Родительское собрание "Учимся общаться"

Разделы: Работа с родителями


Цель: выведение формулы общения с ребенком

Оборудование: доска, 2 “мостика” из пленки, образцы фигур для рисования, чистые альбомные листы, фломастеры, 1/4 чистого ватманского листа.

Предварительная работа: анкетирование среди учащихся 7–9-х классов.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово ведущего.

1. Определение темы,

2. Результаты анкетирования:

Ощущаешь ли ты потребность в общении со взрослыми? (85% - да)

Чувствовал ли ты, что тебе легче обсуждать проблемы с друзьями, чем с родителями? (66% - да)

Чье внимание для тебя важнее всего? (50% на 50%)

С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации? (88% - со сверстниками)

Хотел бы ты быть таким, как твои родители? (50% на 50%)

3. Тест “Какой Вы родитель?” (см. Приложение 1)

4. Постановка цели, настрой на активное участие.

II. Родительский тренинг

1. Упражнение “Передай по кругу” (хлопки и ритмичные движения руками).

2. Мини-анкета:

Сколько времени Вы уделяете ребенку в течение дня?

  • 1-2 мин.
  • 5-20 мин.
  • Около часа.
  • Более часа.

О чем вы говорите с ним больше

  • О его проблемах.
  • О своих проблемах.
  • Требуете выполнения чего-либо.
  • Ругаете.

3. Упражнение “Рисунок по инструкции”.

Описание упражнения: Участники разбиваются на пары и садятся спиной друг к другу. Один участник в каждой паре получает карточку с изображением рисунка (Приложение 2). Его задача – инструктировать второго участника таким образом, чтобы тот, не видя карточки, смог бы воспроизвести ее изображение.

Упражнение проводиться в двух вариантах:

  • С обратной связью – рисующий участник может задавать уточняющие вопросы.
  • Без обратной связи – никакие вопросы задавать нельзя.

Потом производиться сравнение результатов, полученных в первом и втором случаях. Как правило, эти результаты убедительно показывают преимущество общения с обратной связью.

Обсуждение: Как было легче? В первом случае или во втором?

Вывод: эффективное общение предполагает доброжелательную атмосферу и обратную связь.

Примечание: после вывода рисуется контур рожицы и рот в улыбке

4. Упражнение “Слушание в разных позах”.

Описание упражнения: Участники разбиваются на пары: один - говорящий, другой - слушающий. Участники разговаривают по одной минуте в разных положениях:

  • Сидя друг напротив друга.
  • Говорящий стоит, слушающий – сидит.
  • Оба участника стоят, повернувшись друг к другу спиной.

Потом роли говорящего и слушающего меняются, и упражнение повторяется.

Обсуждение: При каком расположении собеседника было легче говорить? А легче слушать? Как Вы думаете, почему при изменении взаимного расположения меняется эффективность общения?

Вывод: эффективным является общение на “одном уровне”, “глаза в глаза”.

Примечание: после вывода рисуются глаза и ушки.

5. Упражнение “Встреча на узком мостике”.

Описание упражнения: Двое участников становятся на проведенной на полу линии лицом друг к другу на расстоянии 2–3 метра.

Инструкция: “Вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому через пропасть. Мостик – это ленточка. Кто поставит ногу за ее пределами – тот упадет. Вам нужно разойтись на мостике так, чтобы не упасть, при этом не общаясь с помощью слов.”

Пары подбираются случайным образом. При большом количестве участников может одновременно функционировать 2–3 “мостика”.

Обсуждение: Кто как проходил? Что помогало, что мешало успешно выполнить упражнение? Чем упавшие “в воду” пары отличались от успешно преодолевших трудную ситуацию?

Целесообразно подвести участников к пониманию того, что в выигрыше оказывались не те, кто стремились пройти сами, а те, кто прежде всего стремились помочь партнеру.

Вывод: любая ситуация разрешима при совместных действиях обеих сторон.

Примечание: после вывода рисуются волосы (приглаженные).

III. Подведение итогов:

  • Общий вывод с опорой на получившийся рисунок.
  • Заповеди для родителей (Приложение 3).
  • Упражнение “Подари улыбку”.

Приложение 1

Тест “Какой Вы родитель?”

Родителям предлагается выбрать из перечисленных фраз те, которые наиболее часто употребляются ими в общении с детьми 9честно, не для обсуждения):

  1. Сколько раз тебе повторять!
  2. Посоветуй мне, пожалуйста.
  3. Не знаю, что бы я без тебя делала?!
  4. И в кого ты такой уродился?!
  5. Какие у тебя замечательные друзья!
  6. Ну, на кого ты похожа?!
  7. Я в твое время!
  8. Ты моя опора и помощница (к)!
  9. Ну, что за друзья у тебя?!
  10. О чем ты только думаешь?!
  11. Какая ты у меня умница!
  12. А как ты считаешь, сынок (доченька)?
  13. У всех дети как дети, а ты?
  14. Какой ты у меня сообразительный (ая)!

После сделанного выбора родителям называются баллы оценки данных фраз:

1 - 2      8 – 1

2 – 1     9 -2

3 – 1     10 -2

4 - 1     11 – 1

5 – 1     12 – 1

6 - 2     13 – 2

7 – 2     14 - 1

Каждый родитель подсчитывает сумму баллов оценки избранных фраз.

Сообщаются оценочные суждения:

5–8 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит Вас.

Ваши отношения способствуют становлению его личности.

9–10 баллов – вы непоследовательны в общении с ребенком.

11–12 баллов – вам необходимо быть с ребенком повнимательнее.

Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви.

13–14 баллов – вы и сами чувствуете, что идёте по неверному пути.

Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему больше внимания, прислушивайтесь к его словам.

Приложение 2

Карточка – образец к упражнению “Рисунок по инструкции”

Приложение 3

Заповеди для родителей

  1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя?
  3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо, что посеешь, то и взойдет.
  4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам. Она ему тяжела не меньше, чем тебе, а может и больше, поскольку у него нет опыта.
  5. Не унижай, не обзывай!!!
  6. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь – но не делаешь. Помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
  7. Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым.
  8. Общаясь с ним – радуйся, потому что ребенок это праздник, который пока с тобой.
  9. Никогда не делай чужому ребенку то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.