Программа воспитания МОУ СОШ № 1 им. Н.К. Крупской

Разделы: Администрирование школы


I. Информационная справка

Если исходить из того, что каждая школа как педагогическое явление уникальна, то школа №1 уникальна своей историей. С 1847 года – это женская прогимназия, которая за 160-летний период прошла несколько этапов своего становления. Из стен школы вышли 4 Героя Советского Союза, академик, писатели, заслуженные и почетные труженики различных отраслей хозяйства, народный учитель СССР.

В настоящее время в школе обучается 456 человек в 22 классах. Из них : 11 классов общеобразовательных, 3 общеобразовательных класса для детей с ЗПР, 8 классов с использованием педагогических технологий развивающего обучения, 10,11 – профильные педагогические классы. Управление воспитательным процессом осуществляет заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по правовому воспитанию, участвуют 21 классный руководитель, старшая вожатая, логопед, психолог, 13 руководителей детских объединений.

Школа расположена в сложном микрорайоне. Анализ социокультурного состояния микрорайона выявил следующее:

- наличие крупного промышленного предприятия ОАО “ВГОК”, структурное подразделение которого шахта “Магнетитовая” шефствует над школой с 2004 года;

- наличие полублагоустроенного ветхого жилья;

- наличие учреждений культуры, досуга, детской библиотеки им. А.Гайдара, квартальный клуб “Спутник”, кинотеатра “Урал”, социального приюта “Улыбка”.

Социальный состав родителей: рабочие -55%, служащие - 23%, предприниматели – 8%, пенсионеры – 13%, безработные – 1%

II. Анализ состояния воспитания за 2007-2008 учебный год

Современное воспитание – не привитие определенной модели, а организация педагогических условий для формирования и осознания ребенком собственного личностного опыта, приобретаемого на основе межличностных отношений и обусловленных ими ситуаций, проявляющегося в форме переживаний, смыслотворчесва, саморазвития.

В 2007-2008 учебном году целью воспитательной работы школы являлось создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе на основе индивидуального подхода, организации КТД в рамках воспитательной системы школы.

Задачи:

- расширить систему психолого-педагогической поддержки учащихся, предполагающей определение путей к самоутверждению, саморазвитию и самореализации воспитанников;

- развивать систему ученического самоуправления в классах и в школе, формируя социальную активность подрастающего поколения, способствуя развитию лидерских качеств.

При планировании работы учитывались задачи, традиции школы, особенности педагогического коллектива, интересы и потребности учащихся и родителей.

Основными направлениями работы были: гражданско-патриотическое, художественно- эстетическое, спортивное, экологическое

Работа была организована через КТД, после проведения которых подводился рейтинг участия классов: “Юные экологи”, “Праздник осени”, “Юные литераторы”. В этом учебном году это КТД было посвящено А.С.Пушкину. Прошел замечательный вечер Пушкинского романса, подготовленный учителем русского языка, “Праздник мам”, месячник по защите участников образовательного процесса от ЧС, в котором приняли участие все классы, новогодняя кампания, конкурс патриотической песни, проводится уже второй раз и участников стало больше, акция “Дети - детям” (Рисунок №1)

Анализ участия классов в КТД показал, что по сравнению с прошлым учебным годом возросло количество участников в общешкольных делах. Это говорит о заинтересованности не только учащихся, но и самих классных руководителей, которые смогли организовать свою воспитательную деятельность в рамках работы школы, привлечь к сотрудничеству специалистов дополнительно образования, родителей. Такая система организации воспитательной работы постепенно приведет к созданию единого школьного коллектива.

В этом учебном году игра “Я – Тагильчанин” стала основным КТД для начальной школы. Она позволила создать дух увлеченности, заинтересованности не только в результате, но и в самой организации игры, её содержании. Учащиеся начальных классов в ходе игры знакомились с тагильскими умельцами, изобретателями; узнали о народах, живущих на Урале.

Для многих классных руководителей эта игра позволила грамотно выстроить воспитательные задачи (нравственные, трудовые, учебные, гражданско-патриотические и др.). Для них не стало проблемой составления плана воспитательной работы на год.

Активное участие классов позволило занять школе 1 место в районе на втором этапе игры. В этом учебном году среди 1-4 классов проводился конкурс “Самый классный класс”, положение о котором было роздано в начале учебного года всем классам на Совете малышей. Победителям был вручен переходящий приз. Еще одна хорошая традиция родилась в нашей школе.

В среднем звене таким КТД на весь учебный год могла бы стать игра “Мы живем на Урале”. Классы подготовили альбом по результатам очного и заочного путешествий, участвовали в районном конкурсе агитбригад, в конкурсе эрудитов, защите творческих проектов. Воспитание гражданственности, которому уделяется большое внимание в стране, в старших классах происходит и через участие в органах ученического самоуправления. Совет старшеклассников “Дружба” в этом учебном году стал инициатором и организатором по проведению многих интересных дел: ни одно КТД не прошло без их участия. Информационный стенд был признан одним из лучших в городе. Учащиеся были награждены грамотой за участие в акции “Живи доброта”.

Помимо совета старшеклассников продолжили свою работу детские объединения:

- отряд ЮДП “Сюрприз”, школьный пресс-центр “Школьный экспресс”, юнармейский отряд учащихся 7 классов, разновозрастное детское объединение ЮИД “Светофорик”, отряд “Юные спасатели, кружок “Авиасудомоделирование”, вокальная студия “Звонкие голоса”, “Лаборатория экологического мониторинга окружающей среды” (Рисунок №2).

Учащимися этих объединений были достигнуты значительные успехи на уровне района, города и области благодаря созданным в школе условиям:

- кадровым (в школе работает старшая вожатая, библиотекарь, руководитель школьного музея, руководители детских объединений);

- материально-технических (компьютерный класс, два спортивных зала, библиотека, кабинет музыки, актовый зал, школьный музей);

- информационно-методическим (школьные методические объединения учителей-предметников, классных руководителей по ступеням образования).

В различных учреждениях дополнительного образования реализуют свои интересы 87% учащихся, из них: в спортивных секциях– 28%, в кружках учреждений культуры и дополнительного образования- 47%

Наряду с достигнутым определенным результатом сохраняется проблема незаинтересованности ряда учителей в активной творческой деятельности совместно с учащимися, невключенность некоторых классов в КТД школы.

Отсюда возникают противоречия между желанием учащихся активно участвовать в общественных делах и непониманием ряда педагогов значимости и роли КТД в успешной адаптации и социализации воспитанников.

Возникает проблема создания условий для успешной адаптации учащихся в образовательном пространстве.

III. Концепция воспитательной системы школы

В настоящее время обостряется противоречие между ценностями школы как воспитательной системы и ценностями окружающего реального социума. Возникает проблема адаптации выпускника школы, носителя ее ценностей в социуме, где господствуют иные ценности, иногда прямо противоположные школьным.

Педагогами школы разработана концепция воспитания, основными положениями которой являются:

1). Цель воспитания в современных условиях – целенаправленное влияние на развитие потребности и способности личности к саморазвитию, самореализации;

2) воспитание есть педагогическое управление процессом развития личности, когда на первый план выдвигаются диалогические методы общения. Совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность;

3) воспитание – это одна из составляющих , в которых развивается личность:

- социализация – воспитание – саморазвитие.

Воспитательная система школы имеет сложную структуру. Её компоненты: цели, выраженные в исходной концепции, деятельность, обеспечивающая её реализацию, субъекты деятельности, отношения, складывающиеся в ходе деятельности, среда системы, освоенная субъектами, управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

Воспитательная система школы строится на принципах:

  • демократизма, предполагающий учет интересов всех участников воспитания, поощрение и поддержку самодеятельности и самоуправления, признание всех участников образовательного процесса равноправными партнерами;

  • культуросообразности, предполагающий, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры;

  • ситуации творчества, которые создаются для проявления индивидуальных и групповых способностей учащихся;

  • единства обучения и воспитания, предполагающий, что эффективность воспитания обусловлена признанием личности, как целостности;

  • системности, обеспечивающей интеграцию усилий ученического и педагогического коллективов для самореализации и самоутверждения личности школьника;

  • ориентации на личность, как базовую ценность, включающую в себя

  • совокупность взаимосвязанных социальных установок на отношение к ученику, к самому себе и к организационно-педагогическому взаимодействию;

  • преемственности.

Целью воспитательной работы школы является создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их социализации и самореализации на основе индивидуального подхода, организации КТД во внеурочной деятельности в рамках воспитательной системы школы, осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования города.

Задачи:

  • расширение образовательного пространства школы для удовлетворения творческих способностей учащихся;

  • формирование гражданских качеств личности;

  • укрепление взаимосвязей с УДО.

При планировании воспитательной работы мы опираемся на поставленные цели и задачи, традиции школы, особенности педколлектива, интересы и потребности учащихся и родителей.

Традиции школы являются средством воспитания, основой жизненного уклада и педагогической атмосферы, благодаря чему формируются общие интересы и отличают нашу школу от других.

Основные традиции:

  • интеграция урочной и внеурочной деятельности (проведение интеллектуальных марафонов, предметных недель, участие в НПК старшеклассников города, во Всероссийском фестивале творчества учащихся “Портфолио”);

  • социально-педагогическая открытость (сотрудничество школы с педколледжем №”2, Томским университетом);

  • приоритеты экспериментальной инновационной деятельности (научно-практические конференции, семинары различного уровня, стажировка преподавателей на кафедрах “Педагогика” и “Психология” при НТФ ИРРРО, работа в режиме федеральной экспериментальной площадки);

  • система КТД в течение года (“Юные экологи”, “Юные литераторы”, “Знатоки права”, “Новый год”, “Служу Отечеству”, “День Победы”, “За честь школы”, “Путешествие в компьютерный мир”);

  • информатизация внутреннего пространства (выпуск “Школьного экспресса”, создание сайта в Интернете);

  • партнерство школы и УДО в образовательно-воспитательном пространстве (создание специализированных танцевальных, фольклорных классов на базе д.к. “Юбилейный”, ДЦ “Мир”, классов эстетического воспитания на базе школы искусств, шахматная школа);

Субъектами воспитательной системы являются все участники образовательного процесса: учащиеся, учителя, родители. При формировании воспитательной системы необходимо отчетливо представлять уровень развития коллектива учебного заведения. При этом важно определить роль и место каждой группы и каждого члена школьной общности. Особую роль играют классные коллективы, включенность которых в воспитательную систему школы благоприятно сказывается на установлении и развитии внешних связей класса, на освоении внутренней и внешней среды школы. От педагогического коллектива требуется высокий профессионализм, что связано с предвидением результатов воспитания, сопряжено с теоретико-методической и технологической подготовкой, с постоянным самосовершенствованием.

Структурным подразделением внутришкольной системы управления воспитательным процессом, координирующим научно-методическую и организационную работу классных руководителей, является школьное методическое объединение.

Для изучения эффективности воспитательной системы педагогами разработана система мониторинга (Приложение № 1).

IV. Условия реализации программы

Нормативно-правовые:

  • Всеобщая декларация прав человека”

  • Конвенция о правах ребенка;

  • Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан России на 2006-2010 годы”

  • Устав школы;

- Должностные инструкции заместителей директора по ВР и ПВ, классных руководителей;

Научно-методические

  • организация работы МО классных руководителей

  • участие в семинарах, педагогических советах, научно-практических конференциях по проблеме воспитания, программы работы школы

Материально-технические:

  • 2 спортивных зала

  • кабинеты: музыки, информатики, обслуживающего и технического труда, детских объединений

  • библиотека

  • актовый зал

Кадровые:

  • заместители директора по воспитательной работе, правовому воспитанию, школьный психолог, старшая вожатая, руководитель школьного музея, классные руководители, руководители детских объединений, библиотекарь

Информационные

  • отработка информационных потоков

  • создание банка методических разработок по проблеме воспитания

  • освещение работы школы в СМИ, создание сайта “ВС школы”, “Школьный музей “История образования в г.Нижний Тагил”

Экспертные

- утверждение программы воспитания на МО классных руководителей

V. Перспективный план

Этап

Сроки

Содержание деятельности

Планируемый результат

Проетктно-диагностический

2007-2008 год

- анализ воспитательной работы за год

- выделение проблем воспитания в школе

- анализ удовлетворенности учащихся, родителей состоянием учебно-воспитательного процесса в школе

Создание банка данных о состоянии воспитательной работы в классах, школе

Практический

2008-2010 год

- организация и проведение игр “Я-тагильчанин”, “Мы живем на Урале”

- организация и проведение КТД

- участие в районных и городских мероприятиях

- организация работы ДОО

- укрепление старых традиций

- формирование новых традиций

- формирование новых детских объединений

- формирование общешкольного коллектива

- организация ученического самоуправления в школе

Обобщающий, коррекционный

2010 год

- подведение итогов

- выявление противоречий, проблем ВС

- формирование новых задач

- корректировка воспитательной системы школы

 Приложение № 1

Критерии

Показатели

Методики

Сформированность нравственного потенциала учащихся

  1. Уровень воспитанности
  2. Уровень социальной адаптации выпускников
  3. Ценностные ориентации выпускников
  4. Готовность выпускника к продолжению образования
1.изучение уровня воспитанности по Шиловой

2. методика изучения социализированности М.И.Рожкова

3.тест “Размышляем о жизненном опыте” Н.Е.Щурковой

4.опросник В.Б.Успенского

Сформированность школьного коллектива

  1. Уровень сформированности классного коллектива
  2. Удовлетворенность жизнедеятельностью классного и школьного коллектива
  3. Взаимоотношения в классе, школьном коллективе
1.методика “Социально-психологическая самоаттестация коллектива” Р.С.Немова.

2.анкета для учащихся Л.В.Байбородовой

3. методика “Наши отношения” по Фридману Л.М.

Сформированность профессионального потенциала классных руководителей

  1. Самоанализ работы
  2. Собеседование по итогам года
  3. Взаимоотношения с классным коллективом
  4. Участие класса в общешкольных делах
3.Методика для изучения степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия, “выбор педагога в разных жизненных ситуациях” по Л.В.Байбородовой

 Проведение традиционных КТД в школе

“День матери”

“День знаний”

“Веселые старты 1,11 классы”

 

“Новогодний переполох в Простоквашине”

 Рисунок №2

Детские объединения школы

Отряд ЮИД “Светофорик”

Юнармейский отряд

Отряд “Юные спасатели”

Фольклорный ансамбль “Хорошки” (2-й класс)

Отряд ЮДП “Сюрприз”

Фольклорный ансамбль “Хорошки” (6-й класс)