1. Тема учебного занятия: Гидроксимуравьиная (угольная кислота) и ее производные (закрыта мешочками с применением).
Девиз: “Скажи мне - и я забуду,
покажи мне - и я запомню,
вовлеки меня - и я научусь”
2. Форма урока: исследование проблемы с использованием ИКТ, химического эксперимента.
Проблема: “ХИМИЧЕСКИЙ ХАМЕЛЕОН ?!,”
3. Тип урока: урок общего разбора темы (урок усвоения новых знаний).
4. Метод обучения: исследовательский.
5. Дидактическая цель урока:
Создание условий для осознания и осмысления блока новой информации и поисковой деятельности, применения знаний и умений в новой (поисковой) учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний, умений и навыков.
Задачи урока:
Обучающие:
Сформировать представление об азотистых производных угольной кислоты и более широкое представление о карбамиде.
Показать, что, угольную кислоту и ее производные, невозможно однозначно отнести ни к органическим, ни к неорганическим соединениям.
Закрепить представления об азотистых соединениях, карбамиде для целостности понимания мира.
Развивающие:
Создать условия для развития учебно-интеллектуальных умений: систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи; способствовать развитию внимания и восприятия.
Создать условия для развития учебно-познавательных умений: формулировать проблему, пользоваться языком предмета, грамотно выражать свои мысли, способствовать развитию памяти, мышления.
Создать условия для развития поисково-информационных умений: работа с опорным конспектом, рабочей тетрадью, конспектом – таблицей.
Создать условия для развития учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленной проблемы, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.
Способствовать развитию и формированию умений: слушать внимательно, запоминать, конспектировать, говорить перед аудиторией.
Способствовать формированию общих научных умений: решать задачу, наблюдать, проводить опыты и делать самостоятельно выводы.
Воспитательные:
Создать условия для формирования познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха.
Создать условия для продуктивной деятельности студентов: исследование и анализ проблемы.
Создать условия для самопознания, самооценки и самореализации студентов.
Усвоение новых элементов содержания обучения
ЗНАНИЯ |
ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (УМЕНИЯ) |
1.Факты: 2. Эмпирические понятия: 3. Теории (гипотезы): |
6. Диагностика результативности обучения:
Самооценка студентов (таблицы и результаты тестирования). Рефлексия (отрывной купон).
7. Проект содержания и оформления записей на доске и в рабочих конспектах студентов:
На доске:
Тема, дата, девиз, мешочки с применением азотистых соединений угольной кислоты закрывают тему учебного занятия и проблему “Химический хамелеон.?!”, оставлено рабочее пространство для работы студентов.
Примерный план изучения новой темы:
- Строение,
- Физические свойства,
- Химические свойства,
- Получение,
- Применение.
Студенты работают в таблицах (информационные отчеты) и “Моих страницах” (тестовое задание и рефлексия), пользуясь рабочей тетрадью.
8. Дидактические средства:
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер (или ноутбук), проектор, экран, доска, цветные мелки.
Бумага, спички, тигель, 3 бутылки газированной воды, пластиковые стаканчики (30 шт.).
Рабочая тетрадь по дисциплине “Органическая химия”.
Прибор для демонстрации опытов, мешочки с применением продуктов переработки карбамида.
ХИМ. РЕАКТИВЫ и ХИМ. ПОСУДА: HNO3 конц., Н2 SO4 конц., Н2 С2 О4 крист., NaNO2 5%, CuSO4 2%, Н2О дистил., Са(ОН)2 , NaOH 10%, лакмус. бумага, спиртовка, спички, пробирки – 10 шт., чашки Петри.
9. Конспект учебного занятия:
Этапы учебного занятия
1 этап – Мотивация (создание ситуации неожиданности и неопределенности).
2 этап – Ориентация (создание ситуации конфликта и предположения).
3 этап – Операционный (создание ситуации опровержения и предположения).
4 этап – Энергетический (создание ситуации предварительного успеха).
5 этап - Оценочный (создание периода реального успеха) + рефлексия.
Приемы:
Для развития восприятия и внимания –
* “Остров сокровищ” - нахождение нужной в тексте информации (опорный конспект, учебный текст) на конкретный вопрос;
* “Зеленая точка” - что на ваш взгляд важно и поможет точнее ответить на вопрос (решить проблему);
* “Поговорим” - просмотр слайдов, видеофильма с комментариями студентов и моими;
* “Цветная радуга” (“Проблема”) – проведение демонстрационного эксперимента с последующим анализом;
* “Отсроченная отгадка” - в начале урока - удивительный факт, ключик, для понимания которого будет найден студентами в конце урока;
* “Проговорили” - проговаривание с экрана сложных терминов, понятий и т.п.
* “Интрига” - в течение всего урока противоречивая информация. Ответ – в конце урока путем совместной деятельности студента и преподавателя.
Для развития памяти:
* “Обязательный минимум” - задания и вопросы посильны и понятны абсолютно всем студентам;
* “Условный текст” - каждый студент выбирает минимум или максимум учебного материала с учетом саморазвития;
* “Тренировочный минимум” - задания о вопросы рассчитаны на тех студентов, которые хотят знать химию на отлично и применять осознанно знания в будущей профессиональной деятельности.
Для развития мышления:
* Методы Махмутова – использование элементов проблемного обучения, при котором осуществляется четкая дозировка учебного материала, поэтапное его усвоение, контроль и самоконтроль, самореализация.
* “Метод новых вариантов” - рассуждения над проблемой начинаем вести с конца, т.е. неорганическое вещество или органическое.
1 этап – Мотивация (создание ситуации неожиданности и неопределенности)
Деятельность преподавателя |
Деятельность студента |
1. Перед началом урока предлагаю попить газированной воды. 2. Преподаватель жжет бумагу на перемене. 3. Приветствие преподавателя. 4. Показываю остатки горения бумаги (золу). 5. Что общего между золой и газированной водой? | 1. Пьют газированную воду. 2. Наблюдают за процессом горения бумаги. 3. Отвечают на приветствие. 4. Отвечают что это зола. Называют химическую формулу золы (пишут на доске?). 5. Предполагают, что угольная кислота. |
2 этап – Ориентация (создание ситуации конфликта и предположения)
Деятельность преподавателя |
Деятельность студента |
1. Прошу помочь мне написать на доске формулу угольной кислоты. 2. А я знаю вот такую угольную кислоту (пишу структурную формулу). СЛАЙД 1 И ЭТО УЖЕ ПОХОЖЕ НА КАКОЕ ВЕЩЕСТВО? 3. Почему вы так решили? 4. Значит, какое можно дать название кислоте с позиций ее строения? 5. Так что же получается? 6. Какой-то ХИМИЧЕСКИЙ ХАМЕЛЕОН получается? (открываю проблему на доске) А вот действительно ли это так? Я предлагаю нам вместе и разобраться. | 1.Один студент пишет молекулярную формулу угольной кислоты на доске. 2.Отвечают – органическое вещество. 3. Отвечают (карбонильная группа, ковалентные связи) 4. Гидроксимуравьиная кислота. 5. Формулируют проблему: с одной стороны неорганическое вещество, с другой – органическое. 6. Предполагают то же самое. Соглашаются. |
3 этап – Операционный (создание ситуации опровержения и предположения),
4 этап – Энергетический (создание ситуации предварительного успеха)
10. Обоснование использования ИКТ на уроке.
Данное учебное занятие является уроком изучения нового материала. Использование мультимедийных технологий позволяет сделать урок более ярким, наглядным, позволяет в нестандартной форме выводит мыслительную деятельность учащихся на более высокий уровень. Наличие элементов тестирования в структуре урока позволяет оценить полученные учащимися в ходе занятия знания.
11. Используемая литература, Электронные издания для учителя.
- Аверина А.В., Снегирева А.Я. Лабораторный практикум по органической химии.- М.: Высшая школа, 1983 г.
- Артеменко А.И. Органическая химия. - М.: Высшая школа, 2000 г.
- Ваганова С.В.. Презентация учебного занятия по теме “Гидроксимуравьиная (угольная кислота) и ее производные, УХТК, 2007г.
- Ваганова С.В.. Рабочая тетрадь по органической химии. )адаптивно-модульное обучение) - Губаха, УХТК, 2006г.
- Методики анализа карбамида в условиях ОАО “Метафракс”.
- Потапов В.М., Татаринчик С.Н. Органическая химия. - М.: Химия, 1988 г.
- Потапов В.М., Татаринчик С.Н., Аверина А.В. Задачи и упражнения по органической химии. -М.: Химия, 1989 г.
- Под редакцией Тюкавкиной Н.А.. Руководство к лабораторным занятиям по органической химии: пособие для ВУЗов - М.:Дрофа, 2002г.