Цели:
- расширить знания о многообразии простейших в связи с обитанием в различных средах;
- показать их роль в природе и жизни человека;
- совершенствовать умение работать с таблицами, рисунками, схемами.
Задачи:
- сформировать у учащихся понятие о многообразии одноклеточных, особенностях строения и жизнедеятельности представителей типов Споровики, Инфузории, о роли одноклеточных в биосфере;
- развивать умения пользоваться различными источниками информации, выделять главное, сравнивать и делать выводы;
- развивать монологическую речь, умение рецензировать письменные и устные ответы товарищей;
- воспитание гигиенических навыков при обсуждении профилактических мер по предупреждению заболеваний, вызываемых простейшими.
Методы:
- словесные – беседа, объяснение;
- наглядные – демонстрация карт, таблиц, схем, упаковок питания;
- практические – работа с раздаточным материалом;
- частично-поисковый поисковые – работа с дополнительным материалом.
Оборудование: таблица, рисунки, схемы.
Формы работы: фронтальная, самостоятельная, групповая работа; самоконтроль.
Формы проведения: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Проверка усвоения материала.
1. Для проверки знаний учащихся по ранее изученной теме “Одноклеточные” организуется работа творческих пар, которые работают с опережающими заданиями – их ответы будут заслушаны на этапе урока, посвящённом изучению нового материала.
Первая творческая пара.
Почему учёные считают представителей типа инфузорий самыми высокоорганизованными простейшими? (Работа с текстом учебника, с.99)
Вторая творческая пара.
Каково значение простейших в природе? (Работа с текстом учебника (с. 99) и дополнительным материалом “ Значение простейших в природе и жизни человека” из книги “ Хрестоматия по зоологии ”)
Третья творческая пара.
Составить памятку “ Профилактика заболеваний, вызываемых простейшими животными”- работа с текстом учебника, использование знаний, полученных самостоятельно из дополнительной литературы и из повседневной жизни.
2. Проверка умения выделять общие признаки простейших путём их сравнения.
К одноклеточным, или простейшим, относятся животные, тело которых состоит из одной клетки, ведущей самостоятельное существование.
Задание 1.
Рассмотрите рис.1.
Напишите названия животных, изображённых на рисунках. Какое из этих простейших имеет более сложное строение? В чём это проявляется?
Задание 2.
Заполните таблицу. Выделите общие признаки простейших.
Сравнительная характеристика простейших
Процессы жизнедеятельности | Амёба | Эвглена зелёная | Инфузория-туфелька |
1. Движение | При помощи ложноножек | Активное, при помощи жгутиков | Активное, при помощи ресничек |
2. Питание | Фагоцитоз ложноножки; пищеварительная вакуоль | Фотосинтез через оболочку | Рот, глотка, пищеварительные вакуоли |
3. Выделение | Сократительная вакуоль | Сократительная вакуоль | 2 сократительные вакуоли + порошица |
4. Дыхание | Через оболочку | Через оболочку | Через оболочку |
5. Размножение | бесполое | Бесполое | Бесполое и половое |
6. Обмен веществ | Гетеротроф (сапротроф и голозой) | Фотосинтез (автотрофное)+ гетеротрофное = миксотрофное | Гетеротроф (сапрофит + голозой) |
7. Образование цист | Образуются | Образуются | Образуются |
Используя данные таблицы, сформулируйте общие признаки простейших.
(Для одноклеточных организмов характерны жизненные свойства: дыхание, питание, выделение, движение, размножение; три способа питания: автотрофный, гетеротрофный, миксотрофный. Имеют специальные органоиды для питания: пищеварительная вакуоль, клеточный рот, клеточная глотка)
Изучение нового материала.
Учащиеся, работавшие по заданию 3, формулируют вывод.
Вывод: все простейшие родственны между собой.
В современной систематике на основании родства различных представителей, особенностей их внутренней организации и образа жизни простейших разделяют на самостоятельные типы.
Учащиеся самостоятельно формулируют задачи урока.
- От кого произошли простейшие животные? Кто их предок?
Учитель.
В пределах одноклеточности простейшие прошли долгий путь эволюционного развития и дали огромное разнообразие форм, приспособленных к самым различным условиям жизни. В основе родословного ствола простейших стоят два класса: саркодовые и жгутиконосцы. До сих пор в науке оспаривается вопрос, какой из этих классов более примитивный. С одной стороны, низшие представители саркодовых обладают самым примитивным строением. Но жгутиконосцы обнаруживают наибольшую и пластичность обмена веществ и стоят как бы на границе между животным и растительным миром. В жизненном цикле некоторых саркодовые имеются жгутиковые стадии, что указывает на их связь со жгутиконосцами.
В дальнейшем эволюция простейших произошли изменения различного характера. Некоторые из них привели к общему повышению уровня организации, повышению активности, интенсивности жизненных процессов.
К числу таких эволюционных преобразований следует, например, отнести развитие органоидов движения и захвата пищи, которые достигло высокого совершенства в классе инфузорий. Бесспорно, что реснички представляет собой органоиды, соответствующие жгутикам. В то время как у жгутиконосцев, за многими исключениями, число жгутиков невелико, у инфузории число ресничек достигает многих тысяч.
Развития ресничного аппарата резко повысило активность простейших, сделало более многообразными и сложными формы их взаимоотношений со средой, формы реакций на внешние раздражители. Это явилось основой причиной большого многообразия форм в классе инфузории, приспособленных к разным средам обитания.
Учитель: Предлагаю вам провести расследование одного необычного случая. Во время Кавказской войны ХIX в. в крепости Адлер, окружённой болотами, за пять лет вымер весь гарнизон русских солдат численностью в 922 человека. Убитых горцами среди них почти не было. Причина гибели солдат была иная. Как вы думаете какая?
(Выслушиваются и обсуждаются версии, предлагаемые учащимися)
Предложить учащимся прочесть текст учебника на с. 98, чтобы убедиться в правильности своего ответа.
Ученик. Причина гибели солдат – малярия. Название этой болезни происходит от двух итальянских слов: “ маль ” - дурной и “ ария ” - воздух. Возбудителем её считают малярийный плазмодий, который на определённых стадиях развития паразитирует в эритроцитах – красных клетках крови человека, вызывая распространённое в Средиземноморье и тропиках тяжёлое заболевание
Учитель. Почему трудно бороться с возбудителями данного заболевания?
Ученик. У малярийного плазмодия сложный жизненный цикл со сменой хозяев. Хозяева их – различные беспозвоночные и позвоночные животные.
Учитель. Ещё сто лет назад в районе Черноморского побережья не было здравниц, практически отсутствовало население. Только когда были найдены способы борьбы с малярийным комаром, личинок которого усердно поедала рыба гамбузия, эта территория стала использоваться как курортная зона.
Эти простейшие получили своё название из-за лёгкости их разведения в различных настоях растительных остатков: сена, листьев салата, банановой кожуры и т.п. Ведь по – латыни настой звучит как “ инфузум”. К обширному типу инфузорий относятся более 7 тысяч видов высокоорганизованных простейших (инфузория – туфелька, инфузория трубач, сосущая инфузория).
Учитель.
Почему учёные считают представителей типа инфузории самыми высокоорганизованными простейшими?
(Работа с текстом учебника, с. 99)
Ученик.
Для инфузорий характерны органоиды специального назначения: пищеварительные – клеточная воронка, глотка, рот, порошица; выделительные – сократительные вакуоли и др.. Другой важный признак – наличие двух ядер. Органоидами движения у них служат реснички.
Учитель. Дизентерия, малярия, кокцидиоз, лямблиоз, лейшманиоз. Что общего между всеми этими заболеваниями?
(Учащиеся высказывают предположение, что все эти заболевания вызываются паразитическими червями)
Знакомство с многообразием простейших и их приспособлениях к различным средам обитания мы уже начали. Наша следующая задача: продолжить знакомство и вместе с этим выяснить, какое значение простейшие имеют в природе и жизни человека.
Амеба кишечная:
И все-таки я живу лучше всех. И тепло, и врагов нет, и пищи навалом. Человек ведь всеядное существо – глядишь, и колбаски, и яблочка перепадет, правда, в полупереваренном виде, да ничего, терпимо. А как что не по мне, так я ему – человеку – мигом дыру в кишечнике сделаю. У меня это быстро…
Симбионт термита:
Ну да, тут тебе и крышка. Поскольку человек существо разумное. Знает, как себя лечить. Мигом таблеток наглотается – и конец тебе. Думать о дырах забудешь, если жива останешься.
Амеба кишечная:
А что, скажешь, у термита в животе лучше?
Симбионт термита:
А то как же! Тут тебе и помещение – не просто посреди кишечника болтаться, а кармашек отдельный. Живите, пожалуйста. Нам и дом, и стол – и мы добром, сахарком готовым расплачиваемся, только усваивай. И никаких тебе антибиотиков!
Амеба кишечная:
Ой, сказки он нам про рай кишечный рассказывает! Прямо-таки все у тебя с хозяином о’кей?
Симбионт термита:
Да, все хорошо и замечательно! И жить без меня он не может!
Амеба кишечная (ехидно):
Только ты нам одно рассказать забыл: как хозяин твой в голодное время тебя вместо древесины переваривать начинает.
Симбионт термита (смущенно):
А что об этом говорить, с голодухи чего не сделаешь? Одной древесиной сыт не будешь, и белковой пищи хочется – вот тут и мы… (Вытирает глаза. Продолжает уже бодрее) А что, мне и умереть не страшно! Зато вид мой процветать будет!
Амеба кишечная:
Ладно, уж, патриот нашелся…
Инфузория рубца:
Нет, братцы, вот послушала я вас и поняла, что лучше коровы не найти хозяина. Вот уж где действительно и кров, и хлеб, и не скушают тебя с травой по ошибке! Ведь сколько нас в рубце коровьем – миллиарды, а всем и работы, и еды хватает. Да…
- Кого называют симбионтами?
Сообщение 1. Термиты и симбиотические жгутиконосцы
Учитель.
В кишечнике человека паразитирует крупная инфузория балантидий.
Балантидий – один из видов паразитических инфузорий. Случаи заражения редки. Паразитирование балантидия в кишечнике человека обычно вызывает тяжело протекающий колит. Коварство его действий очень схоже с действиями амебы дизентерийной. Но поскольку паразит внедряется в самую толщу тканей кишечника, лечение балантидиоза очень затруднительно.
В отличие от инфузории туфельки, у неё нет клеточного рта, глотки и пищеварительных вакуолей. Объясните почему?
(Книга “Занимательная зоология”, “Олимпиада “Простейшие”)
(Отсутствие специальных органоидов питания у балантидия можно объяснить тем, что эта инфузория использует уже растворённые питательные вещества, которые поглощает всей поверхностью тела)
Учитель.
Несмотря на то, что размеры простейших очень малы, они имеют большое значение в природе и жизни человека.
Каково значение простейших в природе?
(Работа с текстом учебника, с. 99 и дополнительным материалом “Значение простейших в природе и жизни человека” из книги “Хрестоматия по зоологии”)
После рассказа о значении простейших все учащиеся заполняют таблицу в тетради. При заполнении они могут пользоваться текстом учебника.
Роль простейших в природе и жизни человека
Роль простейших в | |
природе | жизни человека |
1. Индикаторы загрязнённости вод органическими веществами. | 1. Возбудители заболеваний человека и животных. |
2. Участие в образовании осадочных пород (известняка). | 2. Квартиранты и симбионты в организмах человека и животных (помощь в переваривании пищи). |
3. Содействуют геологической разведке ( определение возраста пластов земной коры, разведка полезных ископаемых) | |
4. Источник питания для других животных. |
Учитель.
Простейшие нередко становятся причинами заболеваний человека. Как уберечься от этих заболеваний?
Предложить учащимся составить памятку “Профилактика заболеваний, вызываемых простейшими животными”, используя текст учебника и дополнительную литературу.
Учащиеся рекомендуют:
1. Пить только кипячёную воду.
2. Не купаться в водоёмах со стоячей, загрязнённой водой.
3. Соблюдать правила личной гигиены. Мыть руки после работы с землёй, общения с животными.
4. Делать предупредительные прививки перед поездкой в тропические страны.
После выступления учащихся проводится обсуждение и дополнение памятки.
Их внимание акцентируется на правилах личной гигиены.
Подведение итогов урока.
Внимание класса обращаем к схеме “Подцарство Одноклеточные”, записанной на доске.
Какие новые знания вы получили на уроке?
Домашнее задание.
Текст учебника, с. 98-99.
Тест “Какие утверждения верны? ”, с. 100.
Индивидуальное задание: подготовить к обобщающему уроку сообщения об одиночных и колониальных растительных жгутиконосцев.