Цель: выведение формулы общения с ребенком
Оборудование: доска, 2 “мостика” из пленки, образцы фигур для рисования, чистые альбомные листы, фломастеры, 1/4 чистого ватманского листа.
Предварительная работа: анкетирование среди учащихся 7–9-х классов.
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово ведущего.
1. Определение темы,
2. Результаты анкетирования:
Ощущаешь ли ты потребность в общении со взрослыми? (85% - да)
Чувствовал ли ты, что тебе легче обсуждать проблемы с друзьями, чем с родителями? (66% - да)
Чье внимание для тебя важнее всего? (50% на 50%)
С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации? (88% - со сверстниками)
Хотел бы ты быть таким, как твои родители? (50% на 50%)
3. Тест “Какой Вы родитель?” (см. Приложение 1)
4. Постановка цели, настрой на активное участие.
II. Родительский тренинг
1. Упражнение “Передай по кругу” (хлопки и ритмичные движения руками).
2. Мини-анкета:
Сколько времени Вы уделяете ребенку в течение дня?
- 1-2 мин.
- 5-20 мин.
- Около часа.
- Более часа.
О чем вы говорите с ним больше
- О его проблемах.
- О своих проблемах.
- Требуете выполнения чего-либо.
- Ругаете.
3. Упражнение “Рисунок по инструкции”.
Описание упражнения: Участники разбиваются на пары и садятся спиной друг к другу. Один участник в каждой паре получает карточку с изображением рисунка (Приложение 2). Его задача – инструктировать второго участника таким образом, чтобы тот, не видя карточки, смог бы воспроизвести ее изображение.
Упражнение проводиться в двух вариантах:
- С обратной связью – рисующий участник может задавать уточняющие вопросы.
- Без обратной связи – никакие вопросы задавать нельзя.
Потом производиться сравнение результатов, полученных в первом и втором случаях. Как правило, эти результаты убедительно показывают преимущество общения с обратной связью.
Обсуждение: Как было легче? В первом случае или во втором?
Вывод: эффективное общение предполагает доброжелательную атмосферу и обратную связь.
Примечание: после вывода рисуется контур рожицы и рот в улыбке
4. Упражнение “Слушание в разных позах”.
Описание упражнения: Участники разбиваются на пары: один - говорящий, другой - слушающий. Участники разговаривают по одной минуте в разных положениях:
- Сидя друг напротив друга.
- Говорящий стоит, слушающий – сидит.
- Оба участника стоят, повернувшись друг к другу спиной.
Потом роли говорящего и слушающего меняются, и упражнение повторяется.
Обсуждение: При каком расположении собеседника было легче говорить? А легче слушать? Как Вы думаете, почему при изменении взаимного расположения меняется эффективность общения?
Вывод: эффективным является общение на “одном уровне”, “глаза в глаза”.
Примечание: после вывода рисуются глаза и ушки.
5. Упражнение “Встреча на узком мостике”.
Описание упражнения: Двое участников становятся на проведенной на полу линии лицом друг к другу на расстоянии 2–3 метра.
Инструкция: “Вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому через пропасть. Мостик – это ленточка. Кто поставит ногу за ее пределами – тот упадет. Вам нужно разойтись на мостике так, чтобы не упасть, при этом не общаясь с помощью слов.”
Пары подбираются случайным образом. При большом количестве участников может одновременно функционировать 2–3 “мостика”.
Обсуждение: Кто как проходил? Что помогало, что мешало успешно выполнить упражнение? Чем упавшие “в воду” пары отличались от успешно преодолевших трудную ситуацию?
Целесообразно подвести участников к пониманию того, что в выигрыше оказывались не те, кто стремились пройти сами, а те, кто прежде всего стремились помочь партнеру.
Вывод: любая ситуация разрешима при совместных действиях обеих сторон.
Примечание: после вывода рисуются волосы (приглаженные).
III. Подведение итогов:
- Общий вывод с опорой на получившийся рисунок.
- Заповеди для родителей (Приложение 3).
- Упражнение “Подари улыбку”.
Приложение 1
Тест “Какой Вы родитель?”
Родителям предлагается выбрать из перечисленных фраз те, которые наиболее часто употребляются ими в общении с детьми 9честно, не для обсуждения):
- Сколько раз тебе повторять!
- Посоветуй мне, пожалуйста.
- Не знаю, что бы я без тебя делала?!
- И в кого ты такой уродился?!
- Какие у тебя замечательные друзья!
- Ну, на кого ты похожа?!
- Я в твое время!
- Ты моя опора и помощница (к)!
- Ну, что за друзья у тебя?!
- О чем ты только думаешь?!
- Какая ты у меня умница!
- А как ты считаешь, сынок (доченька)?
- У всех дети как дети, а ты?
- Какой ты у меня сообразительный (ая)!
После сделанного выбора родителям называются баллы оценки данных фраз:
1 - 2 8 – 1
2 – 1 9 -2
3 – 1 10 -2
4 - 1 11 – 1
5 – 1 12 – 1
6 - 2 13 – 2
7 – 2 14 - 1
Каждый родитель подсчитывает сумму баллов оценки избранных фраз.
Сообщаются оценочные суждения:
5–8 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит Вас.
Ваши отношения способствуют становлению его личности.
9–10 баллов – вы непоследовательны в общении с ребенком.
11–12 баллов – вам необходимо быть с ребенком повнимательнее.
Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви.
13–14 баллов – вы и сами чувствуете, что идёте по неверному пути.
Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему больше внимания, прислушивайтесь к его словам.
Приложение 2
Карточка – образец к упражнению “Рисунок по инструкции”
Приложение 3
Заповеди для родителей
- Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
- Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя?
- Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо, что посеешь, то и взойдет.
- Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам. Она ему тяжела не меньше, чем тебе, а может и больше, поскольку у него нет опыта.
- Не унижай, не обзывай!!!
- Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь – но не делаешь. Помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
- Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым.
- Общаясь с ним – радуйся, потому что ребенок это праздник, который пока с тобой.
- Никогда не делай чужому ребенку то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.