Цели: повторение, закрепление и углубление знаний о государственной символике Российской Федерации.
Задачи:
Воспитательные: воспитание у детей интереса к изучению истории своей страны через знакомство с государственной символикой РФ, к изучению истории своей малой Родины через знакомство с символикой Мурманской области; воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну; бережного, трепетного отношения к историческому наследию России.
Образовательные:
повторение, закрепление и углубление знаний о государственной символике Российской Федерации; расширение кругозора детей;
ознакомление со значением цветов российского флага, с гербом Российской Федерации, с государственным гимном.
Развивающие: развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся; развитие умения работать сообща и дружно с одноклассниками; следовать заданному алгоритму действия; формирование коммуникативных способностей и умения вести диалог; совершенствовать мыслительные операции: анализа, аналогии, обобщения, сопоставления; развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции; развивать мелкую моторику кистей рук; развивать чувство уверенности в своих возможностях; развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.
Оборудование:
ТСО: компьютер, экран, проектор, компьютерная презентация.
Для учителя: музыкальная композиция гимна, плакат со словами гимна, физическая карта Европы, 3 макета с флагами России, Белоруссии, Украины и флаг любой страны (флаги любых стран на усмотрение классного руководителя), герб России; лента времени.
Для детей: макет герба, макет щита, различные части флагов стран; клей, подкладной лист, кисть для клея; три толковых словаря; слова гимна для каждого учащегося.
Оформление доски
Гимн современной России принят в
2000 г. Композитор - А.В. Александров Поэт - С.В. Михалков". |
Число |
Слова гимна Карточки с флагами России, Белоруссии, Украины |
"Государственная символика Российской Федерации" |
||
Физическая карта Европы Лента времени |
ХОД И СОДЕРЖАНИЕ
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята. Садитесь.
– Сегодня на занятии мы с вами повторим и узнаем новое о государственной символике Российской Федерации.
II. Основная часть.
1. Работа с физической картой Европы.
– Тема нашего урока “Государственная символика Российской Федерации” (открыть слайд № 2)
– Посмотрите, пожалуйста, внимательно на карту.
– Кто знает, где располагается Белоруссия? Давайте отметим флагом.
– Кто знает, где располагается Украина? Давайте отметим флагом (можно выбрать любые страны на усмотрение классного руководителя).
– Кто может показать территорию Российской Федерации?
2. Государственный флаг Российской Федерации.
– Какого цвета флаг нашей страны? (В описании флага могут активно участвовать дети.)
– Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос (открыть слайд № 2): верхняя – белого, средняя – синего, нижняя – красного цвета.
3. Практическая работа.
– Мы сейчас с вами соберем флаг Российской Федерации.
-У вас на партах лежат различные части флагов. Найдите те части, которые соответствуют цветам флага Российского государства.
Техника безопасности.
– Какие правила безопасности должны соблюдать?
– Громко не разговаривать;
– руками не размахивать;
– не брать руки и кисть в рот;
– не трогать лицо и глаза руками (убрать слайд № 2)
– Соберите флаг (во время самостоятельной работы экран должен быть чистым)
– Покажите, что у вас получилось?
– А теперь давайте отметим флагом РФ территорию нашей страны.
– Каждое государство имеет свой флаг. Цвета на флагах разных государств имеют свое значение.
– Кто из вас знает, что обозначает каждый цвет нашего флага?
– Издревле каждый цвет имел свое особое значение. Что же означают цвета российского флага? (Открыть слайд № 4). На Руси белый цвет означал мир, чистоту, правду.
Синий – небо, верность, веру (щелчок). Красный – смелость, доброту, честность, огонь и кровь.
– Государственные флаги развеваются над теми зданиями (щелчок), где работают главы государств и городов. У нас в городе Коле флаг Российской Федерации развевается на здании, где располагается Совет депутатов Муниципального образования Кольский район Мурманской области и Администрация Муниципального образования, а также Администрация Совета депутатов (открыть слайд № 5). Флаг РФ на администрации Колы.
– Какой флаг развивается рядом?
– Это флаг Мурманской области (открыть слайд № 6). Иллюстрация флага Мурманской области.
– В праздничные дни флагами украшают улицы городов и сел (убрать слайд № 6, экран чистый).
– Флаг Российской Федерации поднимают в случае победы спортсменов на международных соревнованиях, на олимпиадах и в других случаях.
– А какие еще государственные символы России вы знаете? Если дети затрудняются ответить, то учитель напоминает про герб, гимн.
4. История герба России.
– Многие флаги и гербы напоминают жителям независимых государств о страницах истории их страны. И нам сейчас предстоит отправиться в XV век, откуда берет начало история герба России.
Работа с “лентой времени” (на доске – увеличенный вариант, где работает один из учеников, комментируя свои действия).
– Покажите "день сегодняшний".
– Покажите отрезок "будущего" времени.
– Мы хотим отправиться в "прошлое". Куда будем двигаться?
– Обозначим X век.
– Год 1497 обозначим на "ленте времени".
– В XIV веке, в годы правления Великого князя Ивана Даниловича, внука Александра Невского (слайд № 8), расширилось и укрепилось Московское княжество, и с этого времени стали московские князья главными среди других князей Руси. Так возникло новое Московское государство.
– Его первый правитель Иван III Васильевич (слайд № 9) стал именовать себя Великим государем всея Руси. И во все концы страны расходились указы Великого государя, скрепленные печатью. Посмотрите внимательно: на одной ее стороне был изображен герб России – двуглавый орел, а на другой – всадник, поражающий копьем змея (слайд № 10).
– А теперь рассмотрите герб современной России, России сегодняшнего дня (слайд № 11). Какие его элементы напоминают герб Московского государства?" (Достаточно, если дети выделят "орла" и "всадника".)
– Двуглавый орел – это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла напоминают об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. А грудь орла защищена щитом с изображением святого Георгия, Георгия Победоносца. Святой Георгий с давних времен был наиболее почитаем на Руси. Его считали заступником человека, ограждающим его от сил зла, бесстрашно вступающим в борьбу с самой грозной и темной силой.
5. Практическая работа.
– У вас на партах лежит макет с изображением герба России без щита и отдельно щит с изображением Георгия Победоносца.
– Где должен находиться щит?
Техника безопасности.
– Какие правила безопасности должны соблюдать?
– Громко не разговаривать;
– руками не размахивать;
– не брать руки и кисть в рот;
– не трогать лицо и глаза руками (убрать слайд № 11, во время самостоятельной работы экран должен быть чистым).
– С помощью клея соберите полный макет герба России.
– Покажите, что у вас получилось. Молодцы.
– Прикрепим герб нашего государства на территорию России на карте.
– У Мурманской области есть свой герб, и выглядит он вот таким образом (слайд № 13).
– Есть свой герб и города Колы (слайд № 14).
– 25 января 1780 года было образовано Вологодское наместничество.
– 2 октября 1780 года Екатерина II утвердила доклад сената "О гербах городам Вологодского наместничества".
– Среди прочих получил герб и центр Кольского уезда – город Кола. В верхней части щита в красном поле видна выходящая из серебряного облака рука, держащая золотую державу и серебряный меч (герб Вологодского наместничества). В нижней части изображен кит на голубом поле – в знак того, что жители Колы "в ловле его упражнялись" (убрать слайд № 14).
6. Гимн современной России.
– Другим высшим символом государства является гимн.
– Найдите в толковом словаре определение слова гимн.
– Что обозначает слово “гимн” (слайд № 16, гимн – торжественное музыкальное произведение). Прикрепляю слово гимн на карту, (щелчок, чтение со слайда; щелчок, чтение со слайда)
– Кто из вас знает, кто написал слова гимна? Кто написал музыку к словам гимна?
– Гимн современной России принят в 2000 г. музыку написал А.В. Александров, а слова – поэт С.В. Михалков (щелчок, чтение фамилий).
– Где может звучать гимн? Олимпиады, спортивные соревнования, государственные праздники.
– При исполнении гимна люди всегда встают, так они проявляют уважение к государству, чей гимн звучит. И мы с вами сейчас встанем при исполнении гимна нашей Родины (щелчок по значку со звуком).
Работа над выразительным чтением, заучивание наизусть (первичная работа).
– У каждого на парте лежит текст со словами гимна, возьмите его.
– Прочитайте “про себя”.
– Послушайте, как я прочитаю. (Чтение вслух детьми, хором с учителем, самостоятельно и т.п. на усмотрение классного руководителя).
– Мы прослушали гимн, а теперь мы с вами исполним его (все встают и обязательно под аудиозапись исполняют гимн).
III. Итог.
В ходе занятия на доске появились слова “флаг”, “герб”, “гимн”.
– Какие же высшие государственные символы России вы теперь можете назвать?
(слайд № 17)
– Что запомнили о флаге? О гербе? О флаге?
– В каждой стране гордятся своими государственными символами.
С урока дети уносят текст гимна.
Если на уроке останется время.
Можно рассказать о том, что известные музыкальные группы исполняют гимн только в инструментальной обработке.
Прослушивание гимна в исполнении группы Любе (слайд № 17, щелчок по значку со звуком).