Динамичное развитие современного общества требует от человека способности быстро ориентироваться в окружающей действительности и осознанно адаптироваться в ней. Все большее значение приобретает способность воспринимать и оценивать расширяющийся поток социальной и иной информации, как о событиях сегодняшнего дня, так и о прошлом. Все это предъявляет соответствующие требования к подготовке подрастающего поколения.
В современной системе российского образования огромная роль отводится нетрадиционным формам обучения, которые направлены на усиление самостоятельной, творческо-поисковой деятельности, повышение активности учащихся на уроке.
Одной из таких нетрадиционных форм урока, на котором учащиеся имеют возможность активно участвовать в решении поставленной проблемы, высказывать свое мнение, доказывать его, вести полемику со своими товарищами, может выступать дискуссия. Дискуссия призвана выявить все многообразие существующих точек зрения, а также провести подробный анализ каждой из них. Культура участия в дискуссиях, владение навыками доказательной полемики, доказательность аргументов, терпимость в отношении к чужому мнению, тем более к противоположному, приобретают огромное значение в современном обществе.
В педагогическом смысле дискуссия – это метод организации учебного процесса с применением группового рассмотрения, исследования, публичного обсуждения проблем, спорных вопросов, аргументированного высказывания мнений учащимися. Дискуссия используется как метод развития критического мышления учащихся, формирования коммуникативной и дискуссионной культуры, стимулирования активности и инициативности учащихся.
В основу любой дискуссии положена проблема, выбор которой определяется актуальностью, злободневностью с одной стороны, и удобством и уместностью для учебного процесса, с другой стороны. Формулировка проблемы, её анализ, поиск путей решения происходят в ходе группового обсуждения, результатом которого должно стать формулирование выводов, их обсуждение и проверка.
Процесс общения в ходе дискуссии направлен на достижение следующих учебных целей:
- ознакомление с новым материалом через обмен мнениями, обобщение, закрепление ранее полученных знаний, углубленное усвоение, творческое переосмысление и контроль усвоения знаний;
- обучение взаимодействию в группе, совместной поисковой деятельности;
- освоение и развитие мыслительных умений (определение своей позиции, умение аргументировать свою точку зрения, умение задавать вопросы, умение оппонировать, умение перерабатывать информацию для изложения).
В практике работы возможно использование различных видов дискуссии.
Структурированная, или регламентированная дискуссия – дискуссия, имеющая четкий план, структуру, регламент обсуждения, где “малые” группы изучают какую-либо “частную” проблему (вопрос) как часть какой-либо общей глобальной проблемы, которую предстоит решить классу. (Например, что произошло на Сенатской площади 14 декабря 1825 года: акт гражданского неповиновения, попытка государственного переворота, восстание, революция?)
Дискуссия с элементами игрового моделирования – дискуссия, где проблема ставится и разрешается не просто с позиции современного человека, а под углом зрения представителей определенного социального лагеря. (Решение вопроса о выборе нового царя на Земском соборе 1613 года)
Проектная дискуссия – дискуссия, основанная на методе подготовки и защиты проекта по определенной теме в результате исследования вопроса (темы) и выявления трудностей в его решении, учащийся в ходе спора намечает возможные попытки выхода, обобщая его в проектах.
“Дебаты” - формализированная дискуссия на заданную тему. Как правило, урок проходит на основе соперничающих команд. Команды ведут спор вокруг четко сформулированного тезиса, который опровергает одна команда и защищает другая. (Кто был прав в гражданской войне: красные или белые?)
Имеется также классификация дискуссий по формам проведения. Так выделяют: парную, командную, групповую дискуссии.
Парная дискуссия (модель “вертушка”) направлена одновременно на включение всех участников в активную полемику с разными партнерами по общению.
Командная дискуссия (модель “дебаты”) построена на основе соперничающих команд.
Групповая дискуссия построена на основе работы ключевой группы сильных ребят и “аудитории”. К ним относятся уроки по типу “круглого стола”, “заседание экспертной группы”, “пресс-конференция”, “симпозиум”, “диспут” и т. д. (Реформы Н.С. Хрущева: волюнтаризм или веление времени?).
Успех дискуссии определяется выполнением следующих требований:
- вопросы или проблема дискуссии должны быть сформулированы интересно, быть актуальными;
- учитель должен обладать широкой общественной и научной эрудицией, способностью длительное время находиться в большом умственном напряжении;
- руководитель дискуссии должен отлично знать не только свой предмет, но и смежные предметы, увязывать содержание дискуссии с актуальными вопросами современной жизни.
- обязательным условием успешного проведения дискуссии являются особенности речи учителя: она должна быть художественной, яркой, эмоциональной, способствовать созданию эмоционально-нравственной ситуации. Без этого условия речь руководителя дискуссии остается информационно полезной, но не способствует в должной мере реализации функции стимулирования учебно-познавательной деятельности.
К дискуссии надо хорошо подготовиться:
- четко уяснить тему обсуждения;
- продумать логику последовательного раскрытия своей позиции по рассматриваемому вопросу, наметить план выступления;
- сформулировать основные идеи, суждения по проблеме;
- проверить правильность логической аргументации;
- отобрать убедительные факты, доказывающие верность суждений, точно указывать источники информации. (Приложение 1)
Во время дискуссии вести себя спокойно и достойно:
- говорить убедительно, не давать перебивать репликами выступление, не горячиться;
- анализировать объективно замечания противников: или приводить новые аргументы, или признать правоту аргументов оппонента, или предложить считать этот вопрос спорным, подлежащим дополнительному изучению.
В процессе дискуссии внимательно, терпеливо, до конца, выслушивать мнение оппонента, понять и проанализировать позицию другого: задавать вопросы выступающим с целью полного уяснения непонятных моментов в их выступлениях (об источниках информации, о достоверности приводимых фактов, о правильности логической аргументации и т.п.), не принимать ничего на веру без обоснования. Правильно поставленный оппоненту вопрос может быть аргументом в пользу другой стороны.
При выступлении с критикой позиции оппонентов избегать оценок их личных качеств, обязательно указать те же идеи противника, которые кажутся верными, отметить те доказательства, которые звучали убедительно, затем мягко и корректно изложить замечания и контраргументы. Избегать категоричности, как в суждениях, так и в оценках оппонентов. (Приложение 2)
Завершается дискуссия подведением итогов. Нужно отметить, изменились ли первоначальные взгляды на проблему, почему, в каких вопросах позиция осталась неизменной. Если дискуссия неудачна, надо разобраться, почему это произошло: виной тому слабость доводов или неумение вести полемику с оппонентами.
Целенаправленное обучению умению вести дискуссию я начинала параллельно с обучением умению доказывать с 8-го класса (проводились дискуссии по темам: “Восстание декабристов”, “Общественная мысль второй четверти XIX века: западники и славянофилы”). В 9-м классе были проведены дискуссии по темам “Кто виноват в развязывании холодной войны?”. А в 10–11 классе данное умение продолжает отрабатываться, совершенствоваться. В 2007–2008 учебном году в 10-м классе было проведено несколько уроков-дискуссий по темам: “Иван Грозный: созидатель или разрушитель?”, “Что такое Петр? Чудо или чудовище?”, “Россия в XIX веке миссионер или колонизатор?”
Предлагаем модель урока-дискуссии по теме “Что такое Петр? Чудо или чудовище?” (Дм. Мережковский)
Дидактическая цель урока:
Создание условий для закрепления и применения знаний по теме “Петр I и его время” и умения вести дискуссию.
Тип урока по дидактической цели – урок-практикум.
Цели по содержанию:
Образовательные:
- закрепление и применение эмпирических знаний (даты реформ, факты преобразований, термины: реформа, модернизация);
- закрепление и применение теоретических знаний (причины проведения реформ, их последствия, оценка реформ и личности Петра I современниками и историками);
- закрепление и применение умения решать учебную задачу;
- закрепление и применение умения вести учебную дискуссию;
- продолжить формирование понятия о многогранности исторического процесса.
Развивающие:
- развивать умение доказывать;
- развивать умение делать выводы на основе анализа исторических фактов.
Воспитательные:
- побуждать к самостоятельному поиску путей выхода из сложных ситуаций;
- продолжить работу по воспитанию культуры общения.
Формы и методы:
Метод – частично-поисковый (проблему ставят ученики под руководством учителя, решают ее совместно).
Формы реализации метода: самостоятельная работа (по тексту исторических источников), дискуссия.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная (работа на контрольном листе, учащиеся имели возможность высказать собственную точку зрения, доказать ее), в группе (определение аргументов в защиту своей позиции).
Контроль: текущий по ходу урока, контроль со стороны группы экспертов, самоконтроль.
Модель урока.
№ п/п |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
1. |
Организационный момент (1 мин.) | Проверка готовности к уроку | Проверка своего рабочего места |
2. |
Мотивация и целеполагание (5) | Предлагает вспомнить оценки деятельности Петра I современниками и историками, определить цели урока | Приводят примеры оценок, записывают в листе контроля цели урока, озвучивают эти цели, цели принимаются учащимися |
3. |
Актуализация знаний и умений (5) | Предлагает ответить на вопрос “Почему важно обсуждение данной темы для каждого лично”, подобрать аргументы для подтверждения совей позиции, совместно вспоминают правила ведения дискуссии | На листах контроля отвечают на поставленные вопросы и озвучивают ответы на вопросы |
4. |
Применение знаний и умений, организация дискуссии (30) | Предлагает группам обсудить
предложенные аргументы, выбрать три наиболее
значимых, решить, кто будет выступать с этими
аргументами, какие возможные вопросы будут
задавать другой группе. Предлагает начать дискуссию, следить за ходом дискуссии, координирует и контролирует деятельность учащихся. Подведение итогов дискуссии |
Идет обсуждение аргументов,
выработка позиции группы. Члены групп высказывают свои аргументы, задают вопросы другой группе. Слово экспертам – анализируют деятельность групп |
5. |
Рефлексия (2) | Предлагает учащимся высказать свое мнение об уроке | Записывают мнение на листе контроля и высказывают свои мнения. |
6. |
Домашнее задание (2) | Предлагает ответить на вопрос | Знакомятся с вопросом на листе контроля |
По ходу урока учащиеся заполняют листы контроля (см. Приложение 3). На этих же листах контроля проводится рефлексия каждым учащимся и выполняется домашнее задание. На следующем уроке учащиеся сдают листы контроля с выполненным домашним заданием и получают отметку за урок. На уроке за ходом обсуждения наблюдают эксперты, которые заполняют особый бланк – Оценочный лист (см. Приложение 5). По окончании дискуссии экспертам предоставляется слово. Они подводят итоги работы групп, отмечают сильные и слабые стороны выступлений учащихся и работы групп по ходу дискуссии.
Уроки-дискуссии очень нравятся учащимся. Это они отмечают в анкетах, которые я проводила. В частности, они пишут, что во время дискуссии есть возможность высказать свое мнение, убедить в нем своих оппонентов. При подготовке к дискуссии приходится искать дополнительный материал, а, следовательно, расширять свои знания. На уроке-дискуссии материал запоминается легче и на более продолжительное время.
Таким образом, подводя итог работы по обучению учащихся умению доказывать и вести дискуссию, я могу констатировать, что к середине 11 класса практически все учащиеся:
- четко представляют тему обсуждения;
- намечают план выступления;
- четко формулируют суждения;
- ищут правильные, убедительные аргументы;
- говорят спокойно; критикуют идею;
- анализируют выступления противника;
- внимательно выслушивают чужие мнения;
- задают вопросы;
- уважительно относятся друг к другу;
- подводят итоги дискуссии;
- признают свою неправоту.
Умения доказывать и вести дискуссию учащиеся неоднократно демонстрировали на открытых уроках для учителей истории школ города и области. Учащиеся данного класса являются инициаторами создания и активными участниками гимназического дискуссионного клуба.