Цель урока:
I. Обучающие и развивающие цели:
обеспечивается усвоение темы на уровне.знания – ученик должен знать:
- употребляемые термины
- определение квадратного уравнения (полного и неполного)
- алгоритмы решения неполных квадратных уравнений и полных квадратных уравнений
- знать определение дискриминанта
- общую формулу (I) корней квадратного уравнения
- знать, что квадратные уравнения являются математической моделью реальных процессов
умения – ученик должен уметь:
- определять вид квадратного уравнения
- применять алгоритм при решении квадратных уравнений (полных, неполных)
- определять коэффициенты квадратного уравнения
- находить дискриминант
- вычислять корни квадратного уравнения
- определять число корней квадратного уравнения в зависимости от дискриминанта
- составлять квадратное уравнение по условию задачи
понимания – ученик должен понимать термины, определения, алгоритмы, ученик имеет возможность знать:
- формулу (II) корней квадратного уравнения с четным вторым коэффициентом
- метод решения биквадратных уравнений
- метод решения квадратных уравнений с параметрами
уметь:
- применять формулу (II) для решения квадратных уравнений
- решать биквадратные уравнения
- квадратные уравнения с параметрами
- применять знания для решения задач в изменённой и нестандартной ситуации
II. Воспитательные цели
ученик:
- участвует в обсуждении вопросов;
- осознает необходимость самостоятельных действий при решении некоторых проблем;
- правильно распределяет время;
- расширяет свои знания о истории математики;
- совершенствует культуру труда.
Тип урока: урок обобщения знаний
Форма проведения: практикум с элементами игры Оборудование урока:
- плакаты: “Уравнения в шеренге веков”
- викторина: “Алгебра и аль – Хорезми”
- раздаточный материал
- выставка творческих работ
План: Т—> П —> И —> С —> Д
т-теория;
п – практика;
и – история, сведения;
с – самостоятельная работа;
д – домашняя работа.
I. Мотивация учебной деятельности. Постановка проблемы в форме игры.
1) Сценка. (В класс заходит ученик, сильно хромая).
- Я бегал по коридору и упал, кажется, вывихнул ногу.
- Чем же мы можем тебе помочь?
- Вы ведь занимаетесь алгеброй? Значит, вы и сможете мне помочь.
- Странно! Хотя ...
- Сообщение ученика. Термин “алгебра”, как название искусства восстановления, у арабов перешел и в медицину. Искусство врача “костоправа” так же называли алгеброй.
- Мы тебе помочь не сможем. Мы изучаем алгебру, квадратные уравнения. Алгебра от слова “аль – джебр” – восстановление, восполнение или “перенос слагаемых из одной части уравнения в другую”.
2) Стихотворение.
Не тоскуй же! Пока этот мир будет жить,
Людям имя твое и твой след не забыть
Пока на небе движутся стройно светила,
Мысль твоя – это к сути незримая нить.
Учитель. Я думаю, что эти слова могут быть эпиграфом не только к нашему уроку, но и ко всей нашей жизни!
Кто автор этого стихотворения? Мы узнаем, решив уравнения.
II. Актуализация теоретических знаний.
Работа в парах или вслух:
- как называется уравнения? (полное приведенное квадратное)
- скажите формулу дискриминанта (D = b2-4ac, D1 = к2-ас)
- что означает слово “Дискриминант”? (различитель)
- когда уравнение имеет один корень? (D = 0)
- когда уравнение имеет два корня? (D >0)
- когда уравнение не имеет корней? (D <0)
- назовите коэффициенты (а=1;в = -10;с = 21)
- скажите формулу корней квадратного уравнения (х = (-b +)/2a, х =(-b -)/2a или х =(-k +)/a, х = (-k -)/a)
- определение квадратного уравнения (ах2 + bх + с = 0)
- какое уравнение называется приведенным квадратным (если а = 1)
- алгоритм решения полных квадратных уравнений
Решите уравнение (6 человек на доске, остальные в тетрадях) сильные наблюдают как решают их одноклассники.
Сообщение. Уравнение х2 + 21 = 10х рассматривая в своем трактате “Китаб аль – джебр валь – Мукабала” (“ Книга о восстановлении и противопоставлении”) аль – Хорезми (узбекский математик, астроном, географ и историк)
Ответ: х = 3; х = 7;
2) “Найдите ошибку”.
Решите уравнение:
а) х2– 4х + 3 = 0
D = b2 – 4ас = -42 – 4*1 *3= -16 – 12 = -28
D<0; корней нет
б) 7х2 – х – 8 = 0
D = (-1)2 – 4*7*(-8) = 1 + 224 = 225; = 15
х = (1-15)/7 = (-14)/7 = -2
х = (1+15)/7= 16/7
в)9х + х2 = 0 (а=1;в = 9;с = 0)
D = 12 – 4*1*0 = 1
x = (-1-l)/2*9 = -2/18 = -1/9
х = (-1+ 1)/2*9=0
г)х2 + 9 = 0 (а=1;в = 0;с = 9)
D=92-4*0*1 =81
х = (-9 – 9)/2 = -9
х = (-9 + 9)/2 = 0
III. Практическое применение теоретических знаний в стандартной ситуации.
1. Кто быстрее. Соревнование трех групп (по три человека) на доске решают, остальные в тетрадях)
1) |
х2 – 2х = 0 | |||||||
2) |
Зх2-12х = 0 | |||||||
3) |
х2 + 9 = 0 | |||||||
4) | 1,8х2 = 0 | |||||||
5) |
х2-16 = 0 | |||||||
Ответ: X А И Я М |
||||||||
М |
А |
Й |
X |
Я |
Омар Хайям – блестящий астроном, математик, прекрасный поэт и философ. Он создал свои бессмертные стихотворения, известные всему миру. Рубай Хайяма своеобразная миниатюра, где целая жизнь, большое человеческое переживание, включенное в четыре строчки.
Омар Хайям решал кубические уравнения графически, квадратные уравнения в сочинении “о доказательствах алгебры и алмукабулы”.
IV. Применение знаний в стандартной, измененной и нестандартной ситуации.
2. Самостоятельная (разноуровневая) работа.
I. уровень
2х2 + 7х – 9 = О.
Ответ: D = 121; х = – 4,5; х = 1.
II уровень
При каком у, трехчлен 2 + у – 0,5у2 равен двучлену 2у2 – Зу?
Ответ: D = 9; х = -2/5; х = 2.
III уровень
- докажите, что не существует такого m, при котором уравнение х2– mх + m-2 =0 имело бы один корень. Ответ: D = m2– 4m + 8; D = 4-8<0 корней нет;
- решите биквадратное уравнение: х4 + 5х2 -36 = 0 Ответ +2; -2.
-4,5;1 –> Ж
-0,4;2 –> И
-2;+2 –> Р
–> З
3;7–>Д
Ответ: ДЖИ3Р.
ДЖИЗР (корень) – так называл неизвестную величину Аль-Хорезми.
V. Проверка домашнего задания.
Викторина: “Алгебра и Аль – Хорезьми”.
Математический бой.