наложены один на другой по порядку),
  • выставка книг: Б. Житков "Пожар", "Дым", "Пожар в море"; Л.Н.Толстой "Пожар", "Пожарные собаки"; Е. Пермяк "Как огонь воду замуж взял"; Ю.Яковлев "Кто о чём поёт"; С. Маршак" Кошкин дом", Пожар, "Рассказ о неизвестном герое"; К. Чуковский "Путаница".

Ход занятия

1. Организационный момент (звучит сирена пожарной машины)

- Что вы сейчас слышали?

- Когда вы её слышите?

- Какие возникают у вас чувства при этом?

2. Проверка домашнего задания

-Что нужно делать , чтобы не слышать эту сирену, т.е. не вызвать пожар?

Но прежде чем ответить на этот вопрос, давайте составим кластеры к слову ПОЖАР. Какие ассоциации у вас вызвало это слово ?

Теперь дети при помощи кластеров отвечают на вопрос, поставленный ранее.

3. Работа над новым материалом.

Стратегия направленного чтения.

- Молодцы! Вы все очень хорошо знаете чего не надо делать, чтобы не вызвать пожар.

А сегодня на занятии мы с вами узнаем, что нужно делать, при пожаре, если пожар уже возник.

Возьмите текст: "Что нужно делать при пожаре" и прочитайте первый абзац. (Текст разрезан по абзацам, которые наложены один на другой. Дети, работая с одним абзацем, не должны видеть текст других абзацев)

- Какие у вас дети возникли вопросы (дети задают вопросы, а учитель записывает их на доске или бумаге, висящей у доски).

- Теперь прочитайте второй абзац. На какие вопросы мы получили ответы, а какие возникли новые вопросы? (дети отвечают на вопросы, на которые нашли ответы, учитель вычёркивает их и записывает новые, которые возникли при чтении нового абзаца). РАБОТА НАД ДРУГИМИ АБЗАЦАМИ ПРОХОДИТ АНАЛАГИЧНО.

1. Если пожар большой, то главная задача в данном случае - срочно выбраться из дома. Даже если огонь не слишком большой, но в квартире много дыма, нужно срочно эвакуироваться, поскольку дым на много опаснее для человека, чем пламя. Только надо быть готовым к тому, что даже знакомая квартира пли комната станет неузнаваемой от дыма. И в спешке можно заблудиться в собственном доме. Если в квартире много дыма, лучше пробираться к выходу пригнувшись и при этом, дыша через мокрую ткань.

2. Надо помнить, что в первую очередь люди гибнут от дыма. Они просто задыхаются. Несколько глотков дыма подряд - и человек уже не может правильно действовать и даже думать. Он отравлен воздушным газом. У дыма есть одна особенность - он устремляется вверх. Поэтому его внизу намного меньше. Но если вы не смогли выбраться из квартиры, то надо закрыть дверь в ту комнату, где горит забить все щели тряпками, занавесить дверь одеялом или пальто, и потом начинать действовать. При этом ни в коем случае нельзя открывать окна, двери.

3. Дело в том, что огню нужен приток свежего воздуха, чтобы гореть. Запертый в комнате огонь разгорается медленнее. А если и окна в комнате закрыты, то пламя иногда может и само но себе погаснуть. Но даже если этого не случиться закрытой дверью ты на время защитишь от дыма и себя, и остальные комнаты. Это значит больше времени для спасения. Если нужно спасти кого-то из огня, обвяжитесь верёвкой, конец которой вручите кому-нибудь стоящему на улице. Не забудьте завязать рот и нос мокрой тряпкой; накройтесь одеялом или пальто. Пригибайтесь ближе к полу.

4.Если вы потеряете сознание или заблудитесь, вас вытащат за верёвку. Если пожар небольшой, попробуйте прикрыть пламя сверху чем-нибудь (одеялом, ковриком, пальто) и затем заливайте водой. Не вытаскивайте из огня уже горящие предметы. Гасить огонь или засыпать песком начинайте с краёв, двигаясь к центру.

5. Дело в том, что пока вы тушите середину, по краям огонь захватывает всё больше и больше предметов, а вытащенные горящие вещи способствуют распространению пожара. Электроприборы, которые включены в розетку, нельзя тушить водой. Если вы почувствуете запах горелой резины, то немедленно выключите прибор из сети. А если он уже горит, то быстро накройте его чем-нибудь мокрым и плотным, чтобы пламя задохнулось, и ядовитые пары дыма не отравили вас.

6. Ни в коем случае нельзя поливать электрические приборы водой. Электричество доберётся до тебя по струе воды, соединяющей ведро и провод. Надо сначала выдернуть шнур. И всегда рассчитывай свои действия так, чтобы успеть выбежать. По если пожар у соседей, не следует выскакивать на лестницу.

7. Современные дома строят так, что огонь из другой квартиры не может прожечь ваш потолок и пол. Поэтому есть возможность переждать до приезда спасателей. И помните, когда возникла опасность, очень важно действовать быстро, без растерянности и точно. Пожарные учат: "Главное - не поддаваться панике".

4.Сообщение учителя.

Когда возникла опасность, очень важно действовать быстро, без растерянности и точно. Особенно при пожаре. К сожалению, обычно на пожарах даже взрослые действуют не всегда правильно. Чаще всего людям мешает страх и незнание простых вещей, о которых вы сегодня узнали. Это и вызывает страх. Вообще, учась безопасности, очень важно заранее подумать, как будешь действовать именно ты и именно на своём месте. Ведь ни одна книжка не может предусмотреть, как всё точно будет.

В самом деле, не всегда надо сразу бежать от огня. С ним можно и побороться, если умеешь это делать. Только учти, даже взрослые на пожаре очень переоценивают свои возможности. Они до последней минуты не звонят по телефону 01, а огонь всё разгорается. И очень скоро маленькая опасность превращается в огромную. Поэтому, если ты решил бороться с огнём, помни, что времени у тебя гораздо меньше, чем кажется. Действуй решительно и умело! Кроме того, что вы уже сегодня узнали, помочь человеку в борьбе с пожаром может огнетушитель. Очень жаль, что ещё не в каждой квартире есть такое средство защиты от огня. Но если у вас есть огнетушитель, обязательно попросите родителей научить вас им пользоваться. Конечно, пожар может случиться в чьём-то доме. Очень опасно паника при пожаре в людном здании. Не зная, что точно делать, люди просто мечутся и мешают друг другу. Издавна боялись, например, пожаров в театрах. Поэтому за кулисами и сейчас во время спектаклей обязательно дежурит пожарный. Для каждого здания, где бывает много людей / театр, гостиница, поликлиника, магазин, школа/,пожарные разрабатывают специальный план, на котором показано, как надо спасаться и в какие двери выбегать. Может быть, вы видели его на стене кинотеатра или поликлиники. Он называется "план эвакуации". Такой план есть и в нашей школе (учитель знакомит детей с этим планом).

Некоторые дети просто не понимают, как опасно играть с огнём. На пример зажигают спички в лифте. А ведь если загорится пластмасса, из которой сделаны стенки кабины, то сразу появится ядовитый дым, смертельно опасный для человека. Опасно в закрытом помещении устраивать новогодний фейерверк и запускать ракеты. Поэтому, заканчивая разговор о пожаре, ещё раз вспомним важнейшее правило для любой опасной ситуации: никогда не становитесь сами причиной опасной ситуации.

5. Подведение итога.

Стратегия критического мышления - пятистишье.

И в завершении нашего занятия давайте составим пятистишье о пожаре.

Схема:

1. название (существительное - 1 слово.)

2. описание (прилагательное - 2 слова)

3. действие (глагол - 3 слова)

4. чувство (4 слова любых)

5. вывод, подтверждение сущности того, что было сказано выше.

6. Свободное письмо.

Дети записывают слова, словосочетания, предложения, которые пришли на ум при вопросе и что нужно делать при пожаре.

7. Домашнее задание.

Дописать ассоциации, получив новую информацию о пожаре, составить связанный рассказ, выбрать спикера, который будет защищать рассказ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон "О пожарной безопасности": Сборник нормативных документов по организации и осуществлению государственного пожарного надзора. М.: Полиграфлес, 1995.

2. Пожарная безопасность в общеобразовательном учреждении (нормативные документы, инструкции)/Сост. О.В. Павлова. Волгоград: Учитель, 2006, 153 с.

3. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. М.: Инфра-М, 2004, 144 с.

4. Педагогам и родителям о пожарной безопасности: Учеб. пособие/Сост. Коллектив специалистов Федерального государственного учреждения "Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны" МЧС России. М.: ФГУ ВНИИПО, 2004.

5. Скрипник Л.Ю. Пожарная безопасность в школе: Метод. пособие. М.: Айрис-пресс, 2006, 64 с.

6. Шарова О.Е. Основы пожаробезопасного поведения: Учеб. пособие. СПб.: Петро-РИФ, 1997.