Классный час в 7-м классе "По ком звонит колокол"

Разделы: Классное руководство


Цели:

  • воспитывать лучшие гражданские качества: любовь к Родине, чувство сопричастности времени, отечественной истории;
  • воздействовать на положительные эмоции учащихся;
  • пробудить у них чувство сопереживания, гордости за свою Родину;
  • познакомить учащихся с живым искусством колокольных звонов.

Оборудование и материалы:

магнитофонная запись колокольных звонов, песня "Малиновый звон", песня "Вечерний звон" в оркестровом исполнении, презентация с использованием фотографии Колокольни Ивана Великого, звонниц Ачаирского монастыря, фотографий из альбома "Иллюстрированная история Москвы": сцена из оперы М. П. Мусорского "Борис Годунов", из альбома М.И.Глинка - сцена из оперы "Иван Сусанин", из альбома "Художественные сокровища Московского Кремля" - фотографии Царь-колокола, "Царь-пушка и Царь-колокол", М. И. Глинка опера "Иван Сусанин", гимн РФ, фотоальбом "Ачаирский христововоздвиженский женский монастырь.

Оформление доски:

  • тема кл. часа,
  • цели и выводы,
  • эпиграф,
  • названия самых известных колокольных звонов,
  • опорные слова,
  • иллюстративный материал,
  • демонстрационный экран.

Приемы и методы: беседа учителя с демонстрацией материала (презентация), литературно-художественным монтажом.

Ход классного часа

Презентация.

Звучит старинный вальс "Вечерний звон", на его фоне заранее подготовленные ученики читают стихотворение "Над Русью бьют колокола".

1 ученик:

Над Русью бьют колокола
Печально и торжественно.
Как будто белые крыла
Взошли в ночи божественной.
Как будто солнца светлый нимб
Из тьмы взошел над распрями.
Звенит, звенит небесный гимн
Над Родиной непраздною.

2 ученик:

Над Русью бьют колокола
Из дальнего и близкого,
Где горький пепел и зола
Восстали обелисками.
Кричат, кричат колокола
По тем, кто гордо выстоял,
Чей стон, чей крик из-за угла
Оборван подлым выстрелом.

3 ученик:

Над Русью бьют колокола
С отчаянной надеждою.
Как прежде в небе два крыла,
Но ветер не по-прежнему.
Он бьет в лицо, он валит с ног,
Трезвея от всесилья.
И дайте срок.
И дайте срок...
Бьет в колокол Россия!

I. Вступительное слово учителя.

Ребята, мы побывали с вами в православных соборах и церквях Омска, лютеранской кирхе, мусульманской мечети, были с вами в доме баптистов, посетили Ачаирский женский монастырь.

А сегодня нам предстоит открыть еще одну страницу в истории отечественной культуры. Постараемся прочитать, подумать, окунуться в таинство удивительных звуков, которые заставят каждого из нас соприкоснуться с одной из многовековых традиций, связывающей духовной нитью нынешнее поколение с предыдущими.

(звучит музыка)

"Вечерний звон, вечерний звон, как много дум наводит он..."

Кто из вас не знает этой проникновенной мелодии, кто не замирал, поддаваясь ее очарованию?

Русские колокола - это, можно сказать, материализованные знамена духовного развития России. Пытливому слушателю они открывают возможность общения с прошлым нашего Отечества. Исследователи называют их "звонкими иконами".

Колокола - это одно из таинств бытия, недаром наши предки одушевляли колокола, берегли их как национальную святыню.

Известный исследователь прошлого С.Смоленский писал: "Наши русские колокола считаются самыми большими, самыми звучными в мире. У нас множество колоколов - у нас и простор для такой музыки".

Мы совершим небольшое историко-художественное путешествие в прошлое, перелистаем страницы, рассказывающие об искусстве колокольных звонов.

II. Историко-художественное путешествие.

Учащиеся рассказывают о колокольных звонах по материалам, подготовленным по заданию учителя к этому уроку.

4 ученик:

Колокольные звоны были известны на Руси еще с Х века, со времени принятия христианства. После крещения Руси колокола храмов и соборов созывали народ не только на церковную службу, колокола помогали путнику в непогоду найти дорогу к жилищу, гудели тревожным набатом в дни восстаний. Многие века они сопутствовали жизни народа, оповещали о беде, созывали его на битву, приветствовали победное возвращение полков с поля битвы, сопровождали празднества.

5 ученик:

Не повезло колокольным звонам в XX в. Рушились храмы - творения рук человеческих, в огне костров горела древнерусская живопись, книги, низвергались устремленные ввысь колокольни, а вместе с ними гибли колокола. И не только войны были тому причиной. Страшнее оказалось людское невежество, ханжество, воинствующая злоба на всех и вся.

6 ученик:

Но прошло время, и мы все начинаем понимать, что, лишившись корней, дерево не выживет. А колокольные звоны и есть один из могучих корней нашей отечественной музыкальной культуры. Это такой же важный и художественно своеобразный вид национального культурного наследия, как и певческое искусство, иконопись, зодчество, народные ремесла. А по своей художественной сути они являются инструментальной разновидностью русского музыкального искусства, народного творчества.

Учитель: Как же появились колокола на Руси? Что такое колокольное искусство? Чтобы разобраться в этом, надо вспомнить наше прошлое, нашу историю, понять те жизненные истоки, которые взрастили и питали на протяжении веков колокольное искусство.

7 ученик:

Христианская церковь не изобрела колоколов, они пришли к нам с Запада первоначально как сигнал, знак оповещения. Русь приняла этот атрибут быта. Для наших просторов он оказался как нельзя кстати. Но сигнальные звоны - это еще не искусство, а лишь предтеча его. К тому же распространение колоколов в первые десятилетия принятия христианства на Руси не носило массового характера. Они были еще редки и невелики по размерам, к тому же, как сообщают летописи, часто гибли от пожаров и междоусобных войн и сражений с татаро-монгольскими захватчиками.

8 ученик:

Колокольные звоны на Руси особенно интенсивно стали развиваться, начиная с XVI в., да так, что вскоре Русь по размаху колокольно-литейного дела, величине колоколов, их силе звучания превзошла все остальные европейские страны. Летописи, излагавшие события того времени, пестрят упоминаниями о колоколах.

9 ученик:

Стремление к силе, мощи в единстве - вот самое важное и действенное общественное движение на Руси. Этой сфере духовных запросов русских людей ответили колокольные звоны. Мощные звуки колокола сзывали народ на вече, где господствовала общность людей, вырабатывалось для всех единое мнение. Несчастье на Руси - "вопит" во всю мощь набат, а в обыденной жизни звучали будничные колокола, собирая народ для выполнения христианского ритуала. В различных обстоятельствах действительности, в гражданской и церковной жизни колокола - это глашатаи важного для всех события, призыв к общности людей, призыв к единению.

Учитель: Колокольные звоны для русских людей - это неумолимый счет времени, регламентация течения времени, жизни, это голос предков, некое таинство, которое не каждому дано постигнуть. Наконец, это искусство, позволяющее выразить свое вдохновение, показать свой талант. Русским звонарям не было равных. Именно они - народные музыканты - изобрели необычный способ извлечения звука: не колокол качался и бил о неподвижный язык, как в странах Западной Европы, а звонарь управлял языками неподвижно висящих колоколов, извлекая самые затейливые ритмы. Такой способ послужил ярким стимулом к художественной трактовке колокольных звонов. Единство народной песни и колокольных звонов прослеживается в самых разных аспектах. Ведь для русских звонарей народная песня - это музыкальная форма, эталон, духовное начало каждого человека. Это образец для подражания.

Различное содержание музыки колокольных звонов, в связи с определенными назначениями, явилось основой для формирования ее жанровых разновидностей

  • Благовест
  • перезвон
  • праздничный
  • проводной (погребальный)
  • звоны будничные
  • свадебные

вот основной перечень жанров, который дополняется различными видами звонов региональных традиций и местных "школ".

Об этом нам расскажет Отец Олег Свято-Успенского храма, расположенного в районном поселке Таврическое (слово Отцу Олегу)

III. Характеристика звонов (на экране).

Использует магнитофонную запись колокольных звонов и характеризует каждый из них, объясняя особенности и отличия.

Благовест - одиночные, равнодлительные и спокойные удары в один колокол. Звучит, как правило, в качестве вступления к последующему звону.

Перезвон праздничный - это удары во все колокола поочередно по несколько раз, завершившиеся мощным заключительным аккордом "во все".

Проводной (погребальный) - его трагическое мелодическое звучание символизирует связь земли и неба - одиночные удары во все колокола поочередно от низких к высоким и, наоборот, от высоких к низким, после чего следует остро диссонирующий удар во все колокола одновременно, звучащий, словно надрывный вопль поющих голосов.

Будничный - прост по своей структуре. Звучит с использованием нескольких малых колоколов. Будто узорами вьются колокола в будничном звоне.

Праздничный - особенно любим в народе. Он - отражение политического склада русских людей, их умения радоваться жизни, веселиться, создавая жизнеутверждающую атмосферу праздника. Праздничные звоны очень разнообразны по своему музыкальному содержанию. Они отличаются эпической торжественностью звучания великих колоколов, которые создают музыкальный образ необычной мощи, силы. Такая музыкальная образность воссоздает в музыке колокольного звона стихию народного торжества и ликования.

Музыка колокольных звонов явилась ярким своеобразным искусством, способным отразить устремление народа, передать различные эмоционально-психологические состояния человека, стала в итоге важным национальным достижением русской музыкальной культуры.

Звучат колокольные звоны.

10 ученик читает стихотворение Степана Щипачева "Звонят колокола".

Звонят в России колокола.

Но это -
не богу хвала,
а предкам нашим,
загинувшим где-то.
Умельцы,
бедами тертые,
для каменных белых церквей
лили колокола
и к металлам твердым
прибавляли частицу души своей.
И колокола - грозны и певучи -
то бьют набатом,
то благовест льют.
Звонят в России колокола,
но это не богу - искусству хвала.

Звучит песня А.Морозова "Малиновый звон".

Учитель: С давних пор на Руси известно выражение "малиновый звон". Сразу возникает ассоциация с чем-то особенно приятным, сладким, вкусным. На самом деле, название "малиновый звон" произошло вовсе не от ягоды малины. Есть в Бельгии город Мехелен (Малин), стоит он на реке Диль. Там есть собор Синт-Ромбаутскерк, построенный в ХШ-ХУ! вв. Он известен своим красивым колокольным звоном - отсюда название.

К сожалению, не все колокольни могут выполнять в настоящее время свое прямое назначение, но радует то, что многие сохраняются в своем первозданном виде как памятники архитектурного зодчества, и мы можем многое рассказать об их удивительной истории. Одна из них - Колокольня Ивана Великого на территории Московского Кремля.

Просмотр слайда и рассказ ученика об истории появления Колокольни Ивана Великого.

11 ученик: Колокольня Ивана Великого и звонница

Учитель: А давайте вспомним последнюю поездку в Ачаирский монастырь. Есть ли там колокольня?

Ответы учеников: (56 метров, Константин и Елена - первый уровень, Кирилл и Мефодий - второй уровень)

Хочу вам напомнить ребята, что рядом с Колокольней Ивана Великого находятся два шедевра русского литейного искусства: Царь-пушка и Царь-колокол. Посмотрим слайды и вспомним историю их появления.

В нашей истории есть немало фактов, когда чужеземные завоеватели, а бывало, и деспоты-правители, стремившиеся унизить русского человека, до конца сломить его дух, не только жестоко расправлялись с побежденными, но издевались и над колоколами: брали в плен, публично секли их плетьми, казнили - рвали языки, сбрасывали с колоколен, разбивали о землю. Откроем еще одну страницу русской истории и культуры.

Рассказ ученика об убийстве царевича Дмитрия.

Учитель: Мы уже отметили выше, что музыка колокольных звонов явилась национальным достижением русской музыкальной культуры. Не случайно многие русские композиторы использовали колокольные звоны в своих музыкальных произведениях. Какую сложную гамму чувств рождают колокольные звоны в операх Н. С. Римского-Корсакова "Псковитянка",

Н. Бородина "Князь Игорь". Послушаем отрывки из оперы М. П. Мусорского "Борис Годунов" и финал оперы М. И. Глинки "Иван Сусанин".

Звучат музыкальные фрагменты с использованием колокольных звонов.

Учитель: Ребята, а где мы можем услышать сегодня колокольный звон? (дети вспоминают поездку " Золотые купола Омска", поездку в Ачаирский монастырь, церковь в р.п. Таврическое и др. Пытаются определить жанры колокольного звона)

Далее учитель включает гимн Российской Федерации.

Учитель: Что мы прослушали с вами? А как вы думаете, почему в гимне РФ использованы колокольные звоны?

(дети отвечают)

Учитель: Итак, какую же роль в нашей истории играют колокольные звоны и колокольное искусство?

Дети высказывают свои точки зрения.

Учитель: Ответим просто: это человеческое искусство. Колокольные звоны - это голос Родины, народа, подлинное духовное творчество. И забыть их, выбросить из памяти людской - кощунство над памятью предков, над нашей отечественной культурой. Отдадим же должное тем, кто в трудные годы лихолетья сберег духовные ценности, наши национальные святыни, отдадим должное и удивимся той нравственной силе и красоте, которые живут в нашем человеке. Когда звонит колокол, люди плачут, а слезы, говорят, очищают нашу душу. Так пусть ваша душа будет чистой, способной понимать прекрасное!