Цели:
- познакомить учащихся со структурой теста ЕГЭ;
- настроить учащихся на серьёзную работу по подготовке к экзамену;
- повторить сложные вопросы различных разделов языкознания, в частности, орфоэпии и фонетики; проверить практические умения школьников.
Предварительная подготовка: учащимся раздаются образцы заданий ЕГЭ, чтобы они смогли оценить уровень предстоящего экзамена и познакомиться со структурой теста. На дополнительных занятиях по русскому языку проводятся тренировочные упражнения в заполнении бланков ответов.
Оборудование: ксерокопии демонстрационных вариантов тестов ЕГЭ (без ответов); карточки с заданиями; таблицы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Основная часть.
1. Вступительное слово учителя.
Задания Единого Государственного экзамена по русскому языку отличаются от стандартных тестов, которые включали задания в основном по орфографии, пунктуации и культуре речи. Сложность ЕГЭ в том, что он охватывает весь курс русского языка средней школы, включает 39 заданий разных типов. Кроме проверки орфографической и пунктуационной грамотности, проверяются владение нормами литературного языка, теоретические знания и умение применить их на практике, умение анализировать текст, создавать собственный текст.
ЕГЭ включает вопросы, требующие ответов трёх типов.
К первому, под литерой “А”, относятся готовые, сформулированные ответы (4 варианта к каждому вопросу), из которых надо выбрать один правильный и отметить крестиком в соответствующей клеточке бланка.
Второй тип, под литерой “В”, требует написания во второй части бланка кратких ответов в виде слова, словосочетания, небольшого ряда слов или в виде цифры. Вся вторая часть теста, а также последние задания первой части связаны с заданным текстом, обычно публицистического содержания.
Третий тип, под литерой “С”, - это сочинение-рассуждение. Оно должно опираться на заданный текст и представлять собой рецензию, отзыв или эссе. Требования к объёму сочинения: не менее 150 слов, включая служебные слова (союзы, предлоги, частицы), что равняется примерно объёму среднего диктанта, сопоставимого с текстом, от которого вы отталкиваетесь. Это задание выполняется на отдельном бланке. Здесь выпускнику предоставляется свобода выбора. Если вы не претендуете на оценки “5” или “4” и не собираетесь поступать в вуз, задание “С” можно не выполнять. Однако надо учитывать, что первые две части теста могут быть сделаны с ошибками, поэтому написание части “С” даёт шанс исправить положение и набрать недостающие для положительной оценки баллы.
На выполнение всей работы отводится 3 астрономических часа, т.е. 180 минут. После этого срока работы комиссией не принимаются.
Необходимо оставить достаточно времени, чтобы перенести ответы с черновика на бланки тестов. Лучше это делать последовательно: решить первую часть тестов – перенести на бланк, затем вторую, а в оставшееся время написать сочинение и успеть аккуратно переписать его. Черновики не рассматриваются, поэтому очень важно правильно и точно заполнить все бланки ответов.
Сегодня на уроке мы обратимся к заданиям, которые входят в первую часть теста, а именно к заданиям по фонетике и орфоэпии. Взаимосвязь этих разделов очевидна. Фонетика является тем фундаментом, на котором возводится здание орфоэпии. Фонетика даёт возможность познакомиться с составом фонем, различающихся в каждом данном положении, с чередованиями звуков, то есть со все тем что водит в понятие “звуковая система языка”.
Ученик. Р.И. Аванесов указывал: “Действительно, без знакомства с фонетической системой языка невозможно его теоретическое и практическое изучение”. (Запись предложения в тетрадь)
2. Разбор нескольких заданий по орфоэпии и фонетике.
А) Поставьте ударения в словах.
Звонят, договор, медикаменты, индустрия, камбала, феномен, заржаветь, тошнота, заиндеветь, искристый, балованный, газированный, газопровод, вероисповедание, втридорога, гофрированный, дремота, запломбировать, квартал, лубочный, наотмашь, олигархия, сироты, статуя, факсимиле, колосс, оптовый, творог, петля, давящий.
Учитель. Обратите внимание, как с изменением ударения может совершенно измениться смысл слова. (Работа с таблицей)
Ледник – погреб со льдом для хранения скоропортящихся продуктов. | Ледник – масса движущегося льда, глетчер. |
Накладной – 1. Прикрепляемый сверху. 2. Искусственный, фальшивый. | Накладный – убыточный, невыгодный. |
Переводной – 1. Служащий для перевода в старшие классы. 2. Предназначенный для переведения изображения на другой материал. | Переводный – переведённый на другой язык. |
Призывной – связанный с призывом на военную службу. | Призывный – звучащий как призыв, включающий в себе призыв. |
Отзыв – устная или письменная оценка чего-либо. | Отзыв – распоряжение покинуть какой-либо пост. |
Складной – такой, который можно складывать. | Складный – 1. Связный, гладкий (о речи, письме). 2. Стройный, слаженный (о пении). |
Связной – посыльный для поддержания связи между воинскими частями. | Связный – последовательный, логически стройный. |
- Составьте с этими словами свои примеры – словосочетания (или предложения).
Поместить в ледник; приближение ледника; накладные карманы; накладные волосы; накладная плата; переводные экзамены; переводные картинки; переводный роман; призывной возраст; призывный колокол; отзыв о рукописи; отзыв представителя; складной стул; складный рассказ; складный хор; прибытие связного; связный рассказ.
Учитель. Современные орфоэпические нормы регулируют произношение звуков, их сочетаний, грамматических форм, имён и отчеств и т.п., а также правила постановки ударения в различных частях речи. (Работа с таблицей).
ГОВОРИТЕ ПРАВИЛЬНО |
|
Заведующий | не заведывающий |
ивовый | не ивовый |
минусовый | не минусовый |
белёный | не беленный |
блёклый | не блеклый |
будущий | не будующий |
високосный | не высокосный |
хотим | хочем |
зажжёшь | зажгёшь |
поезжай | езжай |
Б) Укажите, в каком слове произносится звук [з]?
1) сдача; 2) позже; 3) мороз; 4) резкий.
Учитель. В заданиях по фонетике важно помнить о несовпадении букв и звуков во многих случаях. Буквы – это графическое изображение звуков, так же как цифры – графическое изображение чисел. В зависимости от позиции в слове одна и та же буква может обозначать разные звуки. Главное при выполнении этого задания – забыть о правописании и слушать, как звучит слово.
Ученик. В ряду слов сдача, позже, мороз, резкий звук [з] произносится только в первом случае, он обозначен буквой с, то есть правильный ответ – 1. Происходит озвончение согласного глухого звука [с] перед звонким согласным [д]: по законам фонетики русского языка последующий звук влияет на предыдущий. В слове позже звук [з] уподобляется следующему за ним звуку [ж]. В двух последних словах [з] находится в слабой позиции и оглушается: в слове мороз – [з] на конце слова, в слове резкий – перед глухим согласным [к].
В) укажите, в каком слове произносится гласный [а]?
1) впечатление; 2) приятель; 3) выяснить; 4) обычай.
Ученик. В ряду слов впечатление, приятель, выяснить, обычай гласный [а] произносится только во втором слове, он обозначен буквой я.
Гласные звуки зависят от позиции в слове, главным образом от ударения. Звук [и], например, может быть обозначен буквами и (лист), е (беда), а (часы), я (лягушка). В свою очередь буква и может обозначать звуки [и] (вилка) и [ы] (цирк). Полный гласный звук возможен только в сильной позиции – под ударением.
В нашем случае все остальные слова ряда на месте букв а и я имеют звук, близкий к [и].
Учитель. Запомните, что важно слышать слово, чтобы правильно различать звуки, из которых оно состоит. Обратим внимание на омофоны, в которых количество букв и звуков значительно различается.
Ученик. Омофоны – это слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению.
- Запишите пары омофонов. За условленное время составьте с ними небольшие предложения.
Пруд – прут; туш – тушь; лез – лес; изморозь – изморось; вперемежку – вперемешку; старожил – сторожил; посветить – посвятить; компания – кампания; литься – лица; разрядить – разредить; полоскать – поласкать.
Учитель. Омофоны нередко используются в загадках, скороговорках, для создания яркого образа, разного рода шуток, каламбуров. (Учащиеся приводят примеры).
1-й ученик. Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису.
2-й ученик.
В полуденный зной на Сене
Я искал напрасно сени,
Вспомнив Волгу, где на сене
Летом слушал песню Сени:
- Ах вы сени, мои сени. (Д.Минаев)
3-й ученик.
Веснушкам нету сноса,
Не исчезают с носа.
Я, не жалея мыла, -
Нос терпеливо мыла,-
Зависело б от мыла,
Веснушки я б отмыла. (Я.Козловский)
Г) В каком ряду фамилии расположены строго в алфавитном порядке?
1) Уфимцева, Ухов, Чижов, Шариков, Шапошникова;
2) Чижов, Уфимцева, Ухов, Шариков, Шапошникова;
3) Ухов, Уфимцева, Шапошникова, Шариков, Чихов;
4) Уфимцева, Ухов, Чихов, Шапошникова, Шариков.
Учитель. Несмотря на внешнюю лёгкость задания, оно требует внимания и сосредоточенности. Задания подобного рода предлагают найти алфавитный порядок различных групп слов: фамилий, названий городов, стран, животных, предметов и т.д. Важно помнить, что при совпадении первых букв учитывают алфавитный порядок следующих. Кроме того, если слово отличается от другого на последнюю букву, впереди ставится более короткое слово: Зорин, Зорина; ворон, ворона; кон, конь; туш, тушь. Обратим внимание на последнюю пару слов.
- Что между ними общего? (Звучание)
- Как называются слова, одинаковые по звучанию? (Омофоны)
- От чего зависит их правописание? (От семантики, т.е. от смысла, который выявляется в контексте: Оркестр играл туш. Китайцы с давних времён применяли для письма чёрную тушь)
Ученик. Правильный ответ под цифрой 4.
Литература
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. для учащихся/ Под ред. Л.П.Крысина; Худож. О.С.Василькова.- М.: Просвещение, 1995.
- Золотарёва И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11-й класс: Традиционная система планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ВАКО, 2005.
- Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5-9 кл.: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989.
- Рахимкулова Г.Ф., Черкасова М.Н., Черкасова Л.Н. Пособие для подготовки к ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ И ЦЕНТРАЛИЗОВАННОМУ ТЕСТИРОВАНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: лексика, грамматика, стилистика, культура речи. 8-е изд. – Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2004.