Урок "Лексика. Орфоэпия"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • познакомить учащихся со структурой теста ЕГЭ;
  • настроить учащихся на серьёзную работу по подготовке к экзамену;
  • повторить сложные вопросы различных разделов языкознания, в частности, орфоэпии и фонетики; проверить практические умения школьников.

Предварительная подготовка: учащимся раздаются образцы заданий ЕГЭ, чтобы они смогли оценить уровень предстоящего экзамена и познакомиться со структурой теста. На дополнительных занятиях по русскому языку проводятся тренировочные упражнения в заполнении бланков ответов.

Оборудование: ксерокопии демонстрационных вариантов тестов ЕГЭ (без ответов); карточки с заданиями; таблицы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Основная часть.

1. Вступительное слово учителя.

Задания Единого Государственного экзамена по русскому языку отличаются от стандартных тестов, которые включали задания в основном по орфографии, пунктуации и культуре речи. Сложность ЕГЭ в том, что он охватывает весь курс русского языка средней школы, включает 39 заданий разных типов. Кроме проверки орфографической и пунктуационной грамотности, проверяются владение нормами литературного языка, теоретические знания и умение применить их на практике, умение анализировать текст, создавать собственный текст.

ЕГЭ включает вопросы, требующие ответов трёх типов.

К первому, под литерой “А”, относятся готовые, сформулированные ответы (4 варианта к каждому вопросу), из которых надо выбрать один правильный и отметить крестиком в соответствующей клеточке бланка.

Второй тип, под литерой “В”, требует написания во второй части бланка кратких ответов в виде слова, словосочетания, небольшого ряда слов или в виде цифры. Вся вторая часть теста, а также последние задания первой части связаны с заданным текстом, обычно публицистического содержания.

Третий тип, под литерой “С”, - это сочинение-рассуждение. Оно должно опираться на заданный текст и представлять собой рецензию, отзыв или эссе. Требования к объёму сочинения: не менее 150 слов, включая служебные слова (союзы, предлоги, частицы), что равняется примерно объёму среднего диктанта, сопоставимого с текстом, от которого вы отталкиваетесь. Это задание выполняется на отдельном бланке. Здесь выпускнику предоставляется свобода выбора. Если вы не претендуете на оценки “5” или “4” и не собираетесь поступать в вуз, задание “С” можно не выполнять. Однако надо учитывать, что первые две части теста могут быть сделаны с ошибками, поэтому написание части “С” даёт шанс исправить положение и набрать недостающие для положительной оценки баллы.

На выполнение всей работы отводится 3 астрономических часа, т.е. 180 минут. После этого срока работы комиссией не принимаются.

Необходимо оставить достаточно времени, чтобы перенести ответы с черновика на бланки тестов. Лучше это делать последовательно: решить первую часть тестов – перенести на бланк, затем вторую, а в оставшееся время написать сочинение и успеть аккуратно переписать его. Черновики не рассматриваются, поэтому очень важно правильно и точно заполнить все бланки ответов.

Сегодня на уроке мы обратимся к заданиям, которые входят в первую часть теста, а именно к заданиям по фонетике и орфоэпии. Взаимосвязь этих разделов очевидна. Фонетика является тем фундаментом, на котором возводится здание орфоэпии. Фонетика даёт возможность познакомиться с составом фонем, различающихся в каждом данном положении, с чередованиями звуков, то есть со все тем что водит в понятие “звуковая система языка”.

Ученик. Р.И. Аванесов указывал: “Действительно, без знакомства с фонетической системой языка невозможно его теоретическое и практическое изучение”. (Запись предложения в тетрадь)

2. Разбор нескольких заданий по орфоэпии и фонетике.

А) Поставьте ударения в словах.

Звонят, договор, медикаменты, индустрия, камбала, феномен, заржаветь, тошнота, заиндеветь, искристый, балованный, газированный, газопровод, вероисповедание, втридорога, гофрированный, дремота, запломбировать, квартал, лубочный, наотмашь, олигархия, сироты, статуя, факсимиле, колосс, оптовый, творог, петля, давящий.

Учитель. Обратите внимание, как с изменением ударения может совершенно измениться смысл слова. (Работа с таблицей)

Ледник – погреб со льдом для хранения скоропортящихся продуктов. Ледник – масса движущегося льда, глетчер.
Накладной – 1. Прикрепляемый сверху. 2. Искусственный, фальшивый. Накладный – убыточный, невыгодный.
Переводной – 1. Служащий для перевода в старшие классы. 2. Предназначенный для переведения изображения на другой материал. Переводный – переведённый на другой язык.
Призывной – связанный с призывом на военную службу. Призывный – звучащий как призыв, включающий в себе призыв.
Отзыв – устная или письменная оценка чего-либо. Отзыв – распоряжение покинуть какой-либо пост.
Складной – такой, который можно складывать. Складный – 1. Связный, гладкий (о речи, письме). 2. Стройный, слаженный (о пении).
Связной – посыльный для поддержания связи между воинскими частями. Связный – последовательный, логически стройный.

- Составьте с этими словами свои примеры – словосочетания (или предложения).

Поместить в ледник; приближение ледника; накладные карманы; накладные волосы; накладная плата; переводные экзамены; переводные картинки; переводный роман; призывной возраст; призывный колокол; отзыв о рукописи; отзыв представителя; складной стул; складный рассказ; складный хор; прибытие связного; связный рассказ.

Учитель. Современные орфоэпические нормы регулируют произношение звуков, их сочетаний, грамматических форм, имён и отчеств и т.п., а также правила постановки ударения в различных частях речи. (Работа с таблицей).

ГОВОРИТЕ ПРАВИЛЬНО

Заведующий не заведывающий
ивовый не ивовый
минусовый не минусовый
белёный не беленный
блёклый не блеклый
будущий не будующий
високосный не высокосный
хотим хочем
зажжёшь зажгёшь
поезжай езжай

Б) Укажите, в каком слове произносится звук [з]?

1) сдача; 2) позже; 3) мороз; 4) резкий.

Учитель. В заданиях по фонетике важно помнить о несовпадении букв и звуков во многих случаях. Буквы – это графическое изображение звуков, так же как цифры – графическое изображение чисел. В зависимости от позиции в слове одна и та же буква может обозначать разные звуки. Главное при выполнении этого задания – забыть о правописании и слушать, как звучит слово.

Ученик. В ряду слов сдача, позже, мороз, резкий звук [з] произносится только в первом случае, он обозначен буквой с, то есть правильный ответ – 1. Происходит озвончение согласного глухого звука [с] перед звонким согласным [д]: по законам фонетики русского языка последующий звук влияет на предыдущий. В слове позже звук [з] уподобляется следующему за ним звуку [ж]. В двух последних словах [з] находится в слабой позиции и оглушается: в слове мороз – [з] на конце слова, в слове резкий – перед глухим согласным [к].

В) укажите, в каком слове произносится гласный [а]?

1) впечатление; 2) приятель; 3) выяснить; 4) обычай.

Ученик. В ряду слов впечатление, приятель, выяснить, обычай гласный [а] произносится только во втором слове, он обозначен буквой я.

Гласные звуки зависят от позиции в слове, главным образом от ударения. Звук [и], например, может быть обозначен буквами и (лист), е (беда), а (часы), я (лягушка). В свою очередь буква и может обозначать звуки [и] (вилка) и [ы] (цирк). Полный гласный звук возможен только в сильной позиции – под ударением.

В нашем случае все остальные слова ряда на месте букв а и я имеют звук, близкий к [и].

Учитель. Запомните, что важно слышать слово, чтобы правильно различать звуки, из которых оно состоит. Обратим внимание на омофоны, в которых количество букв и звуков значительно различается.

Ученик. Омофоны – это слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению.

- Запишите пары омофонов. За условленное время составьте с ними небольшие предложения.

Пруд – прут; туш – тушь; лез – лес; изморозь – изморось; вперемежку – вперемешку; старожил – сторожил; посветить – посвятить; компания – кампания; литься – лица; разрядить – разредить; полоскать – поласкать.

Учитель. Омофоны нередко используются в загадках, скороговорках, для создания яркого образа, разного рода шуток, каламбуров. (Учащиеся приводят примеры).

1-й ученик. Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису.

2-й ученик.

В полуденный зной на Сене
Я искал напрасно сени,
Вспомнив Волгу, где на сене
Летом слушал песню Сени:
- Ах вы сени, мои сени. (Д.Минаев)

3-й ученик.

Веснушкам нету сноса,
Не исчезают с носа.
Я, не жалея мыла, -
Нос терпеливо мыла,-
Зависело б от мыла,
Веснушки я б отмыла. (Я.Козловский)

Г) В каком ряду фамилии расположены строго в алфавитном порядке?

1) Уфимцева, Ухов, Чижов, Шариков, Шапошникова;

2) Чижов, Уфимцева, Ухов, Шариков, Шапошникова;

3) Ухов, Уфимцева, Шапошникова, Шариков, Чихов;

4) Уфимцева, Ухов, Чихов, Шапошникова, Шариков.

Учитель. Несмотря на внешнюю лёгкость задания, оно требует внимания и сосредоточенности. Задания подобного рода предлагают найти алфавитный порядок различных групп слов: фамилий, названий городов, стран, животных, предметов и т.д. Важно помнить, что при совпадении первых букв учитывают алфавитный порядок следующих. Кроме того, если слово отличается от другого на последнюю букву, впереди ставится более короткое слово: Зорин, Зорина; ворон, ворона; кон, конь; туш, тушь. Обратим внимание на последнюю пару слов.

- Что между ними общего? (Звучание)

- Как называются слова, одинаковые по звучанию? (Омофоны)

- От чего зависит их правописание? (От семантики, т.е. от смысла, который выявляется в контексте: Оркестр играл туш. Китайцы с давних времён применяли для письма чёрную тушь)

Ученик. Правильный ответ под цифрой 4.

Литература

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. для учащихся/ Под ред. Л.П.Крысина; Худож. О.С.Василькова.- М.: Просвещение, 1995.
  2. Золотарёва И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11-й класс: Традиционная система планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ВАКО, 2005.
  3. Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5-9 кл.: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989.
  4. Рахимкулова Г.Ф., Черкасова М.Н., Черкасова Л.Н. Пособие для подготовки к ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ И ЦЕНТРАЛИЗОВАННОМУ ТЕСТИРОВАНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: лексика, грамматика, стилистика, культура речи. 8-е изд. – Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2004.