Пояснительная записка
Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребенка: она подчиняется учебе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, так как школа с первых же дней ставит перед учениками ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, гордости или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания.
Успешность и безболезненность адаптации ребенка к школе связаны с его социально-психологической и физиологической готовностью к началу систематического обучения.
Можно выделить основные причины, вызывающие у младших школьников трудности адаптации к школе:
- Несформированность «внутренней позиции школьника».
- Слабое развитие произвольности.
- Недостаточное развитие у ребенка учебной мотивации.
- Подчиняться новым для него правилам школьной жизни.
- Общение с учителем.
- Принятие учебной задачи.
- Недостаточно развитой способностью к взаимодействию с другими детьми.
- Отношение к себе.
- Завышенные требования со стороны родителей.
- Состоянием здоровья и уровнем физиологического развития.
- Соматически ослабленные дети.
- Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивных).
- Леворукие.
- Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы.
В семьях, где часто бывают конфликты между супругами, ребенок растет тревожным, нервным, неуверенным.
Исходя из этого, была разработана информационно-профилактическая программа работы с первоклассниками в период адаптации к школе - «Я-школьник».
Цель программы: осознание первоклассниками позиции «Я - школьник», формирование дружеских отношений в классе, развитие уверенности в себе и своих учебных возможностях.
Предлагаемый курс помогает первоклассникам осознать новые требования, формирует внутреннюю потребность в исполнении устанавливаемого распорядка, способствует развитию рефлексии у детей и формированию объективной самооценки. Особое место в курсе занимают мотивационные беседы, которые позволяют выявить детей с отсутствием учебно-познавательной мотивации.
Программа «Я - школьник» рассчитана на 6 занятий (Приложение 1). Которые носят развивающий характер и направлены на формирование у детей более точного представления о школе и роли ученика в ней. Эта программа позволяет первоклассникам не только усваивать учебные знания, умения и навыки, но также готовит их к предстоящей школьной жизни. Занятия проходят в игровой форме, где дети встречаются со сказкой-метафорой (М.А. Панфилова «Лесная школа»). Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам. Первоклассникам легче осознавать причины своих волнений через сказочных образы лесных школьников. Типичное описание школьных атрибутов, класса, правил и др. позволит снизить школьную тревогу у детей, сформировать позитивные модели поведения в реальной жизни. На занятиях решаются дидактические, коррекционные и терапевтические задачи, развиваются воображение, мышление, речь.
На занятиях преобладает метод дискуссии, оформленный в соответствии с психологическими возможностями обучающихся.
Общий план работы предполагает соблюдение всех правил поведения на уроке:
- работа проходит за партами;
- отвечает только тот ученик, который поднял руку и спрошенный учителем и т.д.
Используя метод кейс-технологии каждому первокласснику родители готовят рабочую тетрадь «Я-школьник», разработанную в рамках данного курса. (Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4)
Все занятия заканчиваются созданием «итогового продукта»: памятки по теме, плаката, выставки рисунков.
Для выявления уровня адаптации каждого ребенка, возможных неврозов на начальной стадии развития, выяснения причин и способов коррекции на заключительном уроке проводится перспективная методика «Школа зверей» авт. С. Панченко (Приложение 5). Анализ изображенного дает возможность сделать некоторые предположения о тех трудностях, которые возникли у детей в процессе учебной деятельности.
В свою очередь педагог оценивает школьную адаптацию по опроснику МОШАП. Который дает возможность определить какая из сфер: педагогическая, социальная, психологическая или физиологическая является причиной школьной дезадаптации детей.
Критерии адаптации первоклассников:
Высокая степень адаптации. Они адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе, у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября происходит освоение и с новым статусом ученика, и с новыми требования ми, и с новым режимом. Эти качества позволяют им с первых дней ощутить свои успехи, что ещё больше повышает учебную мотивацию.
Средняя степень адаптации. Они имеют более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти дети испытывают небольшие трудности в усвоении учебной программы. Благодаря доброжелательному и тактичному отношению учителя к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными школьным требованиям.
Низкой степень адаптации. Их социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников.