Урок по теме "Квадратные уравнения". 8-й класс

Разделы: Математика

Класс: 8


Цель урока:

I. Обучающие и развивающие цели: обеспечивается усвоение темы на уровне.

знания – ученик должен знать:

  • употребляемые термины
  • определение квадратного уравнения (полного и неполного)
  • алгоритмы решения неполных квадратных уравнений и полных квадратных уравнений
  • знать определение дискриминанта
  • общую формулу (I) корней квадратного уравнения
  • знать, что квадратные уравнения являются математической моделью реальных процессов

умения – ученик должен уметь:

  • определять вид квадратного уравнения
  • применять алгоритм при решении квадратных уравнений (полных, неполных)
  • определять коэффициенты квадратного уравнения
  • находить дискриминант
  • вычислять корни квадратного уравнения
  • определять число корней квадратного уравнения в зависимости от дискриминанта
  • составлять квадратное уравнение по условию задачи

понимания – ученик должен понимать термины, определения, алгоритмы, ученик имеет возможность знать:

  • формулу (II) корней квадратного уравнения с четным вторым коэффициентом
  • метод решения биквадратных уравнений
  • метод решения квадратных уравнений с параметрами

уметь:

  • применять формулу (II) для решения квадратных уравнений
  • решать биквадратные уравнения
  • квадратные уравнения с параметрами
  • применять знания для решения задач в изменённой и нестандартной ситуации

II. Воспитательные цели

ученик:

  • участвует в обсуждении вопросов;
  • осознает необходимость самостоятельных действий при решении некоторых проблем;
  • правильно распределяет время;
  • расширяет свои знания о истории математики;
  • совершенствует культуру труда.

Тип урока: урок обобщения знаний

Форма проведения: практикум с элементами игры Оборудование урока:

  1. плакаты: “Уравнения в шеренге веков”
  2. викторина: “Алгебра и аль – Хорезми”
  3. раздаточный материал
  4. выставка творческих работ

План: Т—> П —> И —> С —> Д

т-теория;
п – практика;
и – история, сведения;
с – самостоятельная работа;
д – домашняя работа.

I. Мотивация учебной деятельности. Постановка проблемы в форме игры.

1) Сценка. (В класс заходит ученик, сильно хромая).

  • Я бегал по коридору и упал, кажется, вывихнул ногу.
  • Чем же мы можем тебе помочь?
  • Вы ведь занимаетесь алгеброй? Значит, вы и сможете мне помочь.

- Странно! Хотя ...

  • Сообщение ученика. Термин “алгебра”, как название искусства восстановления, у арабов перешел и в медицину. Искусство врача “костоправа” так же называли алгеброй.
  • Мы тебе помочь не сможем. Мы изучаем алгебру, квадратные уравнения. Алгебра от слова “аль – джебр” – восстановление, восполнение или “перенос слагаемых из одной части уравнения в другую”.

2) Стихотворение.

Не тоскуй же! Пока этот мир будет жить,
Людям имя твое и твой след не забыть
Пока на небе движутся стройно светила,
Мысль твоя – это к сути незримая нить.

Учитель. Я думаю, что эти слова могут быть эпиграфом не только к нашему уроку, но и ко всей нашей жизни!

Кто автор этого стихотворения? Мы узнаем, решив уравнения.

II. Актуализация теоретических знаний.

  1. х2+21 = 10х.

Работа в парах или вслух:

  • как называется уравнения? (полное приведенное квадратное)
  • скажите формулу дискриминанта (D = b2-4ac, D1 = к2-ас)
  • что означает слово “Дискриминант”? (различитель)
  • когда уравнение имеет один корень? (D = 0)
  • когда уравнение имеет два корня? (D >0)
  • когда уравнение не имеет корней? (D <0)
  • назовите коэффициенты (а=1;в = -10;с = 21)
  • скажите формулу корней квадратного уравнения (х = (-b +)/2a, х =(-b -)/2a или х =(-k +)/a, х = (-k -)/a)
  • определение квадратного уравнения (ах2 + bх + с = 0)
  • какое уравнение называется приведенным квадратным (если а = 1)
  • алгоритм решения полных квадратных уравнений

Решите уравнение (6 человек на доске, остальные в тетрадях) сильные наблюдают как решают их одноклассники.

Сообщение. Уравнение х2 + 21 = 10х рассматривая в своем трактате “Китаб аль – джебр валь – Мукабала” (“ Книга о восстановлении и противопоставлении”) аль – Хорезми (узбекский математик, астроном, географ и историк)

Ответ: х = 3; х = 7;

2) “Найдите ошибку”.

Решите уравнение:

а) х2– 4х + 3 = 0
D = b2 – 4ас = -42 – 4*1 *3= -16 – 12 = -28
D<0; корней нет

б) 7х2 – х – 8 = 0
D = (-1)2 – 4*7*(-8) = 1 + 224 = 225; = 15
х = (1-15)/7 = (-14)/7 = -2
х = (1+15)/7= 16/7

в)9х + х2 = 0 (а=1;в = 9;с = 0)
D = 12 – 4*1*0 = 1
x = (-1-l)/2*9 = -2/18 = -1/9
х = (-1+ 1)/2*9=0

г)х2 + 9 = 0 (а=1;в = 0;с = 9)
D=92-4*0*1 =81
х = (-9 – 9)/2 = -9
х = (-9 + 9)/2 = 0

III. Практическое применение теоретических знаний в стандартной ситуации.

1. Кто быстрее. Соревнование трех групп (по три человека) на доске решают, остальные в тетрадях)

1)

х2 – 2х = 0

2)

Зх2-12х = 0

3)

х2 + 9 = 0
4) 1,8х2 = 0

5)

х2-16 = 0

Ответ: X А И Я М

 
 

М

 

А

 

Й

X

 

Я

Омар Хайям – блестящий астроном, математик, прекрасный поэт и философ. Он создал свои бессмертные стихотворения, известные всему миру. Рубай Хайяма своеобразная миниатюра, где целая жизнь, большое человеческое переживание, включенное в четыре строчки.

Омар Хайям решал кубические уравнения графически, квадратные уравнения в сочинении “о доказательствах алгебры и алмукабулы”.

IV. Применение знаний в стандартной, измененной и нестандартной ситуации.

2. Самостоятельная (разноуровневая) работа.

I. уровень

2 + 7х – 9 = О.

Ответ: D = 121; х = – 4,5; х = 1.

II уровень

При каком у, трехчлен 2 + у – 0,5у2 равен двучлену 2у2 – Зу?

Ответ: D = 9; х = -2/5; х = 2.

III уровень

  • докажите, что не существует такого m, при котором уравнение х2– mх + m-2 =0 имело бы один корень. Ответ: D = m2– 4m + 8; D = 4-8<0 корней нет;
  • решите биквадратное уравнение: х4 + 5х2 -36 = 0 Ответ +2; -2.

-4,5;1 –> Ж
-0,4;2 –> И
-2;+2 –> Р
–> З
3;7–>Д

Ответ: ДЖИ3Р.

ДЖИЗР (корень) – так называл неизвестную величину Аль-Хорезми.

V. Проверка домашнего задания.

Викторина: “Алгебра и Аль – Хорезьми”.

Математический бой.

VI. Итоги урока.

Приложение