Цель занятия:
- Создать условия для развития природной одарённости и творческого потенциала во внеурочной деятельности учащихся начальной школы.
Задачи:
- Научить детей выразительно осмысленно читать;
- Развивать умения и навыки логического, творческого мышления, память;
- Формировать чувство ответственности за произнесённое слово;
- Воспитывать любовь к литературе, творчеству.
I. Вступление учителя:
Прежде чем подойти к теме занятия, проведём наши традиционные разминки:
1. Эмоционально - звуковая разминка:
а) мимикой и жестом изобразите человека с таким выражением лица:
б) Звуковая разминка
Оч - оч - оч - наступила ночь.
Ец - ец - ец - очень вкусный огурец.
Ло - ло - ло - на улице тепло.
Ор - ор - ор - подмели мы двор.
2. Литературная разминка.
- Что такое литература?
- Какие изобразительные выразительные языковые средства вы знаете?
- Что такое олицетворение, сравнение, метафора эпитет?
- Какие роды литературы вам известны?
Слово учителя: сегодня мы с вами будем говорить, пожалуй, о самом интересном роде литературы - лирике и её жанре - стихах.
Читая и слушая стихи, человек поддаётся влиянию таланта, мастерства и обаяния поэта. Самое сильное переживание человека ищет выхода в слове. Почти все влюблённые пишут стихи, даже те, кто в другое время был к ним равнодушен. Да это и не удивительно, ведь именно поэзия выражает его чувства.
Сегодня мы будем читать, слушать, анализировать лирические стихи.
II. Дети читают стихи:
- Щетинина Люда
Е.Баратынский “Разлука” - Быков Алеша.
Ф. Тютчев “Осенний вечер” - Серенков Максим
М. Лермонтов “Она поёт, а звуки тают” - Скобцова Юля
М. Лермонтов “ На севере тихом стоит одиноко...” - Хатеев Максим
И. Анненский “Весенний романс” - Антонов Сергей
С. Дрожжин “Распустились почки” - Смоляков Дима
М. Михайлов “ Ведь только строчка лишь одна” - Тюрина Аня
Ф. Тютчев “Предопределение” - Андреева Надя
К. Некрасова “Музыка” - Шабалинский Вадим,
Белкин Дима,
Коршунов Миша,
Луконин Влад
Н. Заболоцкий “Некрасивая девчонка” - Луконин Влад
Н. Асеев “ Ромео и Джульетта” - Герасимова Юля
Ф. Тютчев “Осенний вечер”
Анализ стихотворений
- Какие чувства выразил поэт в своём стихотворении? О чём это стихотворение?
- Какие изобразительно - выразительные языковые средства использует поэт?
Учитель: Сегодня я вам прочитаю своё лирическое стихотворение, которое сочинила, когда мне было 18 лет:
Измена.
Говорят, тебе измена
А я стою и хохочу
Тошно моему сердечку тошно,
А все ж признаться не хочу.
Будто в грязь увязла покалено,
Шагу даже сделать не могу.
Слово непривычное, ИЗМЕНА,
Как смола прилипла к языку.
А ведь как за мной он мальчик бегал
Там где мы стояли, снег то белый,
До земли растаивал порой.
Чтоб моё сердечко меньше ныло,
Чтоб оно забыло всё, что было,
Я его запру на три ключа
И ключи заброшу, чтоб не ныло,
Чтобы не болело по ночам.
Хоть не красивая, но гордая
Кого-то любят за красу.
А за меня берёза белая
Растёт красивая в лесу
Анализ стихотворения:
- Какие чувства я в нем выразила?
(горечь, разочарование, боль, обида)
- Какое настроение было в тот момент, когда я его писала?
(печальное, грустное, подавленное)
- Всё ли стихотворение пронизано грустью, болью, досадой?
- В первых строчках? (боль, почти отчаяние)
- Затем я как бы превозмогаю себя, переламываю свое настроение. Найдите и прочитайте эти строчки.
“Чтоб моё сердечко меньше ныло,
Чтоб оно забыло всё, что было,
Я его запру на три ключа
И ключи заброшу, чтоб не ныло,
Чтобы не болело по ночам.”
- Какие изобразительные-выразительные языковые средства вы услышали в этих строках?
- Учитель: Далее я психологически настраиваю себя на лучшее. Найдите и прочитайте эти строчки.
Хоть не красивая, но гордая
Кого-то любят за красу.
А за меня берёза белая
Растёт красивая в лесу.
Слово учителя: Ребята, это очень важно, надо жить и радоваться жизни. Ведь жизнь настолько многообразна, мир настолько интересен. И какие бы горести не переживал человек, он стремиться быть счастливым. Да и не только быть, но и делиться счастьем с другими.
Я сегодня испытала счастье. Почему? Да потому, что делилась с вами своими чувствами, и они нашли глубокий отклик в ваших маленьких сердечках.
III. Дети вручают сердечки гостям.
IV. Учитель: “Лирика - это не только поэзия, это и музыка”
Уважаемые гости, для Вас Шабалинский Вадим исполнит лирическую песню “Зимний сад”
V. Заключение.
Перед вами стенд с вашими творческими работами. Я думаю, они пополнятся ещё и вашими творческими сочинениями.