Цели:
Задачи:
- Научиться составлять разветвляющиеся алгоритмы к различным задачам, используя три способа представления алгоритмов;
- Научиться составлять программы с применением условного оператора к стандартным математическим задачам;
- Научиться проверять работу программы на различных примерах.
Тип урока: урок по закреплению изученного, практическая работа;
Оборудование: мультимедийный комплекс, ПК, программа Turbo Pascal 7.1, презентация, дидактический, раздаточный материал.
Формы работы:
- Актуализация опорных знаний – фронтальная работа;
- Практическая работа – групповая работа.
План урока:
- Организационный момент.
- Мотивационное начало: постановка цели урока.
- Актуализация опорных знаний.
- Объяснение учителя хода практической работы.
- Практическая работа по вариантам.
- Работа в группах по проверке результатов работы программ.
- Подведение итогов урока.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Проверить готовность учащихся к уроку, правильную организацию рабочего места. Отметить отсутствующих в журнале.
II. Постановка целей и задач урока.
Тема нашего сегодняшнего урока “Программирование разветвляющих алгоритмов с использованием оператора if”.
Сегодня на уроке мы с вами:
- Повторим основные понятия по алгоритмам и способам представления, формы записи команды ветвления, общий вид условного оператора и структуру программы.
- Научиться составлять разветвляющиеся алгоритмы к различным задачам, используя три способа представления алгоритмов;
- Научиться составлять и вводить программу, с применением условного оператора к стандартным математическим задачам и проверим ее работу на конкретных примерах.
III. Актуализация опорных знаний.
Вопросы к учащимся (с демонстрацией Презентации): (<Приложение 1>)
1. Что называется алгоритмом? (Слайд 2)
2. Какие бывают команды? (Разветвляющиеся и циклические) (Слайд 4)
Примеры:
а) “Царевна-несмеяна” царь отец ставит условие…
б) камень на дороге у добрых молодцев (коня потеряешь, голову сложишь, и жизнь и коня потеряешь).
3. Форма записи команды ветвления. (Слайд 7)
4. Условия ветвления. Задачи № 1 и № 2. (Слайд 9 и 10)
5. Общий вид условного оператора. Задача №3. (Слайд 11 и 12)
6. Структура программы. (Алгоритм записанный на языке программирования). (Слайд 13)
1) Имя (program).
- С помощью чего записывается имя? (Буквы и цифры)
- С чего начинать? (С буквы)
- Что ставим в конце? (;)
2) Раздел описания переменных.
- Что в нём? (Сколько переменных и какие: целые, действительные…)
3) Тело программы.
- С чего начинаем? (Ключевое слово begin)
- Из чего состоит? (Ключевое слово begin, нескольких операторов, разделённых ;, ключевое слово end;)
- Чем заканчивается? (Ключевое слово end;)
7. Чем заканчивается программа? (Еnd;)
IV. Практическая работа.
ХОД РАБОТЫ
1. Составить словесный алгоритм вечернего время провождения в зависимости от погодных условий (записать в рабочую тетрадь).
2. Составить словесный алгоритм варки картофеля (записать в рабочую тетрадь).
3. Составить разветвляющийся алгоритм и блок-схему для нахождения большего числа из двух действительных (записать в рабочую тетрадь).
4. Составить программу с применением условного оператора для вычисления квадратного корня из числа, откомпилировать ее (Alt+F9) и запустить на исполнение (Ctrl+F9). Проверить действие условия проверки знака подкоренного выражения. Задавая положительные и отрицательные значения Х.
1 вариант: х = 65536; -256; 125,44.
2 вариант: х = 35721; -189; 488,41.
5. Составить программу для нахождения корней квадратного уравнения
AX2 + BX + C = 0, откомпилировать ее (Alt+F9) и запустить её на исполнение (Ctrl+F9).Проверить её работу при различных наборах коэффициентов (A;B;C),
(Ctrl+F9) – ввести число, (Alt+F5) – вывести результат.
1 вариант: (0;3;-1); (-1;0;2); (-4;1;3).
2 вариант: (0;2;3); (-3;0;9); (2;1;-4).
Уравнение является квадратным только при А0. Тогда оно имеет два корня, которые иногда бывают равными. При А=0 уравнение переходит в линейное, а при А=В=0 уравнение вырождается.
D=B2 - 4AC. Если D>0, то имеется два корня, если D<0, то действительных корней нет, если D=0 – один корень.
Программы для проверки: Приложение
Результаты работы программ:
Задача № 4
I вариант - 256; корня нет; 11,2.
II вариант – 189; корня нет; 22,1.
Задача № 5
I вариант - Х = 0,333; Х1 = -0,707, Х2 = 0,707; Х1 = -0,343, Х2 = 0,593.
II вариант - Х = -1,5; Х1 = -0,289, Х2 = 0,289; действительных корней нет.
V. Подведение итогов урока.
Сегодня на уроке мы:
-
Повторили основные понятия по алгоритмам и
способам представления, формы записи команды
ветвления, общий вид условного оператора и
структуру программы.
- Научились составлять разветвляющиеся алгоритмы к различным задачам, используя три способа представления алгоритмов;
- Научились составлять и вводить программу, с применением условного оператора к стандартным математическим задачам и проверим ее работу на конкретных примерах.
Выставление оценок по группам.
VI. Домашнее задание: Составить разветвляющийся алгоритм (и блок-схему и программу) для решения линейного уравнения АХ + В = 0 (при А= 0 – уравнение вырождено).