Открытый урок истории с использованием информационных технологий по теме "Нашествие с Востока". 6-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Цели урока:

Дидактические:

- познакомить учащихся с ходом монгольского нашествия, определить причины поражения русских княжеств от войск Батыя;

- формировать умения самостоятельно работать с учебным материалом, анализировать его и делать выводы.

Развивающие:

- развивать познавательные процессы, память, мышление;

- развивать наблюдательность, внимание, способность анализировать, делать выводы;

- развивать умения высказывать и доказывать свои утверждения, навыки устной речи;

- развитие интереса школьников к изучению истории.

Воспитательные:

- воспитывать чувства патриотизма и гордости за подвиги своих предков;

- содействовать рациональной организации труда;

- воспитывать умения слушать другого, уважения к мнению одноклассников;

- формировать у учащихся положительного мотива учения.

Важнейшие даты:

1237-1240 - завоевание монголами Руси

1237 - завоевание Рязанской земли

февраль 1238 - разгром Владимирского княжества

март 1238 - поход Батыя на Великий Новгород

март 1238 - оборона г. Козельска

1239–1242 - второй поход Батыя на Русь

1240 - завоевание г. Киева

весна 1241 г. - поход Батыя в Европу

Выдающиеся личности:

  • Евпатий Коловрат
  • московский боярин Филипп Нянько
  • Пётр Ослядюкович
  • киевский воевода Дмитрий

Оборудование:

  • карта “Русский земли в XII–XIII вв”;
  • мультимедиапроектор.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. 2 мин. Объявление темы урока. (Слайд 1)

Объявление цели урока. (Слайд 2). Ребята, цель нашего урока - познакомиться с ходом монгольского нашествия, определить причины поражения русских княжеств от войск Батыя.

План урока:

  1. 1. Проверка домашнего задания.
  2. Вторжение в Рязанскую землю.
  3. Разгром Владимирского княжества.
  4. Поход на Новгород.
  5. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. (Слайд 3)

2. Повторение8 мин.

  • Кто такие монголы и кто – татары? (Монголы – племена Центральной Азии, подчинившиеся воли Чингисхана, татары – покорённые монголами народы)
  • Каким видом хозяйственной деятельности монголы занимались до начало завоеваний? (Скотоводством)
  • Где их родина? (В Центральной Азии, вокруг о. Байкал)
  • Какие племена и государства они успели завоевать до нападения на Русь? (Китай, Хорезм, сельджуков, половцев и др.)
  • Кто возглавил монголов? (Чингисхан)
  • В чём была сила монгольского войска? (В организации и дисциплине)

Показать на карте границы государства Чингисхана к моменту его смерти.

Повторим значение терминов:

курултай – съезд монгольской знати

нойон – монгольский князь

тьма (тумен) – войско из10 тысяч воинов

порок – стенобитная машина

  • В каком году произошла битва на р. Калке? (1223 г.)
  • Кто участвовал в этой битве? (Монголо-татары, половцы и русский воины)
  • Сколько русских князей откликнулись на просьбу половецкого хана помочь в борьбе с монголами? (15 князей)
  • Чем закончилась эта битва? (Поражением и гибелью русских князей)
  • Почему была проиграна битва русскими князьями? (Не было согласованности между ними, а монголы подчинялись единому приказу)
  • Какой отклик вызвало на Руси это поражение? Научило ли это чему-либо князей? (После битвы на Калке ничего принципиально не изменилось)

3. Объяснение нового материала30 мин. Слайд 4

Битва на Калке сделала Русь врагом монголов. Совет монгольских ханов – сыновей и внуков Чингисхана принял решение наказать Русь. В 1237 году на Русь отправилось монгольское войско во главе с ханом Батыем. Монголы воспользовались политической раздробленностью Руси и разгромили несколько русских княжеств по очереди. Князья не приходили на помощь друг другу. Каждый думал, что монголы разгромят соседей, а его княжество не тронут.

К моменту наступления на Русь монгольская армия насчитывала до 75 тысяч человек. Ни одно русское княжество не имело такого количества воинов.

Первый удар был нанесён Рязанскому княжеству. Подойдя к рязанской земле, Батый потребовал от князей 10-ю часть “от всего, что имеется в земле вашей”. Рязанский князь с богатыми подарками отправил к Батыю своё посольство во главе с сыном Фёдором. Приняв подарки, Батый потребовал отдать в жёны монгольской знати княжеских сестёр и дочерей, а лично для себя – красавицу Евпраксию, жену Фёдора. Княжич ответил решительным отказом и вместе с послами был предан мучительной казни. А красавица княжна, чтобы не попасть в руки врагов, бросилась вниз с высокой колокольни.

Рязань 6 дней отражала непрерывные атаки, но 21 декабря была взята монголами. Завоеватели устроили в городе резню, не пощадив ни стариков, ни малых детей. Погиб и рязанский князь со своей семьёй. Город был стёрт с лица земли. По преданию, уцелевшие жители Рязанской земли собрали дружину, которую возглавил Евпатий Коловрат.

Слайд 5

4. Рассказ ученика о Евпатии Коловрате.

Слайд 6

5. Разгром Владимирского княжества.

Расправившись с Рязанским княжеством, Батый двинулся на север, на Владимир. По пути была захвачена упорно защищавшаяся Коломна. Затем монголы подошли в Москве. Горожане во главе с воеводой Филиппом Нянькой, 5 дней мужественно защищали Москву. Но город был взят, разграблен и сожжён.

3 февраля 1238 года войско Батыя подошло к Владимиру. При штурме города монголы использовали пороки и камнемётные машины. Великий владимирский князь Юрий после падения Рязани отправился на север собирать войско, а оборону города возглавил воевода Пётр Ослядюкович. 7 февраля монголы ворвались в город и подожгли его. Многие жители, в том числе и члены княжеской семьи, укрылись в Успенском соборе, но огонь настиг их и там. Город был разрушен.

После опустошения Владимира воины Батыя захватили почти всё Владимиро-Суздальское княжество. Они разоряли, жгли, убивали и уводили в плен. Чудом оставшиеся в живых жители пробирались на север, на реку Сить, в стан Юрия Всеволодовича. Решив, что у него уже достаточно сил, князь Юрий приготовился к схватке с монгольскими воинами, но недооценил противника. В марте 1238 года монголы напали на русское войско и разгромили его. В бою погиб и сам великий князь Юрий.

Слайд 7

6. Поход на Новгород.

После победы на реке Сити монгольские войска устремились к Новгороду. Их путь лежал через Торжок.

Рассказ ученика об обороне г. Торжка. Слайд

В середине марта монгольская армия возобновила поход на Великий Новгород. Но войско Батыя заметно поредело в битвах с русскими ратями, запаса продовольствия и фуража для лошадей было недостаточно. Монголы вынуждены были остановиться, не дойдя до Новгорода сто километров. Город был хорошо укреплён. Во главе новгородского ополчения стоял князь Александр, сын великого князя Владимира Всеволодовича. Об этом доложила Батыю разведка. После долгих раздумий хан повелел своим воинам “повернуть морды коней на юг”.

К концу марта монголы-татары подошли к небольшой крепости Козельск. Слайд

8. Рассказ ученика о защите Козельска.

После взятия Козельска обессиленные отряды Батыя ушли в богатые пастбищами придонские степи и провели там всё лето 1238 года. А осенью этого же года они совершили набеги на Муром, Нижний Новгород и другие города Северо-Восточной Руси.

Первый поход Батыя на Русь не привёл к окончательному её подчинению монголам, хотя значительная часть северо-восточных земель подверглась страшному разгрому.

Слайд 8

9. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу.

В 1239 году Батый начал свой второй поход на Русь.

Об этом событии вы сейчас будите читать самостоятельно и выполнять задания к прочитанному.

  • В каком году воины Батыя двинулись в Центральную Европу? (В 1241 году)
  • Какие западные страны были разорены Батыем? (Галицкая Русь, Венгрия, Польша, Чехия)
  • В каком году воины Батыя вернулись на Нижнюю Волгу? (В 1241 году)
  • Выполнил ли Батый завещание Чингисхана – завоевать мир от Тихого до Атлантического океана? (Нет)
  • А почему? (Ожесточённая борьба русского народа за свои земли ослабила силы монголо-татар, и они не смогли выполнить волю Чингисхана)

9. Закрепление пройденного – 3 мин.

Для закрепления пройденного на уроке мы выполним устно упражнение 2 из рабочей тетради на стр.35.

10. Подведение итогов2 мин.

11. Домашнее задание – 1 мин.

Приложение к уроку:

Презентация к уроку

Системно-деятельностная основа урока

Самоанализ урока