Урок "Гидроксимуравьиная (угольная кислота) и ее производные"

Разделы: Химия


1. Тема учебного занятия: Гидроксимуравьиная (угольная кислота) и ее производные (закрыта мешочками с применением).

Девиз: “Скажи мне - и я забуду,
покажи мне - и я запомню,
вовлеки меня - и я научусь”

2. Форма урока: исследование проблемы с использованием ИКТ, химического эксперимента.

Проблема: “ХИМИЧЕСКИЙ ХАМЕЛЕОН ?!,”

3. Тип урока: урок общего разбора темы (урок усвоения новых знаний).

4. Метод обучения: исследовательский.

5. Дидактическая цель урока:

Создание условий для осознания и осмысления блока новой информации и поисковой деятельности, применения знаний и умений в новой (поисковой) учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний, умений и навыков.

Задачи урока:

Обучающие:

Сформировать представление об азотистых производных угольной кислоты и более широкое представление о карбамиде.

Показать, что, угольную кислоту и ее производные, невозможно однозначно отнести ни к органическим, ни к неорганическим соединениям.

Закрепить представления об азотистых соединениях, карбамиде для целостности понимания мира.

Развивающие:

Создать условия для развития учебно-интеллектуальных умений: систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи; способствовать развитию внимания и восприятия.

Создать условия для развития учебно-познавательных умений: формулировать проблему, пользоваться языком предмета, грамотно выражать свои мысли, способствовать развитию памяти, мышления.

Создать условия для развития поисково-информационных умений: работа с опорным конспектом, рабочей тетрадью, конспектом – таблицей.

Создать условия для развития учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленной проблемы, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

Способствовать развитию и формированию умений: слушать внимательно, запоминать, конспектировать, говорить перед аудиторией.

Способствовать формированию общих научных умений: решать задачу, наблюдать, проводить опыты и делать самостоятельно выводы.

Воспитательные:

Создать условия для формирования познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха.

Создать условия для продуктивной деятельности студентов: исследование и анализ проблемы.

Создать условия для самопознания, самооценки и самореализации студентов.

Усвоение новых элементов содержания обучения

ЗНАНИЯ

ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (УМЕНИЯ)

1.Факты:
  • Угольная кислота – слабая минеральная кислота.
  • Гидроксимуравьиная кислота – органическое соединение.
  • Строение кислоты.
  • Органические азотистые производные угольной (гидроксимуравьиной) кислоты.
  • Свойства карбамида.
  • Элементный состав карбамида.
  • Применение производных карбамида.

2. Эмпирические понятия:

  • Определения.
  • Химические формулы азотистых производных угольной кислоты.
  • Расчетная формула.

3. Теории (гипотезы):

  • Угольную кислоту можно отнести к минеральным кислотам и органическим кислотам.
  • Уметь формулировать проблему.
  • Учатся грамотно выражать свои мысли и грамотно пользоваться языком предмета.
  • Систематизируют, выделяют главное и существенное.
  • Устанавливают причинно-следственные связи.
  • Наблюдают, проводят опыты и делают самостоятельно выводы.
  • Объясняют состав карбамида в соответствии с его применением.
  • Говорят перед аудиторией.
  • Работают с опорным конспектом, рабочей тетрадью, конспектом – таблицей.
  • Запоминают, конспектируют.
  • Предлагают самостоятельное решение проблемы, исходя из строения, физических, химических свойств, применения карбамида.
  • Организовывают себя на выполнение поставленной проблемы.
  • Объясняют неоднозначность решения проблемы.

6. Диагностика результативности обучения:

Самооценка студентов (таблицы и результаты тестирования). Рефлексия (отрывной купон).

7. Проект содержания и оформления записей на доске и в рабочих конспектах студентов:

На доске:

Тема, дата, девиз, мешочки с применением азотистых соединений угольной кислоты закрывают тему учебного занятия и проблему “Химический хамелеон.?!”, оставлено рабочее пространство для работы студентов.

Примерный план изучения новой темы:

  • Строение,
  • Физические свойства,
  • Химические свойства,
  • Получение,
  • Применение.

Студенты работают в таблицах (информационные отчеты) и “Моих страницах” (тестовое задание и рефлексия), пользуясь рабочей тетрадью.

8. Дидактические средства:

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер (или ноутбук), проектор, экран, доска, цветные мелки.

Бумага, спички, тигель, 3 бутылки газированной воды, пластиковые стаканчики (30 шт.).

Рабочая тетрадь по дисциплине “Органическая химия”.

Прибор для демонстрации опытов, мешочки с применением продуктов переработки карбамида.

ХИМ. РЕАКТИВЫ и ХИМ. ПОСУДА: HNO3 конц., Н2 SO4 конц., Н2 С2 О4 крист., NaNO2 5%, CuSO4 2%, Н2О дистил., Са(ОН)2 , NaOH 10%, лакмус. бумага, спиртовка, спички, пробирки – 10 шт., чашки Петри.

9. Конспект учебного занятия:

Этапы учебного занятия

1 этап – Мотивация (создание ситуации неожиданности и неопределенности).

2 этап – Ориентация (создание ситуации конфликта и предположения).

3 этап – Операционный (создание ситуации опровержения и предположения).

4 этап – Энергетический (создание ситуации предварительного успеха).

5 этап - Оценочный (создание периода реального успеха) + рефлексия.

Приемы:

Для развития восприятия и внимания –

* “Остров сокровищ” - нахождение нужной в тексте информации (опорный конспект, учебный текст) на конкретный вопрос;

* “Зеленая точка” - что на ваш взгляд важно и поможет точнее ответить на вопрос (решить проблему);

* “Поговорим” - просмотр слайдов, видеофильма с комментариями студентов и моими;

* “Цветная радуга” (“Проблема”) – проведение демонстрационного эксперимента с последующим анализом;

* “Отсроченная отгадка” - в начале урока - удивительный факт, ключик, для понимания которого будет найден студентами в конце урока;

* “Проговорили” - проговаривание с экрана сложных терминов, понятий и т.п.

* “Интрига” - в течение всего урока противоречивая информация. Ответ – в конце урока путем совместной деятельности студента и преподавателя.

Для развития памяти:

* “Обязательный минимум” - задания и вопросы посильны и понятны абсолютно всем студентам;

* “Условный текст” - каждый студент выбирает минимум или максимум учебного материала с учетом саморазвития;

* “Тренировочный минимум” - задания о вопросы рассчитаны на тех студентов, которые хотят знать химию на отлично и применять осознанно знания в будущей профессиональной деятельности.

Для развития мышления:

* Методы Махмутова использование элементов проблемного обучения, при котором осуществляется четкая дозировка учебного материала, поэтапное его усвоение, контроль и самоконтроль, самореализация.

* “Метод новых вариантов” - рассуждения над проблемой начинаем вести с конца, т.е. неорганическое вещество или органическое.

1 этап – Мотивация (создание ситуации неожиданности и неопределенности)

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

1. Перед началом урока предлагаю попить газированной воды. 2. Преподаватель жжет бумагу на перемене. 3. Приветствие преподавателя. 4. Показываю остатки горения бумаги (золу). 5. Что общего между золой и газированной водой? 1. Пьют газированную воду. 2. Наблюдают за процессом горения бумаги. 3. Отвечают на приветствие. 4. Отвечают что это зола. Называют химическую формулу золы (пишут на доске?). 5. Предполагают, что угольная кислота.

2 этап – Ориентация (создание ситуации конфликта и предположения)

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

1. Прошу помочь мне написать на доске формулу угольной кислоты. 2. А я знаю вот такую угольную кислоту (пишу структурную формулу). СЛАЙД 1 И ЭТО УЖЕ ПОХОЖЕ НА КАКОЕ ВЕЩЕСТВО? 3. Почему вы так решили? 4. Значит, какое можно дать название кислоте с позиций ее строения? 5. Так что же получается?   6. Какой-то ХИМИЧЕСКИЙ ХАМЕЛЕОН получается? (открываю проблему на доске) А вот действительно ли это так? Я предлагаю нам вместе и разобраться. 1.Один студент пишет молекулярную формулу угольной кислоты на доске. 2.Отвечают – органическое вещество. 3. Отвечают (карбонильная группа, ковалентные связи) 4. Гидроксимуравьиная кислота. 5. Формулируют проблему: с одной стороны неорганическое вещество, с другой – органическое. 6. Предполагают то же самое. Соглашаются.

3 этап – Операционный (создание ситуации опровержения и предположения),

4 этап – Энергетический (создание ситуации предварительного успеха)

10. Обоснование использования ИКТ на уроке.

Данное учебное занятие является уроком изучения нового материала. Использование мультимедийных технологий позволяет сделать урок более ярким, наглядным, позволяет в нестандартной форме выводит мыслительную деятельность учащихся на более высокий уровень. Наличие элементов тестирования в структуре урока позволяет оценить полученные учащимися в ходе занятия знания.

11. Используемая литература, Электронные издания для учителя.

  • Аверина А.В., Снегирева А.Я. Лабораторный практикум по органической химии.- М.: Высшая школа, 1983 г.
  • Артеменко А.И. Органическая химия. - М.: Высшая школа, 2000 г.
  • Ваганова С.В.. Презентация учебного занятия по теме “Гидроксимуравьиная (угольная кислота) и ее производные, УХТК, 2007г.
  • Ваганова С.В.. Рабочая тетрадь по органической химии. )адаптивно-модульное обучение) - Губаха, УХТК, 2006г.
  • Методики анализа карбамида в условиях ОАО “Метафракс”.
  • Потапов В.М., Татаринчик С.Н. Органическая химия. - М.: Химия, 1988 г.
  • Потапов В.М., Татаринчик С.Н., Аверина А.В. Задачи и упражнения по органической химии. -М.: Химия, 1989 г.
  • Под редакцией Тюкавкиной Н.А.. Руководство к лабораторным занятиям по органической химии: пособие для ВУЗов - М.:Дрофа, 2002г.

Презентация