Классный час во 2-м классе "Государственная символика Российской Федерации"

Разделы: Начальная школа


Цели: повторение, закрепление и углубление знаний о государственной символике Российской Федерации.

Задачи:

Воспитательные: воспитание у детей интереса к изучению истории своей страны через знакомство с государственной символикой РФ, к изучению истории своей малой Родины через знакомство с символикой Мурманской области; воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну; бережного, трепетного отношения к историческому наследию России.

Образовательные:

  • повторение, закрепление и углубление знаний о государственной символике Российской Федерации; расширение кругозора детей;

  • ознакомление со значением цветов российского флага, с гербом Российской Федерации, с государственным гимном.

Развивающие: развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся; развитие умения работать сообща и дружно с одноклассниками; следовать заданному алгоритму действия; формирование коммуникативных способностей и умения вести диалог; совершенствовать мыслительные операции: анализа, аналогии, обобщения, сопоставления; развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции; развивать мелкую моторику кистей рук; развивать чувство уверенности в своих возможностях; развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.

Оборудование:

ТСО: компьютер, экран, проектор, компьютерная презентация.

Для учителя: музыкальная композиция гимна, плакат со словами гимна, физическая карта Европы, 3 макета с флагами России, Белоруссии, Украины и флаг любой страны (флаги любых стран на усмотрение классного руководителя), герб России; лента времени.

Для детей: макет герба, макет щита, различные части флагов стран; клей, подкладной лист, кисть для клея; три толковых словаря; слова гимна для каждого учащегося.

Оформление доски

Гимн современной России принят в 2000 г.

Композитор - А.В. Александров

Поэт - С.В. Михалков".

Число

Слова гимна

Карточки с флагами России, Белоруссии, Украины

"Государственная символика Российской Федерации"

Физическая карта Европы

Лента времени

ХОД И СОДЕРЖАНИЕ

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята. Садитесь.

– Сегодня на занятии мы с вами повторим и узнаем новое о государственной символике Российской Федерации.

II. Основная часть.

1. Работа с физической картой Европы.

– Тема нашего урока “Государственная символика Российской Федерации” (открыть слайд № 2)

– Посмотрите, пожалуйста, внимательно на карту.

– Кто знает, где располагается Белоруссия? Давайте отметим флагом.

– Кто знает, где располагается Украина? Давайте отметим флагом (можно выбрать любые страны на усмотрение классного руководителя).

– Кто может показать территорию Российской Федерации?

2. Государственный флаг Российской Федерации.

– Какого цвета флаг нашей страны? (В описании флага могут активно участвовать дети.)

– Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос (открыть слайд № 2): верхняя – белого, средняя – синего, нижняя – красного цвета.

3. Практическая работа.

– Мы сейчас с вами соберем флаг Российской Федерации.

-У вас на партах лежат различные части флагов. Найдите те части, которые соответствуют цветам флага Российского государства.

Техника безопасности.

– Какие правила безопасности должны соблюдать?

– Громко не разговаривать;

– руками не размахивать;

– не брать руки и кисть в рот;

– не трогать лицо и глаза руками (убрать слайд № 2)

– Соберите флаг (во время самостоятельной работы экран должен быть чистым)

– Покажите, что у вас получилось?

– А теперь давайте отметим флагом РФ территорию нашей страны.

– Каждое государство имеет свой флаг. Цвета на флагах разных государств имеют свое значение.

– Кто из вас знает, что обозначает каждый цвет нашего флага?

– Издревле каждый цвет имел свое особое значение. Что же означают цвета российского флага? (Открыть слайд № 4). На Руси белый цвет означал мир, чистоту, правду.

Синий – небо, верность, веру (щелчок). Красный – смелость, доброту, честность, огонь и кровь.

– Государственные флаги развеваются над теми зданиями (щелчок), где работают главы государств и городов. У нас в городе Коле флаг Российской Федерации развевается на здании, где располагается Совет депутатов Муниципального образования Кольский район Мурманской области и Администрация Муниципального образования, а также Администрация Совета депутатов (открыть слайд № 5). Флаг РФ на администрации Колы.

– Какой флаг развивается рядом?

– Это флаг Мурманской области (открыть слайд № 6). Иллюстрация флага Мурманской области.

– В праздничные дни флагами украшают улицы городов и сел (убрать слайд № 6, экран чистый).

– Флаг Российской Федерации поднимают в случае победы спортсменов на международных соревнованиях, на олимпиадах и в других случаях.

– А какие еще государственные символы России вы знаете? Если дети затрудняются ответить, то учитель напоминает про герб, гимн.

4. История герба России.

– Многие флаги и гербы напоминают жителям независимых государств о страницах истории их страны. И нам сейчас предстоит отправиться в XV век, откуда берет начало история герба России.

Работа с “лентой времени” (на доске – увеличенный вариант, где работает один из учеников, комментируя свои действия).

– Покажите "день сегодняшний".

– Покажите отрезок "будущего" времени.

– Мы хотим отправиться в "прошлое". Куда будем двигаться?

– Обозначим X век.

– Год 1497 обозначим на "ленте времени".

– В XIV веке, в годы правления Великого князя Ивана Даниловича, внука Александра Невского (слайд № 8), расширилось и укрепилось Московское княжество, и с этого времени стали московские князья главными среди других князей Руси. Так возникло новое Московское государство.

– Его первый правитель Иван III Васильевич (слайд № 9) стал именовать себя Великим государем всея Руси. И во все концы страны расходились указы Великого государя, скрепленные печатью. Посмотрите внимательно: на одной ее стороне был изображен герб России – двуглавый орел, а на другой – всадник, поражающий копьем змея (слайд № 10).

– А теперь рассмотрите герб современной России, России сегодняшнего дня (слайд № 11). Какие его элементы напоминают герб Московского государства?" (Достаточно, если дети выделят "орла" и "всадника".)

– Двуглавый орел – это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла напоминают об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. А грудь орла защищена щитом с изображением святого Георгия, Георгия Победоносца. Святой Георгий с давних времен был наиболее почитаем на Руси. Его считали заступником человека, ограждающим его от сил зла, бесстрашно вступающим в борьбу с самой грозной и темной силой.

5. Практическая работа.

– У вас на партах лежит макет с изображением герба России без щита и отдельно щит с изображением Георгия Победоносца.

– Где должен находиться щит?

Техника безопасности.

– Какие правила безопасности должны соблюдать?

– Громко не разговаривать;

– руками не размахивать;

– не брать руки и кисть в рот;

– не трогать лицо и глаза руками (убрать слайд № 11, во время самостоятельной работы экран должен быть чистым).

– С помощью клея соберите полный макет герба России.

– Покажите, что у вас получилось. Молодцы.

– Прикрепим герб нашего государства на территорию России на карте.

– У Мурманской области есть свой герб, и выглядит он вот таким образом (слайд № 13).

– Есть свой герб и города Колы (слайд № 14).

– 25 января 1780 года было образовано Вологодское наместничество.

– 2 октября 1780 года Екатерина II утвердила доклад сената "О гербах городам Вологодского наместничества".

– Среди прочих получил герб и центр Кольского уезда – город Кола. В верхней части щита в красном поле видна выходящая из серебряного облака рука, держащая золотую державу и серебряный меч (герб Вологодского наместничества). В нижней части изображен кит на голубом поле – в знак того, что жители Колы "в ловле его упражнялись" (убрать слайд № 14).

6. Гимн современной России.

– Другим высшим символом государства является гимн.

– Найдите в толковом словаре определение слова гимн.

– Что обозначает слово “гимн” (слайд № 16, гимн – торжественное музыкальное произведение). Прикрепляю слово гимн на карту, (щелчок, чтение со слайда; щелчок, чтение со слайда)

– Кто из вас знает, кто написал слова гимна? Кто написал музыку к словам гимна?

– Гимн современной России принят в 2000 г. музыку написал А.В. Александров, а слова – поэт С.В. Михалков (щелчок, чтение фамилий).

– Где может звучать гимн? Олимпиады, спортивные соревнования, государственные праздники.

– При исполнении гимна люди всегда встают, так они проявляют уважение к государству, чей гимн звучит. И мы с вами сейчас встанем при исполнении гимна нашей Родины (щелчок по значку со звуком).

Работа над выразительным чтением, заучивание наизусть (первичная работа).

– У каждого на парте лежит текст со словами гимна, возьмите его.

– Прочитайте “про себя”.

– Послушайте, как я прочитаю. (Чтение вслух детьми, хором с учителем, самостоятельно и т.п. на усмотрение классного руководителя).

– Мы прослушали гимн, а теперь мы с вами исполним его (все встают и обязательно под аудиозапись исполняют гимн).

III. Итог.

В ходе занятия на доске появились слова “флаг”, “герб”, “гимн”.

– Какие же высшие государственные символы России вы теперь можете назвать?

(слайд № 17)

– Что запомнили о флаге? О гербе? О флаге?

– В каждой стране гордятся своими государственными символами.

С урока дети уносят текст гимна.

Если на уроке останется время.

Можно рассказать о том, что известные музыкальные группы исполняют гимн только в инструментальной обработке.

Прослушивание гимна в исполнении группы Любе (слайд № 17, щелчок по значку со звуком).

Презентация

Гимн России

"Любэ". Гимн России

Видео