Урок окружающего мира в 4-м классе по УМК "Школа России". Тема "Леса России"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Сформировать у учащихся представления о лесной зоне. Познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом; познакомить с растительным и животным миром.
  2. Развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, дополнительной литературой, гербарием.
  3. Воспитывать интерес к знаниям, любовь к родной природе.

Методы обучения:

  1. По источнику знаний – практический, наглядный, игровой.
  2. По характеру познавательной деятельности учащихся – частично-поисковый.
  3. По дидактической цели – изучение нового материала.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Средства обучения: доска школьная, магнитная доска, учебник, тест, демонстрационный материал (картины природы, таблицы “Тайга”, “Смешанный лес”, “Широколиственный лес”, гербарий хвойных деревьев, картинки с изображением лиственных деревьев, животных, птиц, насекомых, рыб, таблица “Роза ветров”, карта природных зон России, физическая карта России, шишки ели, сосны, кедра, карточки для составления таблицы), магнитофон, музыка (“Голоса птиц”, “Лесной марш”), атласы, рабочие тетради по окружающему миру.

План урока

1. Организационный момент:

– Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по нашей стране, но сначала давайте проверим домашнее задание.

2. Проверка знаний и умений:

Роза ветров.

– Дополните схему Розы ветров. Поставьте указатели сторон горизонта. (С, Ю, З, В, СЗ, ЮЗ, ЮВ, СВ)

– А теперь расскажите, как ориентируемся по краям карты. (С, Ю, З, В)

– На карту – указатели прикрепите.

– Работаем по карте.

– Откройте атласы на стр. 28.

– Покажите границу нашей страны (На З, Ю – наша страна имеет в основном сухопутные границы, а на ЮВ, В – омывается морями Тихого океана, а на и С – наша страна омывается морями Северного Ледовитого океана.)

– Посмотрите на картины, изображающие разные уголки нашей страны. Что вы можете сказать о природе нашей страны? (Она разнообразна.)

– Как вы думаете, почему так разнообразна природа нашей страны? (Она лежит в разных тепловых поясах.)

– Отчего зависит количество тепла, которое получает каждый климатический пояс? (Наша земля имеет форму шара.)

– Покажите на глобусе, как изменяется количество тепла от экватора к полюсам. (От экватора к полюсам уменьшается количество тепла.)

– А как изменяется количество тепла на территории нашей страны? (От юга к северу уменьшается)

– Скажите, какая зона находится на севере нашей страны? (Зона арктических пустынь)

– Покажите её на карте.

– Что вы можете сказать о растительном мире Арктики? (Растительный мир в этой зоне очень скудный.)

– А почему? Объясните скудность растительного мира зоны арктических пустынь? (Там минимальное количество тепла, долгая холодная зима и короткое холодное лето: температура воздуха летом поднимается на несколько градусов выше нуля; нет почв; находится за полярным кругом)

– А что вы скажете о географическом положении тундры? (Тундра расположена вдоль берегов Северного Ледовитого океана)

-Покажите её на карте.

– В чём особенность климатических условий тундры? (Зима холодная, лето короткое, прохладное; полярная ночь – 2 месяца; летом полярный день – 3 месяца, сильные ветры, пурга, почва оттаивает только сверху.)

– Мы повторили с вами, а теперь выполним тест.

Тест “ТУНДРА”

1) Зона тундры расположена…

a) севернее арктических пустынь

b) южнее арктических пустынь

2) Тундра находится …

  1. на равнинах
  2. на возвышенностях
  3. в горах

3) В тундре…

  1. ярко выражены все 4 времени года, одинаковые по продолжительности
  2. длинная суровая зима, жаркое лето.
  3. длинная суровая зима, короткое, прохладное лето.

4)Главное занятие коренного населения тундры – …

  1. рыболовство
  2. оленеводство
  3. земледелие

5) Растения тундры…

  1. высокие с мощными корнями и широкими листьями
  2. низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.

6) К тундровым растениям относятся…

  1. лишайники, мхи, полярные маки;
  2. кедр, осина, пальма, клён, дуб, сосна;
  3. карликовая ива, мох – ягель, черника, голубика, брусника, морошка.

7) В тундре обитают…

  1. Тюлени, моржи, белые медведи, птицы: кайры, тупики, гуси, чайки.
  2. Песцы, лемминги, волки, белая куропатка, белая сова, кречет, северный олень;
  3. Верблюды, лошади, коровы.

Проверка теста:1 – б – У кого так? Кто ошибся – исправьте и прочитайте, что там написано.

2 – а ; 3 – с; 4 – б; 5 – б; 6 – с; 7 – б.

– У кого не было ошибок?

– Используя ответы на тест, составьте рассказ о тундре. (Зона тундры расположена южнее зоны арктических пустынь. Тундра расположена на равнинах. В тундре длинная суровая зима и короткое прохладное лето. Главное занятие коренного населения тундры – оленеводство. Растения тундры низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями. К тундровым растениям относятся: карликовая ива, мох – ягель, черника, голубика, брусника, морошка. В тундре обитают: песцы, лемминги, волки, белая куропатка, белая сова, кречет, северный олень.)

– Сравните природу тундры с природой арктических пустынь. (В зоне арктических пустынь более суровая природа, поэтому животный и растительный мир тундры богаче, разнообразнее.)

– Давайте подумаем, вот осадков в тундре выпадает не много, почему же там много озёр и болот? (вечная мерзлота не пропускает воду, низкая температура не позволяет испаряться ей)

– Как приспособились растения к жизни в тундре? (они низкорослые, как бы льнут к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов)

3. Физминутка под музыку “Лесной марш”.

– Угадайте, куда отправится наша экспедиция теперь. А перед её началом – зарядка.

4. Работа над новой темой: Леса в России и природные условия в них.

Вы правильно угадали. Сегодня мы отправляемся в зону лесов и тема нашего урока : Леса России. (Открыть на доске запись; картины с изображением лесов.)

Звучит пение птиц. Учитель читает:

“-Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Что в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Всё открой, не утаи!
Ты же видишь – мы свои!”

– Что такое лес? (Лес – это сообщество из деревьев, кустарников, мхов, лишайников и грибов.)

– На какие две группы вы разделили бы деревья, растущие в лесу? (Хвойные и лиственные.)

– Приведите примеры хвойных и лиственных деревьев. (Показ гербария и картинок деревьев)

– Почему эти деревья называют хвойными? (У них вместо листьев – хвоинки.)

– Посмотрите на картины, изображающие лес. Что можно сказать о природе лесной зоны по сравнению с зоной тундры? (Зона лесов богаче и разнообразнее зоны тундры.)

– Посмотрим на карту и объясним, почему это происходит.

– Найдите на карте зону лесов. Каким цветом она обозначена? (Зелёным.)

– Что можете сказать об этой зоне, глядя на карту?

– Эта природная зона самая большая. Наш лес даже занесен в книгу рекордов Гиннеса, как самый большой лес в мире. Общая площадь лесов достигает 1 100 000 000 га (четвёртая часть всех лесов мира).

– Определите географическое положение зоны лесов. (Зона лесов протянулась широкой полосой от Балтийского моря через всю страну до берегов Тихого океана. Она находится южнее зоны тундры. Значит, получает большее количество тепла.)

– В каком тепловом поясе она лежит? (В основном в умеренном поясе)

– Что характерно для этого пояса? (Ярко выражены все 4 времени года, холодная зима и тёплое лето.)

– Какая здесь будет зима? Лето?

– Обратимся к физической карте нашей страны и дадим характеристику земной поверхности, на которой расположена зона лесов. (Зона лесов большей частью расположена на Восточно–Европейской и Западно–Сибирской равнинах, а также на Средне–Сибирском плоскогорье.)

– Как вы думаете, сразу ли тундра переходит в лес? (Нет. Есть ещё переходная зона – лесотундра. На карте она обозначена розовым цветом.)

– Правильно. Не сразу лес растёт стеной. Сначала лес появляется по речным долинам у рек, а потом островками заходит на возвышенности. Деревья здесь корявые и низкорослые, большие деревья растут дальше к югу. Как вы думаете, почему? (Там количество тепла больше.)

– Внимательно посмотрите на карту, на территорию, занимаемую лесной зоной и скажите, что вас удивило, озадачило. Лесная зона обозначена на карте тремя цветами.

– Обратитесь к легенде карты и сами объясните, почему лесная зона на карте изображена тремя разными цветами. (Тёмно-зелёным цветом изображена тайга, зелёным цветом – смешанные леса, другим насыщенным зелёным цветом – широколиственные леса.)

Тайга.

– Отправляемся с вами в тайгу. Прочитайте о тайге стр. 98, 99, 100.

– Скажите, что вас удивило, что нового вы для себя узнали, открыли?

– Что же называют тайгой? (Тайга-это хвойный лес)

– Как вы думаете, почему хвойные деревья занимают северную часть лесной полосы? (Здесь растут деревья не очень требовательные к теплу)

– Почему в тундре не растут деревья, а в тайге растут? (В тундре слой вечной мерзлоты, поэтому там не могут расти высокие деревья. Летом в лесной зоне теплее, чем в тундре.)

Посмотрите внимательно на картину тайги. Почему там много поваленных деревьев? (Это называется бурелом – поваленные бурей деревья)

– Как вы думаете, а почему в тайге много бурелома? (В тайге тоже есть вечная мерзлота, правда летом поверхность земли оттаивает на большую глубину, чем в тундре. Поэтому корни деревьев не могут уходить глубоко в землю. Бури часто их ломают и образуется бурелом.)

– Давайте поближе познакомимся с хвойными деревьями. Поможет нам в этом таблица на стр. 99.

– Что вы заметили необычного в этой таблице? В чём отличие ели от пихты?

– Ель и пихту отличить трудно. У ели хвоинки короче, колючей, более зелёные, шишки растут вниз. У пихты хвоя длиннее, гуще, зеленовато– голубая, шишки растут вверх. Хвоя мягче еловой. (Показ гербария)

– Сравните ветки сосны и кедра. (Внешне ветки кедра и сосны похожи, но у сосны хвоинки растут попарно, а у кедра – по 5 в пучке. Шишки кедра крупные, орехи вкусные. У сосны шишки мелкие, с семенами. Ель и пихта растут часто рядом, а кедр с сосной обычно не смешиваются. Кедр растёт до 40 м высотой – это 12 этажный дом.

– А чем особенна лиственница?

Игра “угадай-ка”.

– А теперь поиграем в игру. Угадайте, с какого дерева упали эти шишки?( Деревья: ель, сосна, кедр, пихта, лиственница)

– Подумайте, а ведь на территории Саратовской области тоже растут сосны и ели. Можно ли сказать что у нас тайга? (Нельзя. У нас лес растёт борами. Мы живём лесостепной зоне.)

– А вот вам загадка. Тот, кто внимательно работал по учебнику, сразу угадает, в названии какой птицы спряталось название дерева. (Кедровка – кедр.)

Смешанные и широколиственные леса.

– Мы познакомились с тайгой. А о каких лесах нам ещё нужно поговорить? (О смешанных и широколиственных лесах)

– Почему леса называют широколиственными и смешанными? (Деревья с широкими листьями – в широколиственных лесах; и хвойные и лиственные в смешанных)

– Предположите, какие растения могут расти в широколиственных лесах? (На доску.)

Тайга Смешанный лес Широколиственный лес
  Берёза, осина Дуб, клён, липа,
  Лиственница Вяз, ясень
  (примерно третью часть лесов)  

– А в смешанных лесах? (мелколиственные деревья)

– Прочитайте на стр. 103 и убедитесь в правильности своего предположения.

– Добавьте, что нового вы узнали о смешанных и широколиственных лесах.

– Почему смешанные и широколиственные леса растут южнее тайги? (Ближе к югу зоны становится ещё теплее, поэтому здесь растут теплолюбивые деревья)

– Что нужно добавить в нашу таблицу, чтобы она была полной? (Тайгу)

– Какие деревья тайги вы запомнили?

Животный мир лесов

Что вы можете сказать о животном мире лесной зоны? Объясните почему в лесной зоне большое количество животных и птиц. (Они находят себе корм и жильё.)

– Правильно, лес – это дом для зверей и птиц. А какие по типу питания животные здесь могут обитать? Травоядные могут? (Лось, олень, косуля, заяц, бобёр, белка, бурундук.)

– Почему? (Много пищи для них)

– Хищники могут обитать? (Волк, лиса, куница, енот, соболь, куница.)

– Почему? (Много мелких животных.)

– Всеядные могут? (Медведь, ёж, кабан.)

– Откройте атлас на стр. 34-35. Рассмотрите животных.

– Назовите птиц. Это самые крупные птицы. Кроме них живут и кукушка, соловей, зяблик, певчий дрозд, дятел, ястреб, сова, коршун, сокол, орёл.

– Назовите мелких животных. (Бурундук, белка, заяц)

– Какие мелкие животные встретились в учебнике на стр. 100, а здесь их нет? Кто заметил? (Полёвка, летяга.)

– Назовите хищных животных. (Тигр – в Дальневосточной тайге; рысь, соболь, куница, волк, лиса.)

– Травоядных. (Лось, пятнистый олень, косуля, марал, заяц, белка, бурундук.)

– Всеядных. (Медведь, кабан, ёж.)

– Пресмыкающихся. (Гадюка, уж.)

– И это ещё далеко не всё. В лесу много насекомых: комары, мошкара, оводы, слепни, муравьи, бабочки, стрекозы. В лесных реках водится рыба: плотва, налим, щука, судак, лещ. Вот как богат животный мир лесов.

5. Закрепление

– Как вы поняли, какие 3 части можно выделить в лесной зоне? (Тайга, смешанный и широколиственный лес.)

– А теперь поработаем в тетрадях. На стр. 31 задание № 2.

– Запишите названия 2-3 деревьев каждой зоны.

– Какие деревья записали в зоне тайги? В зоне смешанных лесов? В зоне широколиственных лесов?

– А теперь проверим, запомнили ли вы животных лесной зоны. Среди картинок животных на наборном полотне нужно выбрать только те, которые изображают животных лесной зоны. Пойди и найди этих животных. Давайте поместим их на карту.

– Посмотрите, как выглядит теперь наша карта. Недаром говорят, что: “Лес – родной дом и кормилец лесных зверей и птиц”

– Скажите, а что будет с этими животными, если лес погибнет? (Они тоже погибнут)

– Ребята, учёные подсчитали, что на Земле каждую минуту вырубают примерно 20 гектаров леса. Как представить себе 20 гектаров? Это участок длиной 2 километра и шириной 100 метров. Каждую минуту с Земли исчезает столько леса!

– А сколько за 10 минут? (200 гектаров.)

– А за час? (1200 гектаров.)

– А за год?

– Не случится ли так, что на земле совсем не останется лесов? Об этом и о многом другом мы поговорим с вами на следующем уроке.

6. Подведение итогов урока

Что вы узнали о зоне лесов?

7. Оценки за урок.

8. Домашнее задание:

Стр. 98 – 103 , тетрадь стр. 32 № 3, № 5.