Исследование профессиональной компетентности педагога – одно из ведущих направлений исследовательской деятельности целого ряда учёных.
За последнее время появилось большое количество публикаций, связанных с рассмотрением профессиональной компетентности в образовании. Проблема определения профессиональной компетентности педагога стала объектом спора и разногласий между психологами, педагогами, специалистами – практиками, так как нет единого подхода к определению этого понятия.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные положения о профессиональной компетентности педагога в трудах В.А. Сластенина, Л.С.Выгодского, В.В. Давыдова, А.Н.Леонтьева, С.Г.Молчанова, Г.В.Яковлевой и др. В теории педагогического образования понятие “профессиональная компетентность” обозначает совокупность профессионально обусловленных требований к педагогу и употребляется с такими терминами, как “квалификационная характеристика”, “профессиограмма личности”, “профессиональная готовность” (Е.И. Рогов, О.М. Шиян, Н.В.Кузьмин и др.).
В психологии принята точка зрения, согласно которой понятие “компетентность” включает знание, умение, навыки, а также способы осуществления деятельности (А.П.Журавлёв, Н.Ф.Талызина, Р.К. Шакуров, А.И.Щербаков).
Таким образом, при всем разнообразии исследовательских подходов, следует определение профессиональной компетентности как интегративного свойства личности педагога, характеризующего его осведомлённость в психолого – педагогической области знаний, профессиональные умения и навыки, личностный опыт. При этом необходимо, чтобы педагог был нацелен на перспективность в работе, открыт к динамическому обогащению необходимыми знаниями, уверен в себе и способен достигать профессионально значимых результатов.
Эта общая характеристика профессиональной компетентности педагога в литературе конкретизирована различными вариантами и моделями профессионально значимых качеств личности.
Среди основных направлений деятельности педагогов дошкольных учреждений одно из центральных мест занимает работа по речевому развитию детей, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка.
Мы выявили существующую проблему: необходимость повышения качества речевого развития детей, с одной стороны, и недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов, с другой.
Данная проблема определила цель и задачи нашего исследования.
Цель работы: создание системы методической работы с использованием индивидуального и дифференцированного подхода к педагогам, обеспечивающей повышение профессиональной компетентности воспитателей по вопросам развития речи дошкольников.
Задачи:
– на основе изучения научно – педагогической литературы определить основные признаки профессиональной компетентности воспитателей по вопросам развития речи дошкольников;
– создать инструментальное обеспечение оценки уровня профессиональной компетентности каждого педагога по вопросам развития речи дошкольников;
– определить содержание методической работы по данному направлению;
Гипотеза исследования состояла в предположении, что методическая работа будет обеспечивать более эффективное, в сравнении с имеющейся практикой, повышение профессиональной компетентности воспитателей по вопросам развития речи дошкольников при соблюдении следующих условий^
– достаточной информированности руководителей структурных подразделений по данному вопросу;
– при изучении уровня профессиональной подготовленности педагогов к организации речевой работы с детьми;
– организации методической работы, основанной на принципе дифференциации;
– активной позиции самих педагогов.
Практическая значимость: применение разработанных рекомендаций по организации методической работы с каждой группой педагогов руководителями и старшими воспитателями ДОУ.
“Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам развития речи дошкольников”
Среди основных направлений деятельности педагогов дошкольных учреждений одно из центральных мест занимает работа по речевому развитию детей, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития навыков речевого общения детей, развития речи в тесной взаимосвязи с развитием мышления ребенка, осознания себя и окружающего мира.
В результате внедрения в ДОУ вариативных образовательных программ, авторских методик и технологий, у педагогов нашего дошкольного учреждения возникла острая необходимость в обновлении теоретических знаний и практических умении в области развития речи дошкольника.
Рассмотрим модель системы повышения профессиональной компетентности педагогов по вопросу речевого развития детей МДОУ №10 (рисунок 1).
Рисунок 1
Модель системы непрерывного образования, повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ.
Основным подходом в организации методической деятельности стала работа на диагностической основе. Первично – это мониторинг профессионального мастерства педагогов.
Диагностика уровня педагогической компетентности по вопросам речевого развития дошкольников
Диагностика профессиональной деятельности педагогов помогает оценить не только фактический уровень профессиональной подготовки каждого воспитателя, во-первых, мы узнали потенциальные возможности каждого воспитателя. Это позволяет нам адресно планировать и повышение квалификации, и обобщение опыта, и индивидуальную работу. Во-вторых, созданы условия для удовлетворения запросов по самообразованию педагогов. Выбор темы для самообразования, курсов в институте повышения квалификации, знакомство с периодическими изданиями, встречи с коллегами становятся не формой, а содержанием работы. В-третьих, самоанализ деятельности педагогов позволяет искать пути совершенствования личностных и профессиональных умений.
Для проведения диагностического обследования педагогов ДОУ за основу была взята “Диагностика уровня профессиональной подготовленности педагогов к организации речевой работы с детьми” (приложение 1), разработанная координационно – методическим советом по реализации городского образовательного проекта “Развитие речи дошкольника”. В данной диагностической методике представлены основные признаки профессиональной компетентности, выделенные С.Г.Молчановым и Г.В.Яковлевой (Молчанов С.Г., Г.В.Яковлева “Инструментальное обеспечение оценивания методической компетентности педагогов инновационных ДОУ”)
Для более глубокого обследования, в диагностической методике определены показатели научной, методической и профессиональной подготовленности воспитателей к организации речевой работы с детьми, которые оцениваются самими воспитателями. Для получения данных, необходимо проставить бальные оценки от 0 до 3 баллов по каждому из показателей и определить уровень подготовленности педагогов (приложение 2).
0 баллов – отсутствие выраженности
данного показателя у педагога;
1 балл – слабая выраженность показателя;
2 балла – достаточная выраженность показателя;
3 балла – оптимальная выраженность показателя.
Как известно самооценка может быть не всегда адекватной, поэтому для установления объективной картины необходимо иметь экспертную оценку. В качестве экспертов могут выступать руководитель учреждения, старший воспитатель, психолог, опытные воспитатели.
Экспертная оценка связана с теми же самыми аспектами, на которые направлено внимание в процессе самооценивания. Результаты экспертной оценки отражаются в опросном листе и затем анализируются руководителем учреждения.
В диагностическом обследовании приняли участие 30 воспитателей нашего дошкольного учреждения. На начальном этапе работы по данному направлению оптимальный уровень профессиональной компетентности у 3 педагогов, достаточный уровень профессиональной компетентности показали 17 человек, критический уровень формирования профессиональной компетентности 10 воспитателей, недопустимого уровня профессиональной компетентности нет ни у одного педагога.
Результаты диагностики указали на необходимость совершенствования у молодых педагогов умений, связанных с проектированием деятельности, планированием приёмов её оптимизации, практикой широкого использования косвенных методов руководства деятельностью, активизирующей речь детей, со стимулированием детского творчества и оценочной деятельностью взрослых.
Наши опытные педагоги, проработавшие более 20 лет в системе дошкольного образования, осознавали необходимость изменений, но с трудом пересматривали свой опыт и формально воспринимали новшества. Как правило, и у них отсутствовало чувство перспективы и умение прогнозировать свою деятельность.
Таким образом, в результате диагностики был выявлен факт недостаточного уровня развития профессиональных умений воспитателей: в коррекции нуждались как прогностические, так и проективные, рефлексивные и аналитические умения. Поэтому были определены “точки” и “перспективы” профессионального роста каждого из педагогов и педагогического коллектива в целом и разработана система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов по вопросу речевого развития дошкольников.
Изучив всесторонне результаты диагностики, мы пришли к дифференциации педагогов. В результате из числа педагогов были сформированы три группы, в основе которых лежит принцип дифференциации по уровню практического мастерства:
- I группа — начинающие молодые специалисты, знакомящиеся с профессией и адаптирующиеся в ней, имеющие критический уровень профессиональной компетентности;
- II группа — педагоги, имеющие опыт работы, осознающие свои слабые и сильные стороны, совершенствующие свои умения; имеющие достаточный уровень методической и профессиональной подготовленности и критический уровень научной подготовленности;
- III группа — педагоги с достаточным опытом работы, у которых выработан стиль профессиональной деятельности, которые владеют профессией, имеющие оптимальный уровень методической и профессиональной подготовленности и достаточный уровень научной подготовленности.
Для каждой группы педагогов были определены задачи психологического сопровождения и рекомендуемые формы методической работы
Методическая работа как средство управления процессом повышения педагогической компетентности по вопросам речевого развития дошкольниковРазнообразие форм методической работы определяется, прежде всего, сложностью стоящих перед ней целей, многоликостью конкретных условий, в которых находится дошкольное учреждение. Главное в методической работе – оказание реальной действенной помощи воспитателям. Поэтому, развитие системы методической работы с педагогическими кадрами, с целью повышения качества речевого развития детей, осуществляется в нашем ДОУ в соответствии с рядом важнейших требований (приложение 3). Они вытекают из объективных закономерностей процесса повышения профессиональной квалификации воспитателей, а именно: практическая направленность; системность и систематичность; оперативность и оптимальное сочетание различных форм и методов работы.
Наша практика показала, что наиболее эффективными оказались следующие формы методической работы.
Обучающие семинары являются продуктивной формой повышения квалификации педагогов. Необходимым условием должно быть посильное участие всех педагогов. Для этого им заранее предлагаются задания, которые позволяют каждому развить педагогические способности, педагогическое мышление, коммуникабельность. В нашем учреждение такие семинары проводятся ежегодно. Так, в прошлом году были проведен семинар “Волшебница речь”, в этом году запланирован семинар “Актуальные вопросы развития речи детей раннего возраста”.
При подборе содержания методического материала заместители директора по УВР, старшие воспитатели основываются на принципах научности, деятельного характера обучения, вариативности и системности. Логика построения таких семинаров, как правило, определяется следующей структурой: от общих концептуальных проблем развития ребёнка на современном этапе – к характеристике интегративных подходов к речевому развитию в разных видах продуктивной деятельности. По окончании семинаров проводятся выставки игр и пособий, изготовленных педагогами по данной теме.
Опыт показывает: при таком построении материала педагог в работе в детьми сможет реализовать полученные практические умения, определяющие уровень работы по речевому развитию. Всё это расширяет границы профессиональной деятельности педагога и создаёт предпосылки для повышения его статуса.
Коллективные, групповые, индивидуальные консультации.
Их темы продиктованы годовыми задачами работы всего коллектива, запросами воспитателей, выявленными трудностями в работе педагогов. Наряду с консультациями старшего воспитателя практикуются консультации психолога, логопедов, специалистов ГПМПк. Так в прошлом году специалисты ГПМПк провели презентацию своей службы для родителей, консультации “Ранняя диагностика отклонений в развитии”, “Особенности речевого развития детей раннего и младшего дошкольного возраста”.
Открытые просмотры занятий играют значительную роль в образовательном процессе нашего ДОУ в целом и системе повышения профессиональной компетентности педагогов. Они позволяют увидеть работу педагогов, использовать их познавательный опыт, осознавать свои недочёты. Педагоги учатся анализировать особенности учебно – воспитательного процесса в целом, а также занятий или досуговой деятельности. Например, в прошлом году проходили просмотры комплексного занятия “Весна пришла” во 2 младшей группе, “Литературной гостиной”, посвящённой творчеству К.И.Чуковского в старшей группе, игр – инсценировок “За горами – за лесами”, “В гостях у сказки” в младших группах.
Для стимулирования активности педагогов в обновлении и совершенствовании содержания предметно – развивающей среды в нашем учреждении ежегодно проходят смотры– конкурсы (приложение 4). Смотр – конкурс – это способ проверки профессиональных знаний, умений и навыков, педагогической эрудиции, возможность оценивать результаты путём сравнения своих способностей с другими. В детском саду прошёл конкурс книжных уголков, предметно – развивающей среды по речевому развитию детей.
Изучение лучшего опыта педагогов позволяют решить нам ряд вопросов, таких как:
– целенаправленное накопление педагогического материала;
– анализ результатов деятельности по речевому развитию детей;
– взаимодействие всех специалистов.
В нашем учреждении распространение педагогического опыта проходит через открытые занятия, выступления на методических мероприятиях, в том числе и городских, участие в “Выставке методических идей”. В ДОУ изучен и обобщён опыт педагогов по темам:
“Использование приёмов драматизации в процессе формирования моторных навыков и развития речи детей”, “Развитие связной речи дошкольников старшего возраста”, “Формирование словарного запаса детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с малыми формами народного творчества”.
В 2006 году в детском саду начала работать “Школа молодого педагога” (приложение 5). Она организована для совершенствования профессионального мастерства молодых воспитателей, т.е. оказания помощи в организации педагогической работы, в создании условий для внедрения методических рекомендаций, реализуемых в ДОУ образовательных и парциальных программ, работе по самообразованию, а также для обеспечения педагогического сотрудничества. На занятиях помимо методики развития речи прорабатываются и вопросы культуры речи педагога, проводятся речевые практикумы.
В ДОУ организованы МО воспитателей (приложение 6) по вопросам речевого развития детей. Работа в этой группе способствует развитию конструктивно – проектировочных умений у педагогов.
Большое внимание в методической работе уделяется и обучению педагогов на курсах повышения квалификации
Таким образом, мы считаем, что эффективно организованная система методической работы является важным звеном в непрерывном профессиональном образовании педагогов, цель которого – организовать его с максимальной пользой для каждого воспитателя в соответствии с его запросами, целенаправленно используя методические возможности ДОУ. Эффективность методической работы определяется тем, в какой мере она обеспечивает высокие конечные результаты – знания, умения и навыки детей, уровень их воспитанности и развитости.
Чтобы оценить систему методической работы в ДОУ, необходимо выделить критерии оценки. Их количество может быть разным и зависит от конкретного детского сада. Мы использовали критерии, предложенные Ю.К.Бабанским.
Первый критерий результативности методической работы можно считать достигнутым, если результаты развития детей растут, достигая оптимального уровня для каждого ребёнка или приближаясь к нему, за отведённое время без перегрузки детей.
Второй критерий рациональных затрат времени, экономичности методической работы достигается там, где рост мастерства воспитателей происходит при разумных затратах времени и усилий на методическую работу и самообразование.
Третий критерий стимулирующей роли методической работы заключается в том, что в коллективе наблюдается улучшение психологического климата, рост творческой активности педагогов и их удовлетворение результатами своего труда.
Какова же эффективность методической работы в ДОУ?
Говорить о глубоких качественных изменениях в педагогической деятельности воспитателей ещё рано, но некоторые положительные моменты всё же хочется отметить.
- О повышении уровня профессиональной компетентности педагогов говорят следующие факты:
– за период 2006-08 учебных годов было аттестовано 18 человек ( из них на высшую квалификационную категорию -1, на 1 квалификационную категорию – 5, на 2 квалификационную категорию – 12 человек), в 2008-2009 учебном году подали заявления на аттестацию 18 педагогов ( из них на высшую категорию -2ч, на 1кв.кат – 4ч, на вторую -12ч);
- составлен сборник с опытом работы воспитателей МДОУ №10 “Приобщение детей к книжной культуре”;
- опыт работы педагогов по речевому развитию детей был представлен на работе круглого стола по теме “Речевая деятельность ребёнка: общие проблемы детского сада и начальной школы”, ежегодно представляется на НППО;
- речевое развитие детей выбрано как направление углублённой работы по самообразованию 7 воспитателями;
- в группах пополнилась предметно – развивающая среда;
- улучшилось качество организации воспитательно– образовательного процесса;
- показатели качества речевого развития детей характеризуются стабильностью с тенденцией постепенного увеличения:
2003-04 – 27%;
2006-2007 – 43%;
2007-2008 – 45%;
и планомерным уменьшением низкого уровня:
2003-04 – 10 %;
2006-2007 – 6 %;
2007-2008 – 5 %.
В настоящее время в ДОУ создается профессиональная общность единомышленников, укрепляются традиции, направленные на сближение, взаимопонимание и созидательную деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Несмотря на хорошую динамику эффективности методической работы, имеются перспективы её роста:
– оснащение и организация методических кабинетов в структурных подразделениях в соответствии с современными требованиями;
– организация единого методического дня как одной из форм стимулирования педагогов к творческому труду;
– взаимодействие с научно – педагогическим сообществом г. Магнитогорска, Челябинска.
Таким образом, отмечаем, что работа с педагогами по повышению профессиональной компетентности по вопросам речевого развития детей позволяет полностью обеспечить целостность воспитательно-образовательного процесса и гарантирует разностороннее, полноценное развитие ребенка, формируя у него универсальные способности до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества, обеспечивая тем самым равный старт развития для всех детей.