Использование проектной технологии на уроках географии. 9-й класс

Разделы: География

Класс: 9


Выполнение учебного исследовательского проекта по изучению демографической ситуации в нашем населенном пункте как частице России «Как живешь, мое село?»

Цели выполнения проекта:

  1. Отработка навыков проектной деятельности на уроках естественно-научного цикла
  2. Изучение темы «Население Российской Федерации» на примере своего населенного пункта.
  3. Выполнение социального заказа администратора сельского поселения

Этапы выполнения проекта:

  1. Подготовительный: определение темы и целей проекта, выдвижение гипотезы.
  2. Планирование: определение источников информации, способов ее сбора и анализа; определение способа представления результатов; распределение обязанностей.
  3. Исследование: непосредственный сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач; выбор оптимального варианта действий
  4. Формулирование результатов: анализ информации и формулирование выводов
  5. Защита проекта: определение формы отчета, подготовка доклада, представление полученных результатов
  6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности: анализ выполнения проекта и достигнутых результатов

Ход работы над проектом:

1. Тема проекта была выбрана ребятами после того, как в курсе географии 9 класса они изучили тему «Население Российской Федерации», познакомились с понятием «половозрастная пирамида», проанализировали половозрастную пирамиду, характерную для России и узнали, что в России складывается катастрофическая демографическая ситуация. Несмотря на проводимую государством демографическую политику, население нашей страны продолжает уменьшаться. И до 2007 года эта цифра составляла почти полмиллиона человек ежегодно. Ребят заинтересовал вопрос: а какова же демографическая ситуация в нашем селе, как частичке России? И они решили провести социологическое исследование, чтобы ответить на этот вопрос.

Была поставлена цель исследования: выяснить, совпадает ли демографическая ситуация в России с демографической ситуацией в нашем селе?

Для этого ребятам необходимо было решить следующие задачи:

  • Создать половозрастную пирамиду нашего села.
  • Выяснить уровень рождаемости и смертности в селе.
  • Сравнить данные показатели по России и селу.

Была выдвинута следующая гипотеза: «Мы считаем, что демографическая ситуация в нашем селе полностью совпадает с таковой в России.»

А чтобы подтвердить или опровергнуть данную гипотезу было необходимо:

  • Найти статистические данные о демографической ситуации в России по итогам переписи 2002.
  • Провести сбор таких же данных о нашем селе.
  • Сравнить полученные результаты.
  • Подтвердить или опровергнуть нашу гипотезу.

2. Вторым шагом стало определение источников информации, способов ее сбора и анализа; определение способа представления результатов; распределение обязанностей.

В селе главным центром информации о всех людях, проживающих в поселке является сельская администрация, где собраны учетные карточки на всех жителей села, имеющих паспорта, а также имеются похозяйственные книги, где записаны кроме этого все несовершеннолетние граждане, зарегистрированные на территории поселка. Необходимо было выписать всех жителей пофамильно и сделать анализ по количеству и качеству населения, а также собрать данные обо всех умерших и родившихся на территории поселка за последние шесть лет по годам.

Результаты своей работы ребята решили оформить в виде презентации, которую им предстояло защитить на межмуниципальной проектной конференции. (Презентация)

3. В ходе непосредственного сбора и уточнения информации ребята получили социальный заказ от администратора Коломинского поселения о создании на основе собранных данных действующей половозрастной пирамиды нашего села для учета движения населения, которую предполагалось разместить в здании сельской администрации. Таким образом, работа над проектом стала не только решением учебных задач, но и социальной проблемы.

Теоретический этап выполнения проекта включал в себя:

  • выяснение демографической ситуации в России по состоянию на 2002 год, так как именно в этом году была проведена последняя перепись населения;
  • знакомство со статистическими данными по состоянию на 2002 год, а именно: половозрастной пирамидой, характерной для России графиком рождаемости, смертности и естественного прироста в России с 1926 года.

Эту информацию дети нашли в ИНТЕРНЕТе, а кроме этого, выяснили, что с 1992 года, когда естественный прирост стал отрицательным, население РФ ежегодно сокращалось примерно на 460 тыс. человек. То есть с карты страны ежегодно исчезал такой город, как Томск, наш областной центр.

Сравнение данных по России и по нашему поселку оказалось очень интересным для ребят: они убедились, что демографическая ситуация в селе практически полностью совпадает с таковой в России. Очень похожими оказались и половозрастная пирамида (те же всплески количества населения в различные годы и те же провалы в кризисное время), и график рождаемости, смертности и естественного прироста.

4. Обработка полученной информации или практический этап работы завершился созданием:

  • половозрастной пирамиды нашего села;
  • графика рождаемости и смертности в селе за последние шесть лет, из которого было видно, что в селе также рождалось детей меньше, чем умирало, вплоть до 2005 года, следовательно, естественный прирост в поселке также был отрицательным;
  • презентации «Как живешь, мое село?»;
  • действующей модели половозрастной пирамиды, в которой все жители были вписаны в розовые и голубые карточки и «расселены» по отдельным кармашкам, из которых можно вынуть карточку, если человек умирает, или вставить новую, если рождается новый житель села. (данная модель на сегодняшний день находится в здании сельской администрации и каждый желающий может наглядно познакомиться с общим количеством жителей, их возрастом и количеством мужского и женского населения по годам рождения.)

5. Интересной получилась и защита проекта: выполнял проект весь класс, но, конечно, были наиболее активные ребята, которые внесли неоценимый вклад в его реализацию. Именно им было поручено защищать проект на межмуниципальной проектной конференции. <Рисунок 1> Они приобрели неоценимый опыт публичного выступления, и, кроме этого, данная работа была признана предметной комиссией в качестве экзаменационной на государственной итоговой аттестации за курс 9 класса и получила отличную отметку.

6. Анализируя свою работу, ребята высказывали самые различные мнения:

  • «…такая работа позволяет реально окунуться в проблемы, а не только видеть слова в учебнике и изучать какие-то отвлеченные понятия»;
  • «когда пропустишь какую-либо ситуацию через себя, своих знакомых, тогда такие знания становятся частью тебя самого»;
  • «…а я приобрел опыт исследовательской работы с документами, архивными данными, могу теперь обращаться к официальным лицам»;
  • «… вижу проблему и могу найти пути ее решения» и т.д.