Общие положения.
Программа "Создание анимации с использованием flash-технологии" научно-технической направленности, по цели обучения интеллектуально-познавательная, по организации учебного процесса научно-исследовательская, по уровню усвоения - углубленная, ориентирована на детей от 13 до 17 лет, рассчитана на 2 года обучения (всего 144 часа). Первый год обучения - 72 часа, второй год обучения - 72 часа . Разработана в МОУ ДОД "ЦДТ № 4" и реализуется на базе МОУ "Гимназия №1" в детском объединении "Информатика" отдела "Малая академия наук".
Учебные занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа . Академический час равен 40 минутам. Программа предполагает наличие индивидуальных занятий, в количестве 2 часов в неделю. В группе 12 человек.
Пояснительная записка.
Современному человеку очень часто приходиться сталкиваться с проблемами, при решении которых приходиться создавать мультимедийные, интерактивные документы. Одной из самых популярных технологий, позволяющих создавать такие документы, является flash - технология.
Технология Flash основана на использовании векторной графики в формате SWF. Хотя это далеко не первый векторный формат, создателям SWF удалось найти наиболее удачное сочетание между изобразительными возможностями графики, инструментальными средствами для работы с ней, и механизмом включения результата в Web-страницы. Еще одна особенность SWF: созданные на его основе изображения не только могут быть анимированы, но также дополнены интерактивными элементами и звуковым сопровождением. Несмотря на популярность данной технологии среди пользователей, она не является основной информационной технологией, которые изучаются в курсе основной школе, поэтому эта технология изучается в виде спецкурса.
При изучении курса развиваются умение конкретизировать и разбивать на элементы единое целое, умение анализировать, умение работать с опорным конспектом. К тому же курс способствует развитию следующих профильных учений: умение работать в стандартных прикладных программах, умение создавать изображение средствами векторного графического редактора.
Цель: создание условий для развития обучающихся, их творческого и наглядно-образного мышления, способности анализировать окружающий мир.
Задачи:
- познакомить с основными понятиями объектно-ориентированного программирования;
- изучить способы создания мультимедийных проектов средствами программной среды, предназначенной для создания Flash-проектов;
- научить применять стандартные скрипты при создании интерактивного проекта;
- изучить основные приемы работы в программном продукте, предназначенном для создания Flash-проектов;
- развить навыки работы с различными видами информации;
- воспитать чувства гордости за науку, технику.
- воспитать стремление к знаниям.
- развить кругозор учащихся.
Программа предусматривает ознакомление детей с технологией создания мультимедийных проектов, изучение основных понятий объектно-ориентированного программирования, развитие наглядно-образного мышления.
Обучение детей в целом подчиняется дидактическим принципам:
- системности и последовательности;
- сознательности и активности;
- наглядности и достоверности;
- научности и доступности;
- связи теории с практикой.
Программа "Создание анимации с использованием flash-технологии" разработана в 2007 году, модифицирована в 2008 году.
Основные направления и содержание деятельности.
Данная программа предполагает наличие теоретических занятий, практических занятий, а так же смешанных занятий. Большая часть всех занятий - практическая. Если занятие смешанное, то большая его часть тоже проводится в виде практики.
Дети первого года изучают основные понятия flash - технологии, учатся создавать flash - проекты без использования интерактивных элементов. На втором году обучающиеся расширяют и углубляют познания в данной области, а так же учатся работать с flash - технологией в различных программных продуктах, создавать проекты с использованием интерактивных элементов.
Большая часть занятий проводится в виде практических работ. Активно используются фронтальные практические работы, в которых предпочтение отдается индивидуальным формам и методу проектов, где возможна групповая работа обучающихся.
Для объяснения теоретического материала используются следующие методы: рассказ с элементами конспектирования, объяснение, инструктаж. При проверке знаний обучающихся используются методы тестирования, защиты проекта.
Ожидаемые результаты.
1 год обучения:
Раздел 1:
Учащиеся должны знать: основные понятия, используемые при работе с технологией Flash. Интерфейс и инструментарий программы Adobe flash CS 3 Professional.
Учащиеся должны уметь: работать с объектами. Создавать статичные изображения. Сохранять документа в различных форматах
Раздел 2:
Учащиеся должны знать: типы анимации. Возможности работы со слоями.
Учащиеся должны уметь: импортировать растровые изображения во Flash - документ. Создавать анимированные объекты с использованием различных типов анимации. Создавать эффект вращения, серию движений и организовывать движение по заданной траектории. Работать с текстовыми блоками.
Раздел 3:
Учащиеся должны знать: понятия символа и экземпляра. Библиотеки символов.
Понятие интерактивности. Основные понятия языка сценариев Action Script. Стандартные скрипты. Основные объекты ActionScript
Учащиеся должны уметь: работать с символами типа "графика", "фильм", "кнопка". Внедрять звуки в документ. Управлять проигрыванием фильма. Организовывать навигацию по гиперссылкам. Создавать сценарии для кадра. Создавать сценарии для клипа. Опубликовывать фильма. Работать со стандартными компонентами.
2 год обучения:
Раздел 1:
Учащиеся должны знать: основные понятия, используемые при работе с технологией Flash. Интерфейс и инструментарий программы Adobe flash CS 3 Professional.
Учащиеся должны уметь: создавать анимированные проекты средствами Adobe flash CS 3 Professional
Раздел 2:
Учащиеся должны знать: понятия символа и экземпляра. Библиотеки символов.
Понятие интерактивности. Основные понятия языка сценариев Action Script. Стандартные скрипты. Основные объекты ActionScript
Учащиеся должны уметь: работать с символами типа "графика", "фильм", "кнопка". Внедрять звуки в документ. Управлять проигрыванием фильма. Организовывать навигацию по гиперссылкам. Создавать сценарии для кадра. Создавать сценарии для клипа. Опубликовывать фильма. Работать со стандартными компонентами. Редактировать компоненты. Оптимизировать и тестировать фильм. Использовать шаблоны. Публиковать фильм в дополнительные форматы. Устанавливать параметры публикации.
Механизм оценки получаемых результатов
Входной контроль проводится в начале курса.
Цель входного контроля - выявить уровень общей подготовки обучающихся в сфере информационных технологий.
Форма - анкетирование.
Текущий контроль проводится по конкретной теме на фронтальных практических работах
Цель текущего контроля - оценка качества усвоения программного материала по разделам. Форма - теоретических диктантов, промежуточных зачетов и тестов
Итоговый контроль проводится в конце всего курса.
Цель итогового контроля - комплексная проверка образовательных результатов по всем заявленным целям и направлениям курса.
Форма - защита творческих работ. Теоретические знания учащихся проверяются с помощью тестирования.
Критерии оценки:
Тестовые задания:
- "5" - более 95%
- "4" - 80%-94%
- "3" - 50% - 79%
- "2" - менее 50%
Творческая работа:
- "5" - полностью раскрывает поставленную цель, использует большую часть возможностей, представленные программой.
- "4" - раскрывает поставленную цель, но есть недочеты и замечания.
- "3" - раскрывает цель на 50%.
- "2" - нет работы или работа не раскрывает поставленную цель.
Практическая работа:
- "5" - 100%
- "4" - от 80% заданий или 100% заданий, но с недочетами.
- "3" - 50% - 79%
- "2" - менее 50 %
Условия реализации программы:
Для реализации курса необходимо:
- IBM PC - совместимых компьютеров - 10 шт.
- Операционная система Windows XP (или другая, более поздняя версия).
- Adobe flash CS 3 Professional или Macromedia Flash 6 MX или другая аналогичная программа..
- Столы, не менее 10 шт - для реализации теоретических занятий.
- Мультимедийный проектор.
- Выход в Internet (не обязятелен).
Кабинет, в котором будут проводиться занятия, соответствует всем требованиям, предъявляемым к кабинетам информатики. Аппаратно-программными средствами курс обеспечен в полном объеме.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Номер урока | |||||
Всего | Теория | Практика | ||||||
1 год обучения | ||||||||
1 | Т. Б. Анкетирование. | 1 | 1 | 1 | ||||
2 | Срез знаний. | 1 | 1 | 2 | ||||
Раздел 1. Интерфейс Adobe flash CS 3 Professional. Управление основными элементами интерфейса. Создание статичных изображений. | ||||||||
3 | Введение в технологию Flash. Основные понятия. | 2 | 2 | 3,4 | ||||
4 | Интерфейс и инструментарий программы Adobe flash CS 3 Professional. | 1 | 1 | 5 | ||||
5 | Работа с объектами. Создание статичных изображений. Сохранение документа в различных форматах. | 3 | 1 | 2 | 6,7,8 | |||
Раздел 2. Создание анимированных объектов. | ||||||||
6 | Типы анимации. | 1 | 1 | 9 | ||||
7 | Покадровая анимация | 3 | 1 | 2 | 10,11,12 | |||
8 | Импорт растровых изображений в Flash - документ. | 2 | 2 | 13,14 | ||||
9 | Работа со слоями. | 3 | 1 | 2 | 15,16,17 | |||
10 | Анимация движения. | 2 | 1 | 1 | 18,19 | |||
11 | Эффект вращения. Серия движений. | 2 | 2 | 20,21 | ||||
12 | Движение по заданной траектории. | 3 | 1 | 2 | 22,23,24 | |||
13 | Анимация преобразования. | 2 | 1 | 1 | 25,26 | |||
14 | Текстовые блоки. Редактирование текста. | 3 | 1 | 2 | 27,28,29 | |||
15 | Промежуточный зачет (практика - проект, теория - тест) | 2 | 1 | 1 | 30,31 | |||
Раздел 3. Символы и экземпляры. Стандартные скрипты. | ||||||||
16 | Символы и экземпляры. Библиотеки символов. Редактирование символа. | 2 | 1 | 1 | 32,33 | |||
17 | Символы типа "графика" | 2 | 2 | 34,35 | ||||
18 | Символы типа "фильм" | 2 | 2 | 36,37 | ||||
19 | Внедрение звуков в документ. | 3 | 3 | 38,39,40 | ||||
20 | Понятие интерактивности. Язык сценариев Action Script. Стандартные скрипты. | 2 | 2 | 41,42 | ||||
21 | Основные объекты ActionScript. | 2 | 1 | 1 | 43,44 | |||
22 | Символ типа "кнопка". Управление проигрыванием фильма. | 4 | 1 | 3 | 45,46,47,48 | |||
23 | Навигация по гиперссылкам. | 2 | 1 | 1 | 49,50 | |||
24 | Создание сценария для кадра. | 3 | 1 | 2 | 51,52,53 | |||
25 | Создание сценария для клипа. | 3 | 1 | 2 | 54,55,56 | |||
26 | Стандартные компоненты. Флажок, переключатель. | 3 | 1 | 2 | 57,58,59 | |||
27 | Список, комбинированный список. | 3 | 1 | 2 | 60,61,62 | |||
28 | Публикация фильма. | 2 | 1 | 1 | 63,64 | |||
29 | Творческая работа. | 4 | 4 | 65,66,67,68 | ||||
30 | Итоговый зачет. Защита проекта (практика). | 2 | 2 | 69,70 | ||||
31 | Итоговый зачет. Тестирование (теория) | 1 | 1 | 71 | ||||
32 | Итоговый урок. | 1 | 1 | 72 | ||||
Итого: | 72 | 29 | 43 | |||||
2 год обучения | ||||||||
1 | Т. Б. Анкетирование. | 1 | 1 | 1 | ||||
2 | Срез знаний. | 1 | 1 | 2 | ||||
Раздел 1. Интерфейс Adobe flash CS 3 Professional. Управление основными элементами интерфейса. Создание статичных изображений. | ||||||||
3 | Интерфейс и инструментарий программы Adobe flash CS 3 Professional. | 2 | 1 | 1 | 3,4 | |||
4 | Работа с объектами. Создание статичных изображений. Сохранение документа в различных форматах. | 2 | 1 | 1 | 5,6 | |||
5 | Создание анимированного проекта средствами Adobe flash CS 3 Professional | 3 | 1 | 2 | 7,8,9 | |||
Раздел 2. Символы и экземпляры. Стандартные скрипты | ||||||||
6 | Символы и экземпляры. Библиотеки символов. Редактирование символа. | 1 | 1 | 10 | ||||
7 | Символы типа "графика" | 3 | 1 | 2 | 11,12,13 | |||
8 | Символы типа "фильм" | 3 | 1 | 2 | 14,15,16 | |||
9 | Внедрение звуков в документ. | 3 | 1 | 2 | 17,18,19 | |||
10 | Понятие интерактивности. Язык сценариев Action Script. Стандартные скрипты. | 2 | 1 | 1 | 20,21 | |||
11 | Основные объекты ActionScript. | 2 | 1 | 1 | 22,23 | |||
12 | Символ типа "кнопка". Управление проигрыванием фильма. | 3 | 1 | 2 | 24,25,26 | |||
13 | Навигация по гиперссылкам. | 2 | 1 | 1 | 27,28 | |||
14 | Создание сценария для кнопки. | 3 | 1 | 2 | 29,30,31 | |||
15 | Стандартные компоненты. | 2 | 1 | 1 | 32,33 | |||
16 | Компонент "флажок" | 2 | 1 | 1 | 34,35 | |||
17 | Компонент "переключатель" | 2 | 1 | 1 | 36,37 | |||
18 | Компоненты "списки", "комбинированные списки" | 3 | 1 | 2 | 38,39,40 | |||
19 | Компонент "прокручиваемая область" | 2 | 1 | 1 | 41,42 | |||
20 | Редактирование компонентов. | 2 | 1 | 1 | 43,44 | |||
21 | Создание сценария для кадра. | 3 | 1 | 2 | 45,46,47 | |||
22 | Создание сценария для клипа. | 3 | 1 | 2 | 48,49,50 | |||
23 | Публикация фильма. | 2 | 1 | 1 | 51,52 | |||
24 | Оптимизация и тестирование фильма. | 4 | 1 | 3 | 53,54,55,56 | |||
25 | Установка параметров публикации. | 3 | 1 | 2 | 57,58,59 | |||
26 | Публикация фильма в дополнительных форматах | 3 | 1 | 2 | 60,61,62 | |||
27 | Использование шаблонов. | 3 | 1 | 2 | 63,64,65 | |||
29 | Творческая работа. | 2 | 1 | 1 | 66,67 | |||
30 | Итоговый зачет. Защита проекта (практика). | 2 | 1 | 1 | 68,69 | |||
31 | Итоговый зачет. Тестирование (теория) | 2 | 2 | 70,71 | ||||
32 | Итоговый урок. | 1 | 1 | 72 | ||||
Итого: | 72 | 32 | 40 |